Решение по делу № 2-277/2019 (2-2587/2018;) ~ М-2948/2018 от 17.12.2018

Гр.дело № 2-277/10-19г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2019 года                          г. Курск

Промышленный районный суд города Курска в составе:

председательствующего судьи Перфильевой Н.А.,

с участием истца Васильевой Е.В.,

представителя ответчика Комитета социальной защиты населения города Курска по доверенности б/н 3.12.2018 года Шумаковой А.А.,

при секретаре Величкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Елены Владимировны к Комитету социальной защиты населения г. Курска об обязании назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск, признании незаконным отказ в назначении оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска,

У С Т А Н О В И Л:

Васильева Е.В. обратилась в суд с иском с учетом уточнения к Комитету социальной защиты населения города Курска об обязании назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск, признании незаконным решение об отказе в назначении оплаты дополнительного отпуска как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации. Требования мотивированы тем, что она в соответствии ФЗ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и на нее распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, поскольку в период с 25.03.1987г. по 29.09.1992г. проживала в <данные изъяты> который находился в зоне отселения, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением <данные изъяты> от 04.04.2018 года за ней признано право на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1, апелляционным определением Курского областного суда от 17.07.2018 года указанное решение в части признания за ней права на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска оставлено без изменения. 12.11.2018 года она обратилась в Комитет социальной защиты населения города Курска с заявлением о назначении оплаты использованного ею дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней за 2018 год, однако решением от 13.11.2018 года в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска ей было отказано по причине отсутствия у нее права на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тем, что Законом не установлено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, выехавшим добровольно из зоны отселения. Окончательно сформулировав исковые требования, просит суд обязать Комитет социальной защиты населения города Курска назначить и начислить ей денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 06.11.2018 года по 12.11.2018 года за счет средств, выделяемых на эти цели, признав незаконным отказ Комитета социальной защиты населения города Курска в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска Васильевой Е.В.

Истец Васильева Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, обязать Комитет социальной защиты населения города Курска назначить и начислить ей денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 06.11.2018 года по 12.11.2018 года за счет средств, выделяемых на эти цели, признав незаконным отказ Комитета социальной защиты населения города Курска в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска Васильевой Е.В.

Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения г. Курска по доверенности Шумакова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в иске отказать, поскольку истец относится к категории граждан выехавших добровольно из зоны отселения, при этом гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения, предоставляются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 13 ст. 17 ФЗ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска данной категории лиц не установлено, в связи с чем было вынесено решение об отказе в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации № 42 от 13.11.2018 года, которое считает законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно ч.1 ст. 10 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.

В суде установлено, что Васильева Елена Владимировна в период с 25.03.1987 года по 29.09.1992 года была зарегистрирована и проживала в <данные изъяты> которая отнесена Правительством РФ к зоне, пострадавшей от аварии на ЧАЭС с правом на отселение.

В настоящее время Васильева Е.В. проживает по адресу: <адрес>

28.02.2017 года Васильевой Е.В. Комитетом социального обеспечения Курской области выдано удостоверение серии АЮ согласно которому, Васильева Е.В. является выехавшей добровольно из зоны отселения и проживавшей в зоне отселения и проживавшим в зоне отселения с указанием периода проживания с 25.03.1987 года по 29.09.1992 года в <данные изъяты> и подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением <данные изъяты> от 04.04.2018 года за ней признано право на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1, апелляционным определением Курского областного суда от 17.07.2018 года указанное решение в части признания за ней права на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска оставлено без изменения.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из пояснений истца и подтверждено материалами дела, Васильевой Е.В., работающей в <данные изъяты> работодателем был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 года продолжительностью 14 календарных дней с 06.11.2018 года по 19.11.2018 года в сумме <данные изъяты> за оплатой которого Васильева Е.В. обратилась в Комитет социальной защиты населения г. Курска.

Решением Комитета социальной защиты населения г. Курска от 13.11.2018 года Васильевой Е.В было отказано в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска на основании отсутствия права на дополнительный оплачиваемый отпуск, поскольку законом не предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, выехавшим добровольно из зоны отселения, что не оспаривалось представителем ответчика.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: копией удостоверения Васильевой Е.В. (л.д. 4), копией решения от 13.11.2018 года (л.д. 5), копией решения <данные изъяты> от 04.04.2018 года (л.д. 6-7), копией апелляционного определения Курского областного суда от 17.07.2018 года (л.д. 8-10), копией трудовой книжки Васильевой Е.В. (л.д. 21-24), копией справки о предоставлении дополнительного отпуска (л.д. 25).

15.05.1991 был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1), который согласно ст. 1 направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В ст. 7 Закона (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ) указано, что действие закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и последующее отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр) и на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. В этой же статье определены зоны радиоактивного загрязнения: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом и предусмотрено, что границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Статья 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 определяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в числе прочих, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6 ст. 13).

Положениями статей 14 - 23 указанного Закона установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категорий граждан, указанных в статье 13 Закона.

Для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (указанных в п. 6 ст. 13) такие меры установлены в статье 17 Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона гражданам гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой» утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 1 Правил указано, что данные Правила, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяют порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5части 1 статьи 14 названного выше Закона.

В соответствии с п.2 Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: а) копня удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.

Постановлением Правительства РФ от 8.10.2015 года № 1074 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому <данные изъяты> отнесен к зоне проживания с правом на отселение.

Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд РФ, признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда. Особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции РФ права каждого на возмещение ущерба. При этом, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда - льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда - такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П и др.).

Кроме того, для некоторых категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации и других работах на ЧАЭС; эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации), само по себе исключение тех или иных населенных пунктов из числа территорий, подвергшихся радиационному воздействию, или изменение их статуса не могут служить основанием для отмены возмещения гражданам вреда в объеме, ранее признанном государством. Такой вывод обусловлен тем, что категориям граждан, перечисленным в п. п. 1 - 6 и 11 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возмещение вреда производится вне зависимости от того, проживают ли они в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в других местностях (регионах) страны (Определение Конституционного Суда РФ от 03.12.1998 N 184-О).

Анализируя исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд, руководствуясь ст. ст. 10, 11, 13, 14, 17, 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из того, что истец обладает правом на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Закона, считает, что у комитета социальной защиты Курской области отсутствовали правовые основания для отказа Васильевой Е.В. в предоставлении мер социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, признав такой отказ незаконным.

Доводы представителя ответчика о том, что Васильева Е.В. не имеет права на получение льготы в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, поскольку выехала добровольно из зоны отселения, судом не принимаются, поскольку Закон предусматривает предоставление льготы по оплате дополнительного оплачиваемого отпуска переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, и не выделяет в отдельную категорию лиц, выехавших добровольно из зоны отселения.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Комитет социальной защиты населения г. Курска назначить и начислить Василеьвой Е.В. денежную компенсацию дополнительного оплачиваемого отпуска за 2018 год за счёт средств, выделяемых на эти цели, признав незаконным отказ в назначении оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска Васильевой Елене Владимировне, чем удовлетворить требования иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Васильевой Елены Владимировны к Комитету социальной защиты населения г. Курска – удовлетворить.

Обязать Комитет социальной защиты населения г. Курска назначить и начислить Васильевой Елене Владимировне денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 06.11.2018 года по 19.11.2018 года за счёт средств, выделяемых на эти цели, признав незаконным отказ в назначении оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска Васильевой Елене Владимировне.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться 28.01.2019 г.

Председательствующий судья:                      Н.А.Перфильева

2-277/2019 (2-2587/2018;) ~ М-2948/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Елена Владимировна
Ответчики
Комитет социальной защиты населения г.Курска
Суд
Промышленный районный суд г. Курска
Судья
Перфильева Надежда Афанасьевна
17.12.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2018[И] Передача материалов судье
18.12.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
27.12.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2019[И] Судебное заседание
28.01.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2019[И] Дело оформлено
21.03.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее