Дело № 2-612/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерацииг. Козьмодемьянск 19 июня 2012 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Халиулина А.Д.,
при секретаре Зубковой Г.Г.,
с участием представителя истца администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Морозовой О.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2012г.,
представителя ответчика судебного пристава-исполнителя Горномарийского РОСП УФССП России по Республике Марий Эл Зайцева В.С.,
третьего лица Пеньковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» к Горномарийскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл об уменьшении исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» обратилась в суд с настоящим иском, в котором просило уменьшить на 1/4 исполнительский сбор, наложенный на администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 25.05.2012г. по исполнительному производству №.
В обоснование иска указала на то, что 01 ноября 2011 года Горномарийский районный суд РМЭ вынес решение по делу № 2-974/2011, которым обязал администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» предоставить Пеньковой А.С., вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства РМЭ № 8 от 17.01.2005г., на одного человека. 12.01.2012 года судебный пристав-исполнитель Горномарийского РОСП вынес постановление о возбуждении исполнительного производства, в соответствии с которым установил пятидневный срок для исполнения решения суда. Администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» не имела реальной возможности исполнить решение суда в установленный срок, о чем было сообщено судебному приставу-исполнителю письмом № 77 от 19.01.2012г. 25.05.2012г. судебный пристав-исполнитель Горномарийского РОСП вынес постановление о взыскании с администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» исполнительского сбора в размере 5000 рублей. С данным постановлением они не согласны по следующим основаниям. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 14.2 Закона РМЭ от 02.12.2004г. № 50-3 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями одним из которых является обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
Согласно п.п. 2, 3 «Порядка предоставления субвенций из республиканского бюджета РМЭ муниципальным районам и городским округам РМЭ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства РМЭ от 24.10.2008г. № 287, субвенции предоставляются за счет средств республиканского бюджета РМЭ в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета РМЭ на соответствующий финансовый год в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, с 01.01.2009г. субвенции перечисляются Министерством образования РМЭ.
Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» не могла предоставить Пеньковой А.С. жилое помещение за счет собственных средств, поэтому для исполнения решения суда были предприняты следующие меры. Учет лиц, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, ведется как на местном уровне в органах опеки и попечительства, так и на республиканском уровне в Министерстве образования РМЭ, куда ежегодно направляются сведения о лицах данной категории. После вступления решения суда от 01.11.2011г. в законную силу в Министерство образования науки РМЭ было дополнительно направлено письмо № 71 от 19.01.2012г. с просьбой выделить субвенцию на приобретение жилья для Пеньковой А.С., к письму прилагалась копия решения суда от 01.11.2011 г. До настоящего времени субвенция на обеспечение жильем Пеньковой А.С. не поступала.
В судебном заседании представитель администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Морозова О.В. поддержала требования, изложенные в исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель Горномарийского РОСП УФССП России по Республике Марий Эл Зайцев В.С. в судебном заседании указал на то, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено законно и обоснованно, вопрос об уменьшении исполнительского сбора на 1/4 оставил на усмотрение суда.
Третье лицо по делу Пенькова А.С. в судебном заседании просила истцу в иске отказать.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела № 2-974/2011, исполнительного производства №, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 11 указанной статьи, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Судом установлено, что решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 01 ноября 2011 года по делу № на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» возложена обязанность предоставить Пеньковой А.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства РМЭ №8 от 17.01.2005г. на одного человека.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Смирновой А.В. от 12.01.2011 года на основании исполнительного листа от 01.11.2011 года, выданного Горномарийским районным судом по делу № 2-974/2011, возбуждено исполнительное производство №.
Постановлением от 25.05.2012 года о взыскании исполнительского сбора с должника - администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление данных оснований к полномочиям суда.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П разъяснено, что установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1- 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Судом установлено, что администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» 19.01.2012 года направляла письмо № 71 в Министерство образования и науки РМЭ с просьбой выделить субвенцию на приобретение жилья для Пеньковой А.С., к письму прилагалась копия решения суда от 01.11.2011 г. До настоящего времени субвенция на обеспечение жильем Пеньковой А.С. не поступала.
Пунктом 2 статьи 83 БК РФ установлено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно статьям 281, 282, 283 БК РФ финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, является нарушением бюджетного законодательства РФ.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу что администрацией «Городского округа «Город Козьмодемьянск» представлены доказательства, объективно подтверждающие факт принятия мер по исполнению решения суда, а именно, представлены документы, подтверждающие обращение в государственный орган, правомочный решать вопрос о предоставлении денежных средств на приобретение жилья. В связи с чем, суд считает заслуживающими внимания доводы истца о том, что он не имел реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Учитывая принцип справедливости, соразмерности, степень вины истца в неисполнении решения суда в срок, характер деятельности, отсутствие бюджетных ассигнований на день предъявления требований, принимая во внимание наличие уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для уменьшения размера исполнительского сбора администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 мая 2012 года в рамках исполнительного производства № на 1/4 часть до 3750 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 112 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 25 ░░░ 2012 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░░ 1/4 ░░░░░ ░░ 3750 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░