№
Р Е Ш Е Н И Е
16 декабря 2019 года г. Пудож
Судья Пудожского районного суда Республики Карелия Корнеев С.В.
при секретаре Ипатовой М.А.,
представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Довнарович М.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» на постановление старшего государственного лесного инспектора в Республике Карелия № от 11 ноября 2019 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора в РК № от 11 ноября 2019 года ПАО «МРСК Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об АП, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
На постановление ПАО «МРСК Северо-Запад» подана жалоба, в которой заявитель указал, что оспариваемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано на присутствие защитника Общества при его составлении. Однако К. не является представителем или защитником Общества. В оспариваемом постановлении должностное лицо указало, что в материалах дела имеется доверенность на К., который наделен полномочиями на участие в проведении проверок, а юридическое лицо было извещено о составлении протокола. Вопреки позиции должностного лица, направление извещения лицу, привлекаемому к административной ответственности, не позволяет допускать на участие в составлении протокола лицо, не являющееся защитником Общества, вне зависимости от того, что у него имеется доверенность на совершение иных действий от имени Общества, которые не связаны с участием в делах об административных правонарушениях. Допуск в качестве защитника лица, не являющегося представителем или защитником Общества, к участию в процессуальном действии по административному правонарушению не допустим. Мнение об обратном основано на ошибочной позиции о возможности произвольных действий должностных лиц Министерства при составлении процессуальных документов по административному делу, получении пояснений от любого лица, не являющегося защитником Общества. Поскольку составление протокола об административном правонарушении произведено с нарушением процессуальных требований, установленных статьей 28.2 КоАП РФ, из смысла положений п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 это нарушение носит существенный характер.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, так как несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством. Таким образом, протокол № не является надлежащим доказательством по делу.
Кроме того акты осмотра от 05.06.2019 и 10.06.2019 также не могут являться надлежащими доказательствами по делам об административном правонарушении, так как получены с нарушением порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, утвержденного Указом Главы РК 01.04.2011 г. № 28 «Об утверждении административного регламент исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах».
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 ст.26.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 35.2 Указа №28 мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах могут осуществляться во внеплановом порядке. Основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах является информация о наличии фактов нарушения требований пожарной безопасности в лесах либо истечение срока ранее предъявленного требования. Внеплановое мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах проводится на основании письменного либо устного распоряжения Министра, первого заместителя Министра (заместителя Министра), курирующего направление федерального государственного пожарного надзора в лесах, либо начальника лесничества, его заместителя, лесничего в пределах их компетенции. При письменном распоряжении о проведении внепланового мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах подготовка его проекта осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и распоряжения о проведении внеплановой проверки, за исключением распоряжения о проведении внепланового мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах, целью которого является проверка исполнения ранее предъявленного требования. Подготовка проекта распоряжения о проведении внепланового мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах, целью которого является проверка исполнения ранее предъявленного требования, осуществляется в течение пяти рабочих дней по истечении трех рабочих дней после окончания установленного срока исполнения указанного требования.
Внеплановое мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах на основании устного распоряжения уполномоченного должностного лица проводится в случаях необходимости быстрого реагирования (в течение 2 рабочих дней) на факты нарушения требований пожарной безопасности в лесах. На основании устного распоряжения должностное лицо Министерства либо лесничества, получившее данное распоряжение, обеспечивает проведение внепланового мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах с документальным оформлением его результатов в установленные устным распоряжением сроки.
Поскольку в спорной ситуации мероприятие по контролю не было связано с необходимостью быстрого реагирования или проверки исполнения ранее предъявленного требования, что подтверждается извещением о времени осмотра № от 16.05.2019, оно должно было проводиться на основании письменного распоряжения уполномоченного должностного лица, которое не выносилось и в материалах дела отсутствует.
В нарушение положения п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ оспариваемым постановлением Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
В 2018-2019 годах проводится плановая работа по расширению просек на территории Республики Карелия, в том числе Пудожского центрального лесничества. Эти работы проводятся по всей длине линий в границах охранных зон ЛЭП, размер которых установлен в приложении к Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160, утвердившему Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее Правила №160).
В соответствии с пунктом 21 Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а)прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, № и № возбуждены по одному факту. Постановлением № от 11.11.2019 Общество привлечено к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, допущенное, в том чсиле на просеке линии электропередачи ВЛ-110 кВ Л-142.
Прохождение линии электропередачи, принадлежащей Обществу, по разным кварталам лесничеств не влечет возможность многократного привлечения Общества к ответственности и не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении одного поставленного на кадастровый учет участка - охранной зоны Л-142. Охранная зона Л-142 сформирована как один участок в соответствии с требованиями Правил № 160. Никакой иной лесной участок для выполнения работ по расширению просеки Л-142 не формировался и на местности не закреплялся. Дословное содержание пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах также свидетельствует о том, что участком, на котором Обществом осуществляется деятельность по эксплуатации линейного объекта, является вся просека Л-142. В постановлении № также указано, что нарушение зафиксировано в охранной зоне Л-142.
Назначение Обществу административных наказаний в виде штрафов за каждый акт осмотра, составленный Пудожским центральным лесничеством при проведении в июне 2019 года проверки выполнения работ по расширению просеки Л-142, свидетельствует об исключительно бюджетном интересе административного органа в назначении нескольких наказаний по делам № и №.
Подобный подход административного органа ведет к изъятию у общества, финансируемого исключительно за счет тарифа на услуги по передаче электроэнергии, значительных денежных средств. В связи с тем, что общество в любом случае обязано проводить регламентные работы на ЛЭП, осуществлять строительство новых объектов, подключение потребителей к сетям, изъятие данных денежных средств в бюджет повлечет увеличение финансовой нагрузки на потребителей электроэнергии.
Согласно ч.2 ст.4.4 КоАП РФ и п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» протоколы по делам №, №, составленные центральным лесничеством в один период времени в отношении одного участка - просеки ЛЭП, подлежат рассмотрению в одном производстве с вынесением одного постановления, без искусственного создания множественности правонарушений.
Постановлением в вину Обществу вменено нарушение пп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, согласно которому укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
О плане-графике выполнения мероприятий Общество проинформировало лесничество письмом № от 18.07.2019. Письмом лесничества от 23.07.2019 № обществу продлен срок проведения уборки порубочных остатков на Л-142 до 30.08.2019 г., что было выполнено.
При вынесении постановления надлежащая оценка тому, окончены ли на проверенных участках лесосечные работы на момент осмотра, не дана, не указан срок, к которому Общество было обязано завершить все лесосечные работы.
Согласно п.5 Приложения № 4 к Приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
В силу п.11 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Согласно п.12 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Таким образом, лесопользователь сохраняет право на устранение недостатков в течение 12 месяцев с даты начала задекларированного периода.
ПАО «МРСК Северо-Запада» принимало все зависящие от него меры по рубке на просеке Л-142 с уборкой порубочных остатков, которые были убраны в запланированные Обществом и согласованные с лесничеством сроки.
В постановлении отсутствует мотивированное и обоснованное нормами лесного законодательства указание на срок, к которому Общество было обязано произвести складирование порубочных остатков. По мнению Общества, срок для выполнения пп. «б» п. 17 Правил №417, установленный приведенными нормами, регулирующими рубку, нарушен не был. На основании изложенного заявитель просит постановление от 11.11.2019 № отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель ПАО «МРСК Северо-Запад» не явился. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Довнарович М.Н. в судебном заседании просила постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку обязанность по обеспечению содержания просеки в пожарнобезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах лежит на ПАО «МРСК Северо-Запад».
В возражениях на жалобу указано, что Министерство не согласно с доводам жалобы, поскольку в материалах дела имеется доверенность на представителя Общества К., согласно которой последний наделен полномочиями представлять интересы Общества при проведении проверок соблюдения лесного законодательства, представлять необходимые для проведения проверки материалы, давать объяснения по вопросам проведения проверки, заявлять возражения, ходатайства, подписывать и получать в качестве представителя Общества акты осмотра, заключения, указания (предписания) и другие необходимые документы, а также осуществлять другие необходимые полномочия. Кроме того, извещение на составление протокола об административном правонарушении было направлено Обществу по юридическому адресу, о чем имеется уведомление о вручении заказного письма. Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Законный представитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, не явился, а явился К., которому в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ были разъяснены права и обязанности, о чем сделана запись в протоколе. Объяснений или пояснений по делу К. не представлено. Таким образом Общество не было лишено процессуальных прав и обязанностей при составлении протокола, процедура составления протокола об административном правонарушении соблюдена в соответствии с нормами КоАП РФ.
Утверждение, что акты осмотра от 05.06.2019г. и 10.06.2019г. не могут являться надлежащими доказательствами по делу, поскольку получены с нарушением порядка проведения мероприятий по контролю (патрулирования) в лесах, также необоснованно, поскольку нарушение п.17 «б» Правил пожарной безопасности в лесах было зафиксировано 22 ноября 2018 года в рамках организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами. На осмотре 05 июня 2019 года необходимо было подтвердить нарушение п.17 «б» - при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. ПАО «МРСК Северо-Запада» извещением от 16.05.2019г. № было вызвано на проведение совместного осмотра и дальнейшее составление протокола. На осмотре присутствовал представитель Общества К. Правонарушение было зафиксировано. Процедура соблюдена. В этом случае акт патрулирования не требовалось оформлять. Акт осмотра от 10.06.2019 составлен также с соблюдением процедуры, в рамках проведения патрулирования территории лесного фонда.
Доводы о том, что постановлением № Общества привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение, поскольку охранная зона линии электропередачи ВЛ-110 кВ Л-142 сформирована как один участок, в связи с чем протоколы по делам № и №, составленные в один период времени в отношении одного участка - просеки ЛЭП, подлежат рассмотрению в одном производстве с вынесением одного постановления, также несостоятельны. Лесным Кодексом РФ определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств (ст. 7). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов (ст. 70.1). Согласно п. 27 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных, защитных и резервных лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков. Линия электропередачи ВЛ-110 кВ Л-142 проходит по территории лесного фонда через лесные участки, которые в соответствии с Лесным Кодексом РФ и лесным законодательством имеют свои границы, местоположение и площади, распределенные на лесные кварталы и выделы участковых лесничеств. В данном случае линия Л-142 проходит по территории ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» в Римском участковом лесничестве и Авдеевском участковом лесничестве. Поскольку место совершения административного правонарушения разные, то рассмотрению в одном производстве не подлежат.
Выслушав представителя министерства, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с извещением от 16.05.2019 № должностными лицами ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» 05 июня 2019 года был произведен осмотр в кварталах 95, 90, 75 Римского участкового лесничества, в охранной зоне линии электропередачи ВЛ-110 кВ Л-142 Пяльма-Авдеево (далее ЛЭП), и обнаружено, что порубочные остатки в виде древесно-кустарниковой растительности в период пожароопасного сезона не убраны, а оставлены на месте производства работ на общей площади 14,25 га. Порубочные остатки оставлены на месте расчистки ЛЭП на расстоянии 1-2 метра от прилегающих лесных насаждений, что является нарушением п. 17 «б» Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 30.06.2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах). Указанная ЛЭП находится в ведении ПАО «МРСК Северо-Запада».
В соответствии с приказом ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» от 24.04.2019 № 66-п «О проведении контрольно-надзорных мероприятий по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в лесах в охранных зонах линий электропередачи, проходящих через лесные массивы» должностными лицами ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» 10 июня 2019 года был произведен осмотр в кварталах 171, 172, 182 Римского участкового лесничества в охранной зоне линии электропередачи ВЛ-110 кВ Л-142 (далее ЛЭП), и обнаружено, что порубочные остатки в виде древесно-кустарниковой растительности в период пожароопасного сезона не убраны, а оставлены на месте производства работ па площади 8,33 га. Порубочные остатки оставлены на месте расчистки ЛЭП на расстоянии 5-8 метров от прилегающего древостоя, что является нарушением п. 17 «б» Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 30.06.2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах). Указанная ЛЭП находится в ведении ПАО «МРСК Северо- Запада».
По результатам осмотра составлены акты осмотра от 05.06.2019 № и от 10.06.2019 №.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.04.2019г. № 743 на территории Пудожского района установлен пожароопасный сезон с 01.05.2019 года.
21.06.2019 ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» выдано требование ПАО «МРСК Северо-Запада» произвести уборку порубочных остатков укладкой их в кучи или валы, шириной не более 3-х метров, на расстоянии не менее 10-ти метров от прилегающих лесных насаждений. В ходе проверки исполнения требования установлено, что нарушение устранено, о чем составлен акт от 29.08.2019г. №.
19 июля 2019 года государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия, лесничим Римского участкового лесничества ГКУ «Пудожского центрального лесничества» Сергеенко И.В. в отношении Общества составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об АП. Законный представитель Общества на составление протокола не явился, ходатайство об отложении составления протокола не заявил, о времени и месте его составления уведомлен надлежащим образом. Присутствовавшему при составлении протокола об административном правонарушении К. разъяснялись права и обязанности. Копия протокола об административном правонарушении направлена Обществу заказным письмом с уведомлением о вручении.
Постановлением старшего государственного лесного инспектора в РК № от 11 ноября 2019 года ПАО «МРСК Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об АП, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей. На рассмотрении дела присутствовал представитель ПАО «МРСК Северо-Запад» Сополева Е.В. По делу в адрес Министерства также поступили пояснения от 09.09.2019 от представителя Общества Сополевой Е. В.
В постановлении по делу об административном правонарушении от 11 ноября 2019 года поступившие пояснения рассмотрены, им дана надлежащая оценка. Так указано, что довод Общества о том, что нарушения, выявленные в рамках одного лесничества, должны быть объединены в одно производство несостоятелен, поскольку Лесным Кодексом РФ определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств (ст. 7). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов (ст.70.1). Согласно п. 27 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.02.2018 №122 закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных, защитных и резервных лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков. Линия электропередачи ВЛ-110 кВ Л-142 проходит по территории лесного фонда через лесные участки, которые в соответствии с Лесным Кодексом РФ и лесным законодательством имеют свои границы, местоположение и площади, распределенные на лесные кварталы и выделы участковых лесничеств.
В материалах дела имеется доверенность на представителя Общества К.,согласно которой К. наделен полномочиями представлять интересы Общества при проведении проверок соблюдения лесного законодательства, представлять необходимые для проведения проверки материалы, давать объяснения по вопросам проведения проверки, заявлять возражения, ходатайства, подписывать и получать в качестве представителя Общества акты осмотра, заключения, указания (предписания) и другие необходимые документы, а также осуществлять другие необходимые полномочия.
Кроме того, извещение на составление протокола об административном правонарушении было направлено Обществу по юридическому адресу, о чем имеется уведомление о вручении заказного письма. Таким образом, Общество не было лишено процессуальных прав и обязанностей при составлении протокола.
Дело об административном правонарушении рассмотрено 11 ноября 2019 года страшим государственным лесным инспектором в Республике Карелия Пантелеевым О.В. О времени и месте рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом определением от 12.09.2019.
Копия постановления направлена Обществу заказным письмом с уведомлением о вручении и вручена 18 ноября 2019 года.
ПАО "МРСК Северо-Запад" (далее Общество) зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047855175785, юридический адрес: г.Санкт-Петербург, пл.Конституции, д.3А, помещение 16Н.
В соответствии с ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об АП нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N417, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30.06.2007, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктами 34, 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Подпунктом "а" пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" установлено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
Основанием для привлечения к ответственности ПАО «МРСК Северо-Запад» послужил факт выявления 05 июня 2019 года и 10 июня 2019 года укладки порубочных остатков на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений на участке площадью 14,25 га в кварталах 95, 90, 75 Римского участкового лесничества и на участке площадью 8,33 га в кварталах 171, 172, 182 Римского участкового лесничества, граничащих с линией электропередач ПАО «МРСК Северо-Запад», при поведении работ в охранной зоне линии электропередачи ВЛ-100 кВ Л-142 «Пяльма-Авдеево», находящейся в ведении ПАО «МРСК Северо-Запад».
На момент выявления правонарушения на территории Пудожского района в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РК от 17.04.2019 N 743 "О начале пожароопасного сезона 2019 года" действовал установленный с 01.05.2019 года пожароопасный сезон.
В соответствии с пунктами 72.3, 490 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пунктом 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям независимо от их организационно правовой формы и форм собственности, гражданам предписано в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова обеспечивать противопожарные мероприятия. Начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
За нарушение Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Факт нарушения подтверждается актами осмотра № от 05.06.2019 с фототаблицей и № от 10.06.2019 с фототабоицей, актом патрулирования от 10.06.2019 №, протоколом об административном правонарушении от 19.07.2019.
Вопреки доводам жалобы о не правомерности проведенной в отношении Общества проверки, установлено следующее.
Пунктом 22.1 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Указом Главы РК от 01.04.2011 N 28, установлено, что при осуществлении государственной функции посредством проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах ежегодно Министерством до 31 декабря утверждаются на следующий год по каждому лесничеству количество и объемы плановых мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, в том числе количество совместных с правоохранительными органами и иными органами патрулирований лесов. Количество и объемы мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются с учетом интенсивности лесопользования, посещаемости лесов, количества и объемов нарушений требований пожарной безопасности в лесах, а также в соответствии с нормативами патрулирования лесов.
При изучении административного дела установлено, что нарушение п.17 «б» Правил пожарной безопасности в лесах было зафиксировано 22 ноября 2018 года в рамках организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами. Письмом от 16.05.2019 юридическое лицо извещалось о месте и времени проведения осмотра лесного участка в охранной зоне линии электропередачи ВЛ-110 кВ Л-142 «Пяльма-Авдеево». 10.06.2019 патрулирование территории лесного фонда, а именного Римского участкового лесничества, проводилось должностными лицами ГКУ РК «Пудожского центральное лесничество» с целью предупреждения и выявления нарушений пожарной и санитарной безопасности в лесах, на основании приказа №66 от 24.04.2019.
По результатам осмотра на территории Римского участкового лесничества 05.06.2019 и 10.06.2019 должностными лицами ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» были составлены акты о нарушении п.17 «б» Правил пожарной безопасности. Осмотр территории Авдеевского участкового лесничества (дело №721/19л) проводился должностными лицами ГКУ РФ «Пудожское центральное лесничество» 03.06.2019 и 13.06.2019, о чем составлены акты. Следовательно, оснований для признания того, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об АП, возбуждены по одному факту, не имеется. В связи с чем доводы жалобы о применении ч.2 ст.4.4 Кодекса РФ об АП при рассмотрении административных дел нахожу несостоятельными.
Утверждение заявителя о том, что ПАО «МРСК Северо-Запад» приняло все зависящие от него меры по уборке порубочных остатков, которые были убраны в запланированные и согласованные лесничеством сроки, в связи с чем не подлежит привлечению к административной ответственности, также нахожу несостоятельными, поскольку работы по расчистке просек линии электропередачи Л-142 в указанных кварталах Римского участкового лесничества велись в сентябре-ноябре 2018 года, на момент выявления правонарушения на территории Пудожского района в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РК от 17.04.2019 N 743 "О начале пожароопасного сезона 2019 года" действовал установленный с 01.05.2019 года пожароопасный сезон.
Согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров (ч. 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7). Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ). Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя, в том числе, наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию патрулирования лесов. (ч.1 ст.53.2 Лесного кодекса РФ)
На основании изложенного объективных данных, ставящих под сомнение представленные в деле доказательства, с жалобой заявителем не представлено.
Вопреки доводам жалобы совокупность указанных доказательств являлась достаточной для вывода о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об АП. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об АП, и вина в его совершении обществом объективно подтверждаются доказательствами по делу. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьи 1.5 Кодекса РФ об АП должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Доводы жалобы о проведении проверки в отсутствие надлежащего представителя Общества не может повлечь отмену постановления, поскольку представитель Общества при рассмотрении дела должностным лицом имел возможность дать все необходимые пояснения, которые были исследованы при рассмотрении дела, им дана надлежащая оценка. Иные доводы также являлись предметом проверки в ходе производства по делу. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств не является основанием к отмене принятого постановления.
В силу требований части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об АП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, не представлено, в связи с чем его доводы об отсутствии вины являются несостоятельными.
Принимая во внимание то обстоятельство, что нарушение совершено в период пожароопасного сезона, рассматриваемое правонарушение имеет большую общественную опасность, оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 Кодекса РФ об АП не имеется.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об АП).
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об АП предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах санкции указанной правовой нормы с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Учитывая обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего ответственность обстоятельств, суд считает оценку обстоятельств дела, данную административным органом при вынесении постановления и назначении наказания в виде штрафа, объективной, правомерной и обоснованной.
При вынесении постановления административным органом исследованы все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, которые отражены в постановлении. Нарушений норм материального или процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену оспоренного постановления, административным органом не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 Кодекса РФ об АП.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены постановления от 11 ноября 2019 года не усматриваю.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.10 Кодекса РФ об АП,
Р Е Ш И Л :
Жалобу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» на постановление старшего государственного лесного инспектора в РК № от 11 ноября 2019 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об АП, оставить без удовлетворения, постановление старшего государственного лесного инспектора в РК № от 11 ноября 2019 года - без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии.
Судья подпись Корнеев С.В.