Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-4488/09
10.07.2009
Резолютивная часть решения объявлена 07.07.2009
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2009
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
в составе: судьи Эверстовой Р. И.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры РС(Я)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия)
о признании незаконным и отмене полностью постановления №06-32 от 28.05.2009 г. о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Захарова О.Ю.
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заявителя индивидуального предпринимателя Захарова О.Ю.
при участии представителей:
от заявителя Немытышева Н.Д. – по служебному удостоверению,
от ответчика – надлежаще извещен, не явился,
от третьего лица – надлежаще извещен, не явился.
Прокуратура РС(Я) (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №06-32 от 28.05.2009.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Оспариваемое постановление вынесено 28.05.2009 года. Материалы дела об административном правонарушении поступили из административного органа в прокуратуру г.Якутска 18.06.2009.
При таких обстоятельствах, ходатайство о восстановлении пропущенного срока следует удовлетворить.
Из материалов дела установлено.
26.05.2009 года государственным инспектором отдела по фитосанитарному надзору и контролю на госгранице РФ и транспорте Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) Леонтьевым В.Р. при участии сотрудников ГИБДД РС (Я) старшего лейтенанта Лазарева В.В. и лейтенанта милиции Кириллина И.Д. проведена проверка автомашины госномер М 587 АЕ 14, следовавшей по направлению Якутск- Покровск. Проверкой установлено, что осуществлялась перевозка продукции подконтрольной госветнадзору без ветеринарных сопроводительных документов. Составлен акт проверки от 26.05.2009.
27.05.2009 государственным инспектором отдела госветнадзора на госгранице и транспорте Леонтьевым В.Р. составлен протокол об административном правонарушении по статье 10.8 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие индивидуального предпринимателя Захарова О.Ю. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель индивидуального предпринимателя Бусыгин А.В.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 06-32 от 28.05.2009 Управления Россельхознадзора по Республике Саха (Якутия) индивидуальный предприниматель Захаров О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Заявитель полагает, что указанное постановление не соответствует требованиям закона и подлежит отмене полностью.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 26 мая 2009 года вручено Бусыгину А.В.
Из протокола об административном правонарушении видно, что он составлен в отсутствие индивидуального предпринимателя Захарова О.Ю.
В соответствии со статьей 25.3 КоАП РФ законные представители осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.
Частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ предусмотрено, что защитник допускается к участию в деле с момента составления протокола об административном правонарушении, который в соответствии с частью 5 ст. 28.2 КоАП РФ должен быть составлен и подписан лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Бусыгин А.В., принимавший участие при составлении протокола об административном правонарушении, мог представлять интересы индивидуального предпринимателя с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении, т.к. протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно частям 2 и 5 ст. 27.9 КоАП Российской Федерации досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых, и о досмотре составляется соответствующий протокол. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса
Согласно части 8 статьи 27.9 КоАП РФ протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.
Протокол досмотра транспортного средства не составлялся. Акт проверки составлен в отсутствие понятых. Должностным лицам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору не предоставлено право производить досмотр транспортных средств.
Таким образом, административным органом досмотр транспортного средства осуществлен неправомерно. Следовательно, не доказано событие административного правонарушения.
В соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в чем конкретно выражены виновные действия индивидуального предпринимателя Захарова О.Ю.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Пунктом 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы) подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Таким образом, наличие ветеринарных сопроводительных документов на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, является обязательным требованием, которое предъявляется к лицам, занятым содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
Факт отсутствия указанных документов подтверждается материалами дела.
Оценивая фактические обстоятельства, прокуратура правомерно пришла к выводу о неверной квалификации управлением действий индивидуального предпринимателя по статье 10.8 КоАП РФ.
Суд с учетом положений статей 210 – 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования, исходя из того, что административным органом допущено нарушение процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и существенное нарушение установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить пропущенный срок подачи заявления в арбитражный суд.
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управлени\ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) №06-32 от 28.05.2009, вынесенное в г.Якутске, о привлечении индивидуального предпринимателя Захарова Олега Юрьевича, (11.03.1972 года рождения, место рождения г.Красноярск-66 Красноярского края, место регистрации г.Якутск, ул.Бестужева-Марлинского, д.28, кв.1, основной государственный регистрационный номер 304143529400404) к административной ответственности, предусмотренной 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в сумме 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано.
Судья Эверстова Р. И.