Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-369/2018
Именем Российской Федерации
пгт Лучегорск 27 ноября 2018 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Новоградской В.Н.,
при секретаре Типикиной И.Н., с участием:
истца Полунова А.П.,
представителя АО «ЛУР» Багинской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полунова ФИО6 к Акционерному обществу «Лучегорский угольный разрез» о признании незаконным отказа в выплате единовременного вознаграждения и взыскании единовременного вознаграждения,
У С Т А Н О В И Л:
Полунов А.П. обратился в суд с иском к АО «ЛУР» указывая, что он состоял в трудовых отношениях с ответчиком в период с 05.08.1974 г. по 29.01.2016 г. Является пенсионером по старости с 30.01.2016 г., имеет общий трудовой стаж 41 год и 5 месяцев. 06.09.2018 он подал заявление о выплате компенсации в соответствии с п.5.3 «Отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года». Ответом от 20.09.2018 г. № № на его обращение ему было отказано. Основанием для отказа послужило то, что согласно приказу №72-л/с от 29.01.2016г. трудовой договор с ним был прекращен по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой 4-х кратного среднемесячного заработка. С учетом уточненных требований просит признать отказ в выплате единовременного вознаграждения в соответствии с пунктом 5.3 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности незаконным, взыскать с ответчика единовременное вознаграждение в размере 306557 рублей.
В судебном заседании Полунов А.П. исковые требования поддержал, просит взыскать сумму единовременного вознаграждения исходя из представленного ответчиком расчета. Считает, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку его право было нарушено с момента получения письменного отказа о выплате единовременного вознаграждения, а именно с 20.09.2018. Пункт 5.3 Соглашения предусматривает выплаты единовременного вознаграждения один раз за весь период работы в угольной промышленности и на основании письменного заявления работника. Сроки такой выплаты данным соглашением не предусмотрены. Ранее он не обращался с данным требованием, поскольку не знал о наличии указанного соглашения.
Представитель АО «ЛУР» Багинская О.А., исковые требования не признала, суду показала, что Полунов А.П. уволен по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по соглашению сторон ДД.ММ.ГГГГ г. с выплатой 4-х кратного среднемесячного заработка. Единовременная выплата, предусмотренная ч. 1 и 2 п. 5.3 Соглашения, является мерой социального обеспечения, предназначенной для работников предприятия угольной промышленности. Право на выплату возникает у работника по достижении пенсионного возраста при наличии 10 лет стажа работы в угольной промышленности, воспользоваться этим правом он может вплоть до момента увольнения, путем подачи соответствующего заявления. При этом в Соглашении четко прописаны основания увольнения, при которых возникает право на выплату – прекращение трудовых отношений в связи с выходом работника на пенсию. Полагает, что в соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ, срок исковой давности истек 29.01.2017г. и истцом не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока. Пояснения истца о том, что он узнал об Отраслевом тарифном соглашении только в сентябре 2018 г. не являются достаточными для признания уважительными причин пропуска срока обращения в суд. Кроме того, выплата единовременного денежного вознаграждения работнику, может осуществляться при прекращении трудовых отношений при наличии одновременно следующих условий: у работника есть право на пенсионное обеспечение; работник имеет стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет; от работника поступило письменное заявление о выплате единовременного вознаграждения; трудовые отношения с работником прекращаются в связи с выходом на пенсию. Следовательно, правовые основания для выплаты Полунову А.П. единовременного вознаграждения в соответствии с п. 5.3 Соглашения отсутствуют.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Полунов А.П. состоял в трудовых отношениях с АО «ЛУР» с 05.08.1974 г. по 29.01.2016 г. (л.д. 46-53). С 01.04.2008 г. истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости (л.д. 69).
Приказом АО «ЛУР» №. трудовой договор с Полуновым был расторгнут и он был уволен ДД.ММ.ГГГГ. по соглашению сторон, п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, с выплатой 4-кратного среднемесячного заработка согласно п. 4.2 Коллективного договора (л.д. 67). Основанием для увольнения послужило соглашение сторон от 29.01.2016г., личное заявление Полунова А.П. (л.д. 65, 66). 06.09.2018г. истец обратился с заявлением к ответчику с просьбой произвести перерасчет согласно положениям Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности (л.д. 4). Письмом от 20.09.2018г. Полунову А.П. отказано в выплате вознаграждения в связи с тем, что трудовой договор был прекращен по соглашению сторон.
Согласно Федеральному отраслевому соглашению по угольной промышленности РФ, заключенному на период с 01.04.2013 г. по 31.03.2016 г. с соглашением о продлении срока действия до 31.12.2018 г. работодатели своевременно и в полном объеме перечисляют в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие внебюджетные фонды выплаты согласно действующему законодательству Российской Федерации (п. 5.1); в целях достижения максимальной финансовой устойчивости, повышения экономической результативности Организации, закрепления высококвалифицированных кадров, мотивации наиболее профессиональной части персонала к продолжению работы для выполнения производственных планов, программ, повышения производительности труда и, как результат, обеспечения стабильной и эффективной работы Работодатель обеспечивает Работникам, уполномочившим Профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, выплату единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).
В случае, если Работник не воспользовался вышеуказанным правом, Работодатель обеспечивает выплату вознаграждения Работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет при прекращении трудовых отношений с Работодателем в связи с выходом на пенсию.
Выплата единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) осуществляется: один раз за весь период работы в угольной промышленности; на основании письменного заявления Работника; в сроки и порядке, определенном в соответствии с Положением, разработанным совместно с соответствующим органом Профсоюза и Работодателем.
В коллективных договорах Организаций может предусматриваться порядок и условия реализации указанных социальных гарантий и иным категориям Работников (п. 5.3)
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" социальная поддержка для работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, соглашениями, коллективными договорами за счет средств этих организаций.
В силу положений п 1.5 Федерального отраслевого соглашения положения этого соглашения обязательны при заключении коллективных договоров (соглашений).
Согласно п. 6.4 дополнений и изменений к Коллективному договору АО «ЛУР» (л.д. 41) работодатель производит выплату единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности РФ (с учетом стажа работы в реорганизованных Обществах) работникам, которые имеют стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет при прекращении с ними трудовых отношений в связи с выходом на пенсию.
Как установлено в судебном заседании, Полунов А.П. имеет необходимый стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, в период работы у ответчика не воспользовался правом на выплату единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР), следовательно, работодатель при прекращении с ним трудовых отношений в связи с выходом на пенсию обязан был произвести указанную выплату истцу.
Между тем Полунов был уволен не в связи с выходом на пенсию, а по соглашению сторон, с выплатой 4-кратного среднемесячного заработка согласно п. 4.2 коллективного договора. При таких обстоятельствах отказ в выплате (перерасчете) единовременного вознаграждения незаконным не является, а требование о взыскании указанного вознаграждения в сумме 328648,25 рублей удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ (в редакции, действовавшей до 3 октября 2016 г.) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Из приведенных положений ст. 392 ТК РФ, действовавших в период работы Полунова А.П. и на момент его увольнения 29.01.2016 г. следует, что срок на обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в том числе касающегося невыплаты или неполной выплаты заработной платы, составлял три месяца. Течение этого срока начинается со дня, когда работник узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено.
Частью 1 статьи 140 ТК РФ предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Следовательно, работодатель обязан был произвести выплату Полунову единовременного вознаграждения в день его увольнения, и именно с указанной даты следует исчислять трехмесячный срок на обращение в суд с настоящим иском.
Изложенное свидетельствует о пропуске истцом срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Таких доказательств Полунов не представил, неосведомленность истца о наличии соглашения, предусматривающего выплату единовременного соглашения таковым не является.
Пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного трудового права, в силу статьи 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 328648,25 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.12.2018 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.