4А-249/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 19 октября 2016 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу Изоркина А. С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 13 апреля 2016 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда
Республики Марий Эл от 17 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Изоркина А. С., <дата> рождения, уроженца
<...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 13
Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 13 апреля
2016 года председатель <...> Изоркин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая 2016 года постановление мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 13 апреля
2016 года оставлено без изменения, жалоба Изоркина А.С. – без удовлетворения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобе и в дополнении к ней Изоркин А.С. просит постановление мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 13 апреля 2016 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая 2016 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Согласно Уставу общественной организации «<...>» постоянно действующим руководящим органом является Координационный совет. Полагает, что именно на него возложена обязанность по предоставлению распорядительных документов в контролирующие органы. Следовательно, субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, председатель общественной организации «<...>» быть не может. Также ссылается на то, что дело об административном правонарушении было рассмотрено судом первой инстанции без участия представителя Управления Минюста России по Республике Марий Эл. Суды, рассматривавшие дело об административном правонарушении, отметили, что председатель общественной организации «<...>» совершил административное правонарушение впервые и тем не менее вынесли наказание в виде штрафа. Указывает на то, что в подобных случаях КоАП РФ предусматривает замену штрафа на предупреждение.
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл
20 сентября 2016 года, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл <...> проведена плановая документарная проверка в отношении Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл, предметом которой являлось соответствие деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям
(л.д. <...>).
Согласно уведомлению о проведении проверки председателю Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл Изоркину А.С. надлежало представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл к дате начала проверки –
9 марта 2016 года документы в соответствии с пунктом 11 вышеуказанного распоряжения и письмом-уведомлением о проведении проверки (л.д. <...>). Кроме того, в письме-уведомлении указано, что, в случае невозможности представления документов и (или) сведений, указанных в пункте 11 распоряжения о проверке, организации необходимо представить письменные пояснения.
Организация надлежащим образом извещена о проведении проверки и представлении документов. Уведомление о проведении проверки получено организацией 9 февраля 2016 года (л.д. <...>).
Однако к дате начала проверки запрашиваемые документы председателем организации Изоркиным А.С. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл представлены не были, что подтверждается справкой от 17 марта 2016 года №<...> О причинах невозможности представления документов в срок Изоркин А.С. не сообщил. Документы были представлены только 17 марта 2016 года (л.д. <...>
Факт совершения председателем Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл Изоркиным А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по данному делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 марта 2016 года (л.д. <...>), объяснительной (л.д<...>), распоряжением <...> уведомлением о проведении проверки №<...>, справкой <...> (л.д. <...>), Уставом Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл (л.д. <...>
Мировой судья судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл, судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями части 1 статьи 19.4 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о доказанности совершения председателем Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл Изоркиным А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, председатель Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл быть не может, поскольку обязанность по предоставлению распорядительных документов в контролирующие органы возложена на руководящие органы общественных организаций проверен мировым судьей и судьей городского суда и обоснованно признан несостоятельным.
Согласно пунктам 21 и 21.1 Устава Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл общее руководство «<...> в период между конференциями (общими собраниями) осуществляет представительный орган – Координационный совет, председателем которого является председатель <...>».
Пунктом 22 Устава Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл установлено, что непосредственное управление деятельностью «<...> на основе единоначалия осуществляет председатель организации, избираемый на конференции «<...>» тайным голосованием сроком на 5 лет.
Председатель «<...>» действует от имени <...>» без доверенности в пределах своих полномочий, в том числе представляет «<...>» в отношениях с другими организациями, партиями, движениями, предприятиями, объединениями, юридическими и физическими лицами, заключает от имени «<...>» контракты и соглашения (пункт 22.4 Устава Правозащитной общественной организации «<...> Республики Марий Эл).
Таким образом, Изоркин А.С., являющийся председателем Правозащитной общественной организации «<...> Республики Марий Эл и осуществляющий непосредственное управление деятельностью общественной организации, должен был исполнить законное требование контролирующего органа по предоставлению необходимых документов в установленный срок, что им сделано не было. Следовательно, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи городского суда Изоркин А.С. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Санкцией части 1 статьи 19.4 КоАП РФ наказание в виде предупреждения для должностных лиц не предусмотрено. Мера административного наказания в виде предупреждения предусмотрена санкцией части 1 вышеуказанной статьи только для граждан.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе вопрос о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 КоАП РФ. КоАП РФ не предусмотрено обязательное участие при рассмотрении дела должностного лица государственного органа, составившего протокол об административном правонарушении.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении председателя Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл Изоркина А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено председателю Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл Изоркину А.С. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 13 апреля 2016 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Правозащитной общественной организации «<...>» Республики Марий Эл Изоркина А. С. оставить без изменения, жалобу
Изоркина А.С. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин