Решение по делу № 2а-430/2016 ~ М-372/2016 от 31.03.2016

Дело № 2а – 430/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Топки 06 мая 2016 года

Топкинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Раужина Е.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Кемеровской области к Козыревой В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Кемеровской области (далее – МИ ФНС России № 7 по Кемеровской области) обратился в Топкинский городской суд с административным исковым заявлением № 108 к Козыревой В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что за 2010 год административным ответчиком самостоятельно был произведен расчет налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере … рублей, который был отражен в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком 17 января 2012 года. При этом в соответствии с положениями п.1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации декларация должна была быть представлена Козыревой В.В. в срок не позднее 03 мая 2011 года.

Рассмотрев акт камеральной проверки № ** от … 2012 года и представленные документы, представитель административного истца вынес решение № ** от … 2012 года о привлечении должника к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1000 рублей. Данное решение налогового органа было направлено административному ответчику заказным письмом.

Впоследствии ответчику заказным письмом было направлено требование № 821 об уплате налоговой санкции. Однако, ни в срок, указанный в требовании, ни до настоящего времени сумма налоговой санкции ответчиком не уплачена.

Административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по налоговой санкции в размере 1000 рублей.

Истец указывает, что в соответствии с абзацем 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций (истечение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога – 18 июля 2012 года) истек 18 января 2016 года (при сроке истечения самого раннего требования № 821 от 28 июня 2012 года – 18 июля 2012 года)

Истец просил восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании налоговой санкции с Козыревой В.В., указав, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с тем, что 18 января 2016 года истцом было направлено в Топкинский городской суд административное исковое заявление о взыскании с Козыревой В.В. обязательных платежей и санкций. Однако, определением суда от 25 января 2016 года данное заявление было оставлено без движения, а впоследствии на основании определения суда от 19 февраля 2016 года возвращено административному истцу в связи с тем, что к административному исковому заявлению не были приложены документы, подтверждающие вручение копии административного искового заявления административному ответчику. При этом Инспекция дважды направляла Козыревой В.В. копию административного искового заявления, что подтверждается возвратом корреспонденции с отметкой об истечении срока хранения.

Обсуждая вопрос о возможности восстановления указанного срока, суд приходит к следующему.

В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного ч. 2, ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

В соответствии с ч.2 ст.286. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о пропуске налоговым органом шестимесячного срока обращения в суд, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляемого с 18 июля 2012 года.

Суд полагает, что доводы административного истца об уважительности причин для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением заслуживают внимания.

15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который регламентирует рассмотрение судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений.

Согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, административными являются некоторые дела, которые ранее рассматривались в порядке искового, приказного или особого производства. В данном случае, к ним относятся дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются: уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Налоговый орган, наделенный в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, относится к числу административных истцов, наделенных государственными полномочиями, который в силу императивной нормы части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан самостоятельно направлять копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле.

Суд полагает необходимым учесть, что налоговому органу было необходимо дополнительное время для выполнения требований пункта 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - вручение лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.

В соответствии с Приказом № 234 от 31 июля 2014 года Министерства связи и массовых коммуникаций РФ «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи», Приказом № 114-п от 17.05.2012г. «Об утверждении порядка» Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» - почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления постового отправления в объект почтовой связи.

Как следует из письменных материалов дела, первоначально административный истец обратился в Топкинский городской суд с административным исковым заявлением 18 января 2016 года (л.д. 41).

В связи с отсутствием сведений о вручении лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов (при наличии документов, подтверждающих факт направления административному ответчику указанных документов), административное исковое заявление было оставлено без движения, а затем – возвращено (л.д. 7 – 9).

В данном случае, судом учитывается то, что налоговым органом своевременно принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, а именно обращение в суд 18 января 2016 года, а затем, с настоящим иском – 31 марта 2016 года, учитывая, что истцом пропущен незначительный срок для обращения в суд, принимая во внимание также и то, что обращаясь к суду за защитой своих законных интересов, истец преследует цели защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление обязательных налоговых платежей, суд считает возможным признать причины пропуска срока для подачи административного искового заявления в суд уважительными и восстановить указанный срок.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о принятии данного административного искового заявления к производству суда и возбуждении административного дела (л.д. 47), ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИ ФНС России №7 по Кемеровской области в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д. 2).

Административный ответчик Козырева В.В. о принятии административного искового заявления к производству суда и возбуждении административного дела была извещена по известному месту жительства – /адрес/.

Из информации УФМС России по Кемеровской усматривается, что административный ответчик Козырева В.В. значится зарегистрированной по адресу: /адрес/ (л.д. 48), ранее была зарегистрирована по адресу: /адрес1/ (л.д. 38).

Согласно данным возвращенной судебной корреспонденции, Козыревой В.В. по вышеуказанным адресам заказными письмами с уведомлением были направлены копия административного искового заявления, копия определения суда от 04 апреля 2016 года о принятии административного искового заявления к производству суда и возбуждении административного дела. Однако, указанные судебные извещения были возвращены в адрес суда в связи с истечением срока хранения (л.д. 45 – 46).

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1. ГК РФ)…

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о надлежащем извещении Козыревой В.В. о принятии данного административного искового заявления к производству суда и возбуждении административного дела. Возражений относительно рассмотрения иска в порядке упрощенного (письменного) производства административным ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при отсутствии возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, административное дело судом рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, рассмотрев дело в порядке ст. ст. 291, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4, 5, 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах…

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 228 Кодекса, физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм таких доходов.

По смыслу п. 3 данной статьи указанные лица обязаны также представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию, поскольку в силу пп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации срок представления налоговой декларации за 2010 год установлен до 03 мая 2011 года (с учетом того, что 30 апреля 2011 года являлось нерабочим днем).

Согласно ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что 17 января 2012 года Козырева В.В. представила в МРИ ФНС России № 7 по Кемеровской области налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2010 год и самостоятельно исчислила к уплате налог на доходы физических лиц в размере … рублей (л.д. 22 – 24).

… 2012 года специалистом МИ ФНС России № 7 по Кемеровской области составлен акт № ** камеральной проверки, в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушениях Козыревой В.В. законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно: в соответствии с п. 1 ст. 229 Кодекса срок представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2010 год установлен не позднее 03 мая 2011 года. Фактически декларация по налогу на доходы физических лиц за 2010 год представлена в инспекцию … 2012 года, о чем свидетельствует штамп налогового органа. Сумма налога к уплате на основании представленной декларации составляет … рублей. Налогоплательщиком нарушен срок представления налоговой декларации, то есть, совершено налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ, за которое установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. В связи с совершением налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах, указанных в настоящем акте, предлагается: привлечь налогоплательщика Козыреву В.В. к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по месту учета, в виде штрафа (л.д. 18 – 19). С указанным актом Козырева В.В. была ознакомлена … 2012 года, что подтверждается подписью налогоплательщика в акте, данный акт Козыревой В.В. не оспаривался, о чем свидетельствует заявлениеКозыревой В.В. от … 2012 года (л.д. 25).

… 2012 года заместителем начальника МИ ФНС России № 7 по Кемеровской области вынесено решение № ** о привлечении Козыревой В.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации - непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Согласно ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации на физических лиц, получающих доходы, при получении которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, возложена обязанность подачи декларации и самостоятельной уплаты соответствующих налогов. Неуплата налоговым агентом налога на доходы физических лиц не освобождает налогоплательщика от обязанности уплаты соответствующего налога и от ответственности в случае совершения налогового правонарушения.

В связи с неуплатой штрафа, назначенного за совершение налогового правонарушения, Козыревой В.В. истцом, в порядке, предусмотренном положениями ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, было направлено 29 июня 2012 года требование № 821 об уплате штрафа в сумме 1000 рублей по состоянию на 28 июня 2012 года, со сроком исполнения - до 18 июля 2012 года (л.д. 12 – 14).

Данное требование истца ответчиком не исполнено.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 2 данной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом...

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учитывая, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на административного ответчика обязанность по уплате штрафа не исполнена, суд считает необходимым взыскать с Козыревой В.В. задолженность по налоговой санкции (штраф) в размере 1000 рублей.

Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации задолженность по налоговой санкции за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Доказательства надлежащего исполнения ответчиком Козыревой В.В. обязанности по уплате налоговой санкции ответчиком суду не представлены.

В силу ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Кемеровской области пропущенный срок для подачи административного искового заявления к Козыревой В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Взыскать с Козыревой В.В., ДД.ММ.ГГ. рождения, уроженки …, проживающей по адресу: /адрес/, в доход федерального бюджета задолженность по налоговой санкции за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Взыскать с Козыревой В.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Е.Н.Раужин

На момент публикации решение в законную силу не вступило

Согласовано

Судья Е.Н.Раужин

2а-430/2016 ~ М-372/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 7 по Кемеровской области
Ответчики
Козырева Вероника Владимировна
Суд
Топкинский городской суд
Судья
Раужин Е.Н.
31.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
04.04.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.05.2016[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
06.05.2016[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
06.05.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2016[Адм.] Дело оформлено
29.06.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее