Дело № 2а–4/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Скубьевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Лалетиной О.Н.,
с участием: административного истца помощника прокурора Нерчинско-Заводского района Ярославцева Р.С.,
представителя административного ответчика администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское» Лопатина В.К.,
представителя заинтересованного лица МУП «Нерчинско-Заводское ЖКХ» Юрченко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Нерчинский Завод 22 января 2016 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нерчинско-Заводского района к администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское» о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское», выразившееся в непринятии на учет в качестве бесхозяйного имущества линий трубопроводов в системе водоснабжения и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нерчинско-Заводского района обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района 23.11.2015 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной собственности администрацией сельского поселения «Нерчинско-Заводское», в ходе которой установлено, что объекты недвижимого имущества - линии трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные по адресам: линия водопровода, отходящая от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, протяженностью 1400 метров, <адрес>, протяженностью 500 метров, <адрес>, протяженностью 1400 метров, общая длина составляет 3300 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес> протяженностью 1700 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 500 метров, <адрес>, протяженностью 1000 метров, общей протяженностью 2900 метров; линия трубопровода, отходящей от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, протяженностью 400 метров.
Вышеуказанные линии трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные в <адрес>, являются бесхозяйными, поскольку их принадлежность неизвестна, владелец или собственник не установлены, линии трубопроводов не включены в реестр муниципальной собственности.
По информации МУП «Нерчинско-Заводское ЖКХ» линии трубопроводов в системе водоснабжения находятся в с. Нерчинский Завод. При передаче муниципального имущества от администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское» в МУП «Нерчинско-Заводское ЖКХ» в качестве зарегистрированного объекта муниципальной собственности (недвижимого имущества) юридически не переданы, но фактически МУП осуществляет пользование, обслуживание и добросовестное владение, не обладая при этом правом собственности на данные линии трубопроводов в системе водоснабжения.
Администрация сельского поселения «Нерчинско-Заводское» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Бездействие администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское» по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества-линии трубопроводов в системе водоснабжения с. Нерчинский Завод, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пребывающих на территории сельского поселения «Нерчинско-Заводское», а также противоречит интересам муниципального района «Нерчинско-Заводский район», так как финансовое содержание системы водопровода возлагается на бюджет муниципального района, а в муниципальной собственности не находится, то есть, отсутствует право собственника на распоряжение муниципальным имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципальных образований.
По настоящему иску индивидуализировать каждого гражданина проживающего в с. Нерчинский Завод в силу миграции населения не представляется возможным, что и объясняет предъявление прокурором иска в защиту неопределенного круга лиц, а также для соблюдения права муниципального района «Нерчинско-Заводский район» на муниципальную собственность.
Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское», выразившееся в непринятии на учет в качестве бесхозяйного имущества линий трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные по адресам: линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> «в» <адрес> протяженностью 1400 метров; <адрес>, протяженностью 500 метров, <адрес>, протяженностью 1400 метров, общая длина составляет 3300 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> протяженностью 1700 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес>, протяженностью 500 метров; <адрес>, протяженностью 1000 метров, общей протяженностью 2900 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> «а» <адрес>, протяженностью 400 метров, <адрес>. Обязать администрацию сельского поселения «Нерчинско-Заводское» совершить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-линии трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные по вышеуказанным адресам - обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением о принятии объекта недвижимого имущества на учет.
В судебном заседании а административный истец помощник прокурора Нерчинско-Заводского района Ярославцев Р.С. предоставил заявление прокурора Нерчинско-Заводского района об уточнении исковых требований в части указания размера линии трубопровода, расположенного по <адрес>, просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское», выразившееся в непринятии на учет в качестве бесхозяйного имущества линий трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные по адресам: линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> «в» <адрес> протяженностью 1400 метров; <адрес>, протяженностью 500 метров, <адрес>, протяженностью 1400 метров, общая длина составляет 3300 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> протяженностью 1700 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес>, протяженностью 500 метров; <адрес>, протяженностью 1000 метров, по <адрес> протяженностью 1400 метром, общей протяженностью 2900 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, протяженностью 400 метров, <адрес>, а также обязать администрацию сельского поселения «Нерчинско-Заводское» совершить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-линии трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные по вышеуказанным адресам - обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением о принятии объекта недвижимого имущества на учет.
Представитель административного ответчика глава администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское» Лопатин В.К., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании суду пояснил, что с заявленными требованиями согласен полностью, просил установить срок исполнения решения суда до 1.09.2016 года, мотивируя тем, что для постановки указанного безхозяйного имущества на учет необходимо оформление технического паспорта на линии трубопровода на что потребуется значительное время.
Представитель заинтересованного лица директор МУП «Нерчинско-Заводское ЖКХ» Юрченко О.Ю., действующая на основании прав по должности, суду пояснила, что с заявленными прокурором района требованиями согласна, просила установить срок исполнения решения суда до сентября 2016 года, суду пояснила, что никаких технических документов на линии трубопроводов, расположенных на территории сельского поселения «Нерчинско-Заводское» в МУП «Нерчинско-Заводское ЖКХ» не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не опровергается сторонами, что объекты недвижимого имущества - линии трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные в <адрес> по адресам: линии трубопровода, отходящая от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> проходящей по <адрес>, протяженностью 1400 метров, по <адрес>, протяженностью 500 метров, по <адрес>, протяженностью 1400 метров, общей длиной 3300 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес>, проходящей по <адрес>, протяженностью 1700 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес>, проходящей по <адрес>, протяженностью 500 метров, по <адрес>, протяженностью 1000 метров, по <адрес>, протяженностью 1400 метров, общей протяженностью 2900 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> проходящая по <адрес>, протяженностью 400 метров, являются бесхозяйными, поскольку их принадлежность неизвестна, владелец или собственник не установлены, не включены в реестр муниципальной, федеральной и государственной собственности. Установленные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информацией, предоставленной Комитетом экономики управления имуществом муниципального района «Нерчинско-Заводский район», Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае.
Контроль за состоянием линии трубопроводов отсутствует, безопасность указанных объектов не обеспечивается, что послужило основанием обращения прокурора района с целью устранения нарушений законодательства с указанными требованиями.
Гражданское законодательство предусматривает институт бесхозяйной вещи, который обязано реализовать муниципальное образование, на территории которого указанные вещи находятся.
Пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет понятие бесхозяйной вещи, которой является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
В соответствии с п. 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно пункту 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 от 22.11.2013 N 701 на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно пункту 4 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из изложенного следует, что недвижимое имущество, расположенное в <адрес> - объекты линии трубопровода, отходящие от водонапорной башни №, расположенной по адресу: проходящие по <адрес> <адрес> по <адрес> протяженностью 1400 метров, по <адрес>, протяженностью 500 метров, по <адрес>, протяженностью 1400 метров, общей длиной 3300 метров; отходящие от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес>, проходящие по <адрес> протяженностью 1700 метров; отходящие от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес>, проходящей по <адрес>, протяженностью 500 метров, по <адрес>, протяженность 1000 метров, по <адрес>, протяженностью 1400 метров, общей протяженностью 2900 метров; отходящие от водонапорной башни №, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> проходящие по <адрес>, протяженностью 400 метров; фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным имуществом, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения как безопасности, так надлежащего водоснабжения.
Вместе с тем, собственники указанного имущества, если таковые имеются, не лишены права обратиться в уполномоченные органы за признанием своего права, которое не зависит от учета данных объектов как бесхозяйных.
При этом, принятие на учет указанного имущества как бесхозяйного является как стимулом для активизации лиц претендующих на собственность данного имущества, либо основанием для дальнейшей передачи его в собственность соответствующих лиц и тем самым восстановлению прав заявителя.
В то же время в силу приведенных правовых норм только администрация сельского поселения «Нерчинско-Заводское» наделены полномочиями в случае установления бесхозяйности спорных объектов инициировать процесс постановки их на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.
Однако, данных о принятии ответчиками мер, направленных на установление собственника спорного объекта, а в случае отсутствия такового - мер, направленных на постановку данного объекта на учет регистрирующим органом, в судебное заседание не представлено.
В силу закона органы муниципального образования, обязаны, выявив такое имущество, принять меры к возбуждению процедуры признания такого имущества бесхозяйным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о том, что отсутствие собственника линий трубопроводов лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данного объекта, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф являются обоснованными.
Тем не менее, данные объекты относятся к важным объектам жизнеобеспечения.
Бездействие органов местного самоуправления в определении статуса бесхозяйного объекта водоснабжения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может привести к нарушению их прав, в частности в сфере нормального функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, бесперебойного и качественного предоставления услуг.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что административный иск прокурора Нерчинско-Заводского района подлежит удовлетворению.
Учитывая требования п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ и с учетом мнения представителя административного ответчика и заинтересованного лица о предоставлении продолжительного периода времени для оформления технического паспорта на линии трубопровода и постановки имущества на учет в качестве безхозяйного, суд устанавливает срок для исполнения решения суда до 01.09.2016 года.
Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Нерчинско-Заводское», выразившееся в непринятии на учет в качестве бесхозяйного имущества линии трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные в <адрес> по адресам: линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> протяженностью 1400 метров; по <адрес>, протяженностью 500 метров, по <адрес>, протяженностью 1400 метров, общей протяженностью 3300 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес>, проходящая по <адрес> протяженностью 1700 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес>, проходящая по <адрес>, протяженностью 500 метров; по <адрес>, протяженностью 1000 метров, по <адрес>, протяженностью 1400 метров, общей протяженностью 2900 метров; линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> <адрес> проходящая по <адрес>, протяженностью 400 метров.
Обязать администрацию сельского поселения «Нерчинско-Заводское» совершить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-линии трубопроводов в системе водоснабжения, расположенные по адресам:
- линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> протяженностью 1400 метров; <адрес>, протяженностью 500 метров, <адрес>, протяженностью 1400 метров, общей протяженностью 3300 метров;
- линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> протяженностью 1700 метров;
- линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес>, протяженностью 500 метров; <адрес>, протяженностью 1000 метров, <адрес>, протяженностью 1400 метров, общей протяженностью 2900 метров;
- линия трубопровода, отходящая от водонапорной башни № по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, протяженностью 400 метров, <адрес> - обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением о принятии объекта недвижимого имущества на учет.
Установить срок исполнения решения суда до 1 сентября 2016 года.
Разъяснить представителю административного ответчика обязанность сообщения об исполнении решения суда по административному делу в суд и административному истцу прокурору Нерчинско-Заводского района Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в течение месяца, со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий С.А. Скубьева
Мотивированное решение суда
составлено 25 января 2016 г.
Судья С.А. Скубьева
Копия верна.
Судья Нерчинско-Заводского районного суда С.А. Скубьева