Дело №2-1161/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 25 декабря 2014 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Кривоноговой Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора Любинского района Омской области Филатовой Е.И.,
истца Динер Т.А.,
представителя ответчика МБОУ «Новоархангельская СОШ» Бенке П.А.,
представителя третьего лица Управления образования администрации Любинского муниципального района Жаргаковой Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Галашовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области в интересах Динер Т.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новоархангельская СОШ» (далее МБОУ «Новоархангельская СОШ») о признании незаконными действий по установлению заработной платы в минимальном размере оплаты труда с учетом районного коэффициента, обязании произвести перерасчет заработной платы и установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на нее районного коэффициента,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд в интересах Динер Т.А. с иском к МБОУ «Новоархангельская СОШ» о признании незаконными действий по установлению заработной платы в минимальном размере оплаты труда с учетом районного коэффициента, обосновывая свои требования следующим.
Динер Т.А. работает в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в МБОУ «Новоархангельская СОШ» с должностным окладом на 1 ставку <данные изъяты> рублей в месяц и выплатой по районному коэффициенту в размере <данные изъяты>%. Размер заработной платы Динер Т.А. в ДД.ММ.ГГГГ года без суммирования районного коэффициента составляет менее минимального размера оплаты труда, установленного в РФ.
Просил признать действия МБОУ «Новоархангельская СОШ» по установлению Динер Т.А. заработной платы в минимальном размере оплаты труда с учетом районного коэффициента незаконными; обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы Динер Т.А. и установить ей заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на нее районного коэффициента, а также взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании прокурор Филатова Е.И. требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Истец Динер Т.А. также поддержала заявленные в ее интересах требования, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что норму рабочего времени она в ДД.ММ.ГГГГ года выполнила полностью, фактическое погашение задолженности, связанной с перерасчетом районного коэффициента, ей не выплачивалось.
Представитель ответчика МБОУ «Новоархангельская СОШ» Бенке П.А. не возражал против удовлетворения заявленных требований, подтвердил, что неверный расчет районного коэффициента заработной платы Динер Т.А. действительно имел место. Норму рабочего времени истец в ДД.ММ.ГГГГ года выполнила в полном объеме. Фактическое погашение задолженности, связанной с перерасчетом районного коэффициента, Динер Т.А. не произведено.
Представитель третьего лица Управления образования администрации Любинского муниципального района Жаргакова Г.Н., действующая на основании доверенности, полагала, что заявленные требования о признании действий ответчика незаконными подлежат частичному удовлетворению, поскольку районный коэффициент Динер Т.А. при расчете заработной платы начислялся. В остальной части заявленные исковые требования считает обоснованными. Ранее заработная плата работникам выплачивалась на основании установленных норм на младший обслуживающий персонал. В настоящее время предпринимаются меры для выплаты перерасчета заработной платы в ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель Министерства образования Омской области Оркиш Т.М., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, направила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку Омская область не относится к местности с особыми климатическими условиями, в связи с чем, заработная плата работников организаций, расположенных на территории области, с учетом районного коэффициента должна быть не ниже установленного МРОТ.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора Филатову Е.И., истца Динер Т.А., представителя ответчика Бенке П.А., представителя третьего лица Жаргакову Г.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией РФ предусмотрено создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплата и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ч.3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Положения ст.135 ТК РФ предусматривают установление заработной платы работнику трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из ст.146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По правовому смыслу указанных норм месячная заработная плата работника без включения в нее районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, а работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должна выплачиваться в повышенном размере.Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. ФЗ от 02.12.2013 №336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в размере <данные изъяты> рубля в месяц.
Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Региональным соглашением от 10.12.2013 в Омской области установлен минимальный размер оплаты труда в той же сумме – <данные изъяты> рубля в месяц.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325\24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время неустановленны, и о порядке их применения» в Омской области установлен районный коэффициент 1,15.
В судебном заседании установлено, что Динер Т.А. осуществляет трудовую деятельность в МБОУ «Новоархангельская СОШ».
В соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом положений дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ) она принята на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий МБОУ «Новоархангельская СОШ» с должностным окладом за 1 ставку в размере <данные изъяты> рублей, также установлена выплата районного коэффициента в размере <данные изъяты>% (л.д.8-10).
Положением об оплате труда работников МБОУ «Новоархангельская СОШ», утвержденным директором МБОУ «Новоархангельская СОШ», установлено, что выплата компенсационного характера – районный коэффициент начисляется на всю сумму заработной платы.
Согласно расчетному листку и расчетной ведомости КУ «ЦФЭХОУ в сфере образования» за ДД.ММ.ГГГГ года Динер Т.А. начислена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей, при окладе <данные изъяты> рублей.
Согласно расчетному листку и расчетной ведомости КУ «ЦФЭХОУ в сфере образования» за ДД.ММ.ГГГГ года Динер Т.А. также начислена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей, при окладе <данные изъяты> рублей.
В указанные месяцы Динер Т.А. полностью отработала норму рабочего времени, что подтверждается расчетными листками и не оспаривается представителем ответчика.
Из представленных суду материалов следует, что в размер заработной платы Динер Т.А. включен районный коэффициент – <данные изъяты>%, который был начислен на сумму выплат менее минимального размера оплаты труда, установленного в указанный период (<данные изъяты> рубля).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что такое начисление заработной платы не соответствует закону и нарушает право истца на справедливое вознаграждение за труд. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, в Любинском районе Омской области не может быть ниже <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> от этой суммы).
Доводы представителя Министерства образования Омской области, указанные в отзыве, о том, что Омская область не относится к местности с особыми климатическими условиями, несостоятельны, поскольку при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему норму труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст.146,148 ТК РФ, которые устанавливают, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленного трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ч.1 ст.423 ТК РФ в данном случае применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти бывшего СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 05.08.1971 №553 с 01.01.1972 введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Алтайском крае, Томской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Тюменской областях, для которых эти коэффициенты не были установлены.
Таким образом, районный коэффициент не может быть включен в размер заработной платы, установленный федеральным законом для всей территории Российской Федерации.
Довод представителя Управления образования администрации Любинского муниципального района Жаргаковой Г.Н. о том, что действия МБОУ «Новоархангельская СОШ» нельзя признать полностью незаконными, так как начисление районного коэффициента Динер Т.А. производилось, но только на меньшую сумму, суд также находит не состоятельным, поскольку прокурором и истцом не оспаривается сам факт начисления районного коэффициента.
Кроме того, суд критически относится к представленным Управлением образования администрации Любинского муниципального района справке, содержащей сведения о погашении задолженности Динер Т.А. по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ года в ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рублей, а также расчетной ведомости за ДД.ММ.ГГГГ года. Из пояснений истца следует, что перечисление перерасчета заработной платы фактически не производилось, это обстоятельство в судебном заседании не отрицала и представитель третьего лица Жаргакова Г.Н. Суд также обращает внимание на то, что представленные документы не содержат достоверного подробного расчета заявленной суммы перерасчета; в расчетной ведомости отсутствует прямое указание на сумму, составляющую непосредственный перерасчет районного коэффициента. Учитывая данное обстоятельство, судом названные документы не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Любинского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
Размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты> рублей. В связи с тяжелым финансовым положением образовательного учреждения, отсутствием собственного бюджета и, соответственно, денежных средств, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░