Дело №2-3814
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Полонской А.Б.
при секретаре Филимоновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком
07 сентября 2015 года
гражданское дело по иску Черданцевой Е. А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа о заключении договора купли-продажи,
У С Т А Н О В И Л:
Черданцева Е.А. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа о заключении договора купли-продажи, мотивируя свои требования тем, что КУМИ Ленинск-Кузнецкого городского округа разместил публикацию извещения: <дата> в <данные изъяты> о проведении торгов на официальном сайте торги.гов., где выставил на продажу автомобиль <данные изъяты>. Заявки принимались до <дата>. С условиями продажи она ознакомилась и решила участвовать, в связи с чем подала заявку на этот номер сообщения <данные изъяты>. <дата> проводились сами торги в <данные изъяты>. <дата> ей стало известно, что организатор торгов признал торги несостоявшимися из-за отсутствия предложения повышения цены, низкая цена предложения. С таким решением она не согласна, поскольку в условиях публичной оферты нет такого понятия, как низкая цена предложения, так как нет границ, предложение сделано без объявления цены и первоначально составляло <данные изъяты>. В соответствии с п.15 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут быть переданы без проведения торгов лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным. Также согласно п.28 Правил, размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с Правилами является публичной офертой, предусмотренной ст.437 ГК РФ. В соответствии с пунктами 50 и 120 Правил заявка на участие в торгах подается в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах. Подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты в соответствии со ст.438 ГК РФ. В соответствии с ч.2 ст.432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Таким образом, организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с единственным участником торгов, единственным заявителем на условиях, предусмотренных документацией о торгах. Не проведение торгов при предоставлении прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества физическим лицам будет являться нарушением ст.17.1 Закона о защите конкуренции, за исключением случаев предоставления имущества, предусмотренных ст.17.1 Закона о защите конкуренции. Истица считает, что она выиграла торги у КУМИ Ленинск-Кузнецкого городского округа на номер сообщения <данные изъяты>, и ст.426 ГК РФ устанавливает обязательность заключения коммерческой организацией публичного договора, п.5 ст.429 ГК РФ содержит правило об обязательности заключения договора купли-продажи для сторон. Основное значение при определении последствий неисполнения установленной обязанности заключить договор имеет п.4 ст.445 ГК РФ, согласно которого если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора. Истица просит обязать Комитет по управлению муниципальными имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа заключить с ней Черданцевой Е.А. договор купли-продажи на имущество <данные изъяты>.
В судебном заседании истица Черданцева Е.А. и ее представитель Баштан А.А., допущенный по устному ходатайству, поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснив, что поскольку истица была единственным участником торгов, КУМИ обязан заключить с ней договор купли-продажи спорного имущества- автобуса VOLVO В10М. О том, что истица была не единственным участником торгов, КУМИ ей не сообщил, хотя был обязан это сделать в соответствии с законом «О защите конкуренции», но поскольку другие участники торгов не оспаривают решение КУМИ, то договор купли-продажи автобуса должен быть заключен именно с истицей, которая его оспаривает.
В судебном заседании представитель ответчика КУМИ Ленинск-Кузнецкого городского округа Лихоман И.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что кроме истицы было подано еще <данные изъяты> заявки с предложениями о цене имущества, продаваемого без объявления цены, однако данные предложения не были приняты по причине низкой цены предложения. Повторные торги <дата> также не состоялись по причине <данные изъяты> предложений, истица принимала участие в повторных торгах. При этом действующим законодательством не предусмотрено уведомление участников торгов о количестве участников. Также законодательством не предусмотрено право участника торгов обращаться в суд с иском о понуждении заключить договор купли-продажи. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования Черданцевой Е.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст.3 и 4 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В соответствии со ст.1, ст.6 п.2 п.п.2 Федерального закона от 28.08.1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления- это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии со ст.13 Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» одним из способом приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.
Аналогичная норма закреплена в Положении о порядке приватизации объектов муниципальной собственности г. Ленинска-Кузнецкого, утвержденном Решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 25.07.2002 г. №28 (л.д.51-71).
Согласно данного Положения Комитет по Управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа является органом, специально уполномоченным городским Советом и главой администрации на непосредственное осуществление функции собственника при приватизации объектов муниципальной собственности.
В соответствии со ст.24 Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.
Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).
В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.
В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.
Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Судом установлено, что КУМИ Ленинск-Кузнецкого городского округа разместил публикацию о проведении торгов, где выставил на продажу <данные изъяты>.
Судом также установлено, что истица подала заявку на участие в торгах, проводимых <дата>., с предложением своей цены за реализуемое имущество. Одновременно с истицей было подано еще <данные изъяты> заявки с предложениями о цене. Согласно протокола об итогах продажи муниципального имущества без объявления цены, торги признаны несостоявшимися в связи с низкой ценой предложения.
Судом также установлено, что повторные торги этого же <данные изъяты> были проведены <дата>. В них также принимала участие истица, также имело место <данные изъяты>, однако ни одно из <данные изъяты> предложений о цене не было принято к рассмотрению, в связи с чем повторные торги также признаны КУМИ несостоявшимися (л.д.34,39-50).
В соответствии с п.1 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены (утверждено Постановлением Правительства РФ №549 от 22.07.2002г.), настоящее Положение определяет порядок организации продажи находящегося в собственности Российской Федерации имущества (далее именуется - имущество) без объявления цены, подведения итогов продажи имущества без объявления цены (далее именуется - продажа) и заключения договора купли-продажи имущества.
В отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества настоящее Положение является примерным.
Согласно п.10 данного Положения, по результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества в порядке, установленном настоящим Положением.
Согласно п.11 указанного Положения, для определения покупателя имущества продавец вскрывает конверты с предложениями о цене приобретения имущества. При вскрытии конвертов с предложениями могут присутствовать подавшие их претенденты или их полномочные представители.
В соответствии с п.12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, покупателем имущества признается:
- при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества- претендент, подавший это предложение;
- при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества- претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество;
- при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества- претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.
Пунктом 15 данного Положения предусмотрено, что если в указанный в информационном сообщении срок для приема заявок ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене приобретения имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества признается несостоявшейся, что фиксируется в протоколе об итогах продажи имущества.
В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Судом установлено, что при проведении торгов <дата>., ни одно из <данные изъяты> предложений о цене имущества, выставленного на продажу, не было принято КУМИ к рассмотрению из-за низкой цены предложения, в связи с чем торги признаны несостоявшимися. Предложенные цены действительно несоизмеримы с рыночной стоимостью муниципального имущества, указанной в отчете об определении рыночной стоимости транспортного средства, которая составляет <данные изъяты> (л.д.72-94), однако целью торгов без объявления цены является установление объективных цен на муниципальное имущество.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что для признания торгов состоявшимися комиссией не только должна быть принята к рассмотрению сама заявка, но и предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке.
Действующим законодательством, регулирующим отношения, возникающие при приватизации государственного или муниципального имущества путем продажи без объявления цены, не предусмотрена как по принятию к рассмотрению любого предложения о цене приобретаемого имущества, так и по заключению договора купли-продажи в случае непринятия собственником имущества предложенного покупателем условия о цене приобретения имущества и право претендента на обращение в суд с иском о понуждении продавца к заключению договора.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом ст.56 ГПК РФ следует рассматривать в контексте со ст.12 ГПК РФ, закрепляющей принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.
Согласно ст.57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Истицей не предоставлено доказательств в обоснование своих доводов, а потому, с учетом вышеизложенного, суд считает исковые требования Черданцевой Е.А. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Принятые меры по обеспечению иска согласно определения Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата> (л.д.18-20) подлежат отмене при вступлении решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных исковых требований Черданцевой Е. А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа о заключении договора купли-продажи,- отказать в полном объеме.
Принятые меры по обеспечению иска согласно определения Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата>, отменить при вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2015 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: А.Б. Полонская
Подлинник документа находится в гражданском деле № 2-3814/2015г. Ленинск-Кузнецкого городского суда г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.