Решение по делу № А03-15748/2006 от 25.12.2006

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                          

Дело № А03-15748/06-2

20 декабря 2006 г.

Арбитражный суд Алтайского края  в лице судьи Музюкина Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю о привлечении индивидуального предпринимателя Филипчука Виктора Васильевича к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ,

при ведении протокола судьей Музюкиным Д.В.

с участием:

от заявителя: не явился,

от заинтересованного лица: Асатиани Е.Г.., дов. от 13.12.06 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении привлечении индивидуального предпринимателя Филипчука Виктора Васильевича  (далее - Предприниматель) к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что Предприниматель реализовывал спиртосодержащую продукцию без предусмотренных законом сопроводительных документов и лицензии.

Предприниматель представил отзыв на заявление, в котором против его удовлетворения возражал, указывая на то обстоятельство, что средство «Экстрасепт 1» зарегистрировано уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесено в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, вследствие чего на него не распространяется действие Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», кроме того, оборот спиртосодержащей продукции без справки, прилагаемой к ТТН, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Предпринимателя против удовлетворения заявления возражал по мотивам, изложенным в отзыве; Административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление № 17794). Суд рассматривает дело в его отсутствие по п.3 ст.156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя Предпринимателя, суд приходит к следующему.

В.В. Филипчук является индивидуальным предпринимателем и осуществляет, в частности, деятельность по продаже товаров бытовой химии.

На основании распоряжения о проведении поручения № 1504 от 29 ноября 2006г. в тот же день сотрудниками Административного органа была проведена проверка соблюдения предпринимателем В.В. Филипчуком законодательства, регулирующего оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в арендуемом Предпринимателем оптовом складе, расположенном по адресу: г. Рубцовск, ул. Оросительная, 221.

В результате проверки выявлен факт реализации дезинфицирующего средства «Экстрасепт 1» с содержанием этилового спирта 95%, производства Россия без лицензии и копий справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.

Вся указанная продукция в количестве 1372 флакона объемом по 100 мл была изъята у Предпринимателя (протокол изъятия от 29.11.06).

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении № 1298 от 29.11.06 г., из которого следует, что Предпринимателем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В связи с данными обстоятельствами заявитель просит привлечь Предпринимателя к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон N 171-ФЗ).

В статье 2 Закона N 171-ФЗ дано определение спиртосодержащей продукции, под которой понимается пищевая и непищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, содержание которого составляет более 1,5 процента объема готовой продукции.

Из материалов дела следует, что массовая доля этилового спирта в средстве дезинфицирующем «Экстрасепт 1», составляет 95,%, следовательно, реализуемое Предпринимателем дезинфицирующее средство «Экстрасепт 1» является спиртосодержащей продукцией.

Согласно статье 2 названного Федерального закона под оборотом понимается, в том числе, поставка и розничная продажа.

Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

    Согласно статье 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в частности, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

    Из материалов дела следует, что производство средства «Экстрасепт 1» осуществляется на территории России.

В силу пункта 2 данной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В силу п.1 ст.11 Закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Факт реализации спиртосодержащей продукции «Экстасепт 1» без справки к товарно-транспортной накладной, а также без лицензии Предпринимателем не отрицается.

Между тем, заявитель просит привлечь Предпринимателя к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В свою очередь, ответственность за оборот спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии установлена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

Данная статья является специальной по отношению к ч.2 ст. 14.1, следовательно, действия Предпринимателя, выразившиеся в реализации спиртосодержащей продукции «Экстасепт 1» без лицензии, должны квалифицироваться по ч.4 ст.14.17 КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.

Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в силу подп. 63 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст.14.17 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд отказывает в привлечении Предпринимателя к ответственности за реализацию спиртосодержащей продукции «Экстасепт 1» без лицензии.

В свою очередь, действия Предпринимателя, выразившиеся в реализации спиртосодержащей продукции «Экстасепт 1» без справки к товарно-транспортной накладной, должны квалифицироваться не по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, а по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, а именно, как поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов.

В соответствии с подп. 63 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, отнесено к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    При таких обстоятельствах суд привлекает Предпринимателя к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Довод Предпринимателя о том, что действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на средство «Экстрасепт-1» не распространяется, суд отклоняет по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст.1 указанного закона его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.

Таким образом, Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" разделяет участников регулируемых им отношений на граждан и организации.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" действие настоящего Федерального закона не распространяется, в частности, на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что закон не распространяет свое действие только на вышеуказанную деятельность организаций (юридических лиц). В свою очередь, из содержания указанной нормы не следует, что закон не распространяет свое действие на деятельность физических лиц – предпринимателей, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

В.В. Филипчук является индивидуальным предпринимателем, следовательно, ссылка в отзыве на норму права, регулирующую отношения с участием юридических лиц, неправомерна.

Не соглашается суд и с доводом Предпринимателя о том, что «Экстрасепт-1» является лечебно-профилактическим средством, внесенным в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

В Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 группа "Лекарственные средства" 930100 определена как иноаспектная ("нулевая") группировка, не содержащая видов продукции.

СПРАВОЧНО.  ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ПРОДУКЦИИ

ОК 005-93

Издание официальное

---------T------T------------------------------------------------

  Код    ¦  КЧ  ¦               Наименование

---------+------+------------------------------------------------

93 0000     4     МЕДИКАМЕНТЫ, ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ  И ПРОДУКЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

93 0100     8     Лекарственные средства *

93 9200     6     Средства дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные

93 9210     0     Средства дезинфекционные

Введением к Общероссийскому классификатору продукции установлено, что содержание "нулевых" группировок определяется, как правило, алгоритмом сбора, то есть перечнем входящих в них группировок основного классификационного деления. Разработку "нулевых" группировок и составление к ним соответствующих алгоритмов сбора осуществляют министерства, ведомства для решения конкретных экономических задач.

Для отнесения того или иного средства к лекарственным необходимо установить его соответствие понятию лекарственного средства.

Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О лекарственных средствах" лекарственные средства подлежат государственной регистрации.

Приказом Минздрава России от 01.12.1998 N 01/29-14 утверждены Правила государственной регистрации лекарственных средств, согласно пункту 14 которых зарегистрированное лекарственное средство вносится в Государственный реестр лекарственных средств; лекарственное средство, включенное в Государственный реестр лекарственных средств, разрешается к медицинскому применению на территории Российской Федерации на весь период действия государственной регистрации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Правил государственной регистрации лекарственных средств после проведения государственной регистрации лекарственного средства Минздрав России выдает на имя организации - разработчика лекарственного средства или другого юридического лица по поручению организации - разработчика лекарственного средства регистрационное удостоверение с номером - кодовым обозначением, присваиваемым лекарственному средству.

На основании пункта 13 Правил государственной регистрации лекарственных средств срок действия государственной регистрации лекарственного средства составляет пять лет с последующей возможной перерегистрацией.

Согласно Положению о Государственном реестре лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздрава России от 01.12.1998 N 01/29-15, зарегистрированное лекарственное средство заносится в Государственный реестр лекарственных средств Минздравом России.

Лекарственные средства, зарегистрированные и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, разрешаются к медицинскому применению на территории Российской Федерации на весь период действия государственной регистрации.

При рассмотрении дела суд установил, что в Государственный реестр лекарственных средств, такое средство как «Экстрасепт-1» не включено. (см. Государственный реестр лекарственных средств глава 3 Реестра "Медико-профилактические дезинфекционные (дезинфицирующие, стерилизующие, инсектицидные, родентицидные и репеллентные) препараты с отношением к фармацевтической группе "дезинфицирующие средства". Прилагается фрагмент электронной версии документа (Гарант-Инфарм) с соответствующим сочетанием букв, входящих в название «Экстрасепт – 1»).

В свою очередь, согласно статье 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат государственной регистрации. Регистрация проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации" с 1 января 2004 года введена государственная регистрация предусмотренных настоящим постановлением отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации.

                Данным постановлением утверждено Положение о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации (далее – Положение).

Обязанность проведения государственной регистрации и ведение государственного реестра отдельных видов продукции возложено на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Установлено, что номенклатура отдельных видов продукции, подлежащих государственной регистрации в соответствии с настоящим постановлением, определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

                В Перечень отдельных видов продукции, подлежащих государственной регистрации, включены, включены, в частности, дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей (кроме применяемых в ветеринарии) из классов продукции 23, 93 Общероссийского классификатора продукции.

Согласно п.11 Положения по результатам рассмотрения представленных документов и экспертных заключений регистрационный орган принимает решение о государственной регистрации продукции и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации установленного образца.

Представленное заявителем свидетельство о государственной регистрации № 77.99.36.2.У.681.1.06 от 26.01.06 г. полностью соответствует по форме установленному Положением образцу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что свидетельство о государственной регистрации № 77.99.36.2.У.681.1.06 от 26.01.06 г. вопреки утверждению Предпринимателя подтверждает не то обстоятельство, что средство «Экстрасепт-1» является лечебно-профилактическим средством, внесенным в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а то обстоятельство, что данное средство прошло государственную регистрацию и внесено в государственный реестр отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о распространении действия Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на отношения, связанные с розничной реализацией индивидуальными предпринимателями дезинфицирующего средства «Экстрасепт-1».

Кроме того, приказом Роспотребнадзора от 16.11.06 г. № 0100/12276-06-23 действие свидетельства о государственной регистрации № 77.99.36.2.У.681.1.06 от 26.01.06 г. средства дезинфицирующего «Экстрасепт 1» приостановлено.

Суд считает наличие события административного правонарушения установленным, вину Предпринимателя в его совершении доказанной, процедуру привлечения к административной ответственности соблюденной.

Руководствуясь ст.ст  167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя Филипчука Виктора Васильевича (05.03.53 года рождения, уроженца г. Томск, зарегистрированного по адресу: г. Барнаул, пр. Строителей 4-86, ИНН 2224100189560) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией дезинфицирующего средства «Экстрасепт 1» в количестве 1372 флакона объемом по 100 мл, изъятого на основании протокола изъятия от 29.11.06 г.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в установленном законом порядке.

Судья                                                                                                                 Д.В. Музюкин

А03-15748/2006

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Привлечь к административной ответственности
Ответчики
Филипчук Виктор Васильевич
Суд
АС Алтайского края
Судья
Музюкин Д. В.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее