ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. по делу № 33- 3796/2015
Судья Нурбагандов Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.
судей Загирова Н.В. и Хавчаева Х.А.
при секретаре Магарамовой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедовой Х. И. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РД (далее по тексту ГУ ОПФ РФ по РД), Управлению Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Избербаш (далее по тексту УОПФ РФ по РД в г. Избербаш) о назначении досрочной трудовой пенсии по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Магомедовой Х. И. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РД. Управлению Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Избербаш о назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить частично.
Признать за Магомедовой Х. И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи деятельностью, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РД назначить Магомедовой Х. И., <дата> года рождения, уроженке <адрес> ДАССР досрочную трудовую пенсию по старости со дня её обращения, то есть, с 24 ноября 2014 года.
Взыскать с ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РД в пользу Магомедовой Х. И. судебные расходы на оплату государственной пошлины и услуг адвоката в сумме <.> рублей.
В остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя ответчика по доверенности Юсупова М.Ю., просившего решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Магомедова Х.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ ОПФ РФ по РД. УОПФ РФ оп РД в г. Избербаш о назначении досрочной трудовой пенсии, в обоснование которого указала, что она с 13 сентября 1982 года работает в Избербашской туберкулезной больнице, на должности медицинской сестры и имеет контакт с больными туберкулезом по настоящее время.
Она обратилась в УОПФ РФ по РД в г. Избербаш с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии. 10 декабря 2014 года УОПФ РФ по РД в г. Избербаш своим решением отказало ей в установлении досрочной трудовой пенсии, по причине того, что на момент обращения для назначения досрочной пенсии по СП 2 льготный стаж составил два года, вместо требуемых десяти лет, и по выписке из ИЛС нет кодов особых условий труда с 1 октября 2004 г. по 30 июня 2012г.
Указанное решение считает незаконным и нарушающим ее права и законные интересы по следующим основания.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 (с изменениями и дополнениями от 26 мая 2009 г.) утвержден список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявших лечебную и иную деятельность но охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Занимаемая ею должность медицинской сестры, предусмотрена в перечне персонала, обслуживающих больных в лечебно- профилактических учреждениях, вошедших в раздел 24 Списка №2 утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 02 октября 1991 № 517 под № 22600000-17546, а так же перечисленных пунктом 1.4 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. №11 83н.» так как эта должность предусматривает непосредственный контакт с больными.
Таким образом, считает, она в соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ имеет достаточно оснований для назначения трудовой пенсии досрочно.
С 2004 года по настоящее время она работает на одном и том же месте, не было ни увольнений, ни перерывов в работе. Почему за последние три года в Пенсионном фонде проставлены коды за особые условия труда, а до этого нет, она не знает. Но в любом случае, в этом ее вины нет, так как предоставление соответствующих сведений в Пенсионный фонд относится к полномочиям ее работодателя, то есть Минздрава РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям.
В Постановлении Правительства РФ за №781 вступившего в силу с 14 ноября 2002г. в списках,должностей и учреждений,работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и инуюдеятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не предусмотрено учреждение Минздрав РД.
В Постановлении Правительства РФ от 29 сентября 2002г. №781, в исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В пункте 4 указано что, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Федеральный Закон от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя не предоставившего сведения в Пенсионный фонд кода особых условий труда, дающего права для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с чем и было отказано Магомедовой Х.И. в назначение досрочной трудовой пенсии.
Федеральный Закон от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ Федеральный Закон от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначить (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовой пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.
Минздравом РД при предоставлении в Пенсионный фонд сведений о начислениях на Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Магомедовой Х.И. не были проставлены коды особых условий труда за период с 01 октября 2004г. по 30 июня 2012г. дающих право для назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, то есть, до достижения 55 лет, в частности, женщинам по достижении возраста 50 лет. если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев работы мужчинам и зa каждые 2 года такой работы женщинам.
Из материалов дела усматривается, что решением об отказе в установлении пенсии без/№ от <дата> УОПФ РФ по РД в г. Избербаш. Магомедовой Х.И. отказано в назначении пенсии по Списку № 2 работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости по тем основаниям, что на момент ее обращения для назначения досрочной пенсии по Списку №2 льготный стаж Магомедовой Х.И. составил 2 года, а требуется 10 лет, в выписке из ИЛС Магомедовой Х.И. нет кодов особых условий труда за период с 01 октября 2004 по 30 июня 2012 г..
Судом установлено, что приказом № от <дата> Магомедова Х.И. с 08 октября 2004 г. принята медицинской сестрой на 1,0 ставку в Избербашский межрайонный противотуберкулезный диспансер. Приказом № № от <дата> Избербашский межрайонный противотуберкулезный диспансер переименован в ГБУ РД «Избербашский межрайонный противотуберкулезный диспансер» МЗ РД.
Согласно справке ГБУ РД «Избербашский межрайонный противотуберкулезный диспансер МЗ РД» за № от <дата>, Магомедова Х.И. с 06 октября 2014 г. по настоящее время работает в ГБУ РД «Избербашский межрайонный противотуберкулезный диспансер МЗ РД».
Согласно справке ГБУ РД «Избербашский межрайонный противотуберкулезный диспансер МЗ РД» за № от <дата>. в виде выписки из приказа № от <дата> по «Избербашскому межрайонному противотуберкулезному диспансеру МЗ РД» п. 3 Магомедова Х.И. была принята на работу палатной медсестры в ГБУ РД «ИМПТД МЗ РД» на 1,0 ставку за счет свободной единицы с оплатой согласно штатному расписанию.
Из справки УОПФ РФ по РД от <дата> г., следует, что на момент ее выдачи у Магомедовой Х.И. страховой стаж составлял 24 года 6 дней, а специальный стаж 8 лет 9 месяцев 1 день.
Из выписки из ИЛС Магомедовой Х.И. от <дата> г., усматривается, что нет кодов особых условий труда за период с 08.10.2004 по 30.06.2012 г. и нет исходных ИС за 2008 год.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», стаж работы. дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. :
Факт работы истца Магомедовой Х.И. в ГБУ РД «Избербашский межрайонный противотуберкулезный диспансер МЗ РД» в период времени с 01.10.2004 по 30.06.2012 г. в условиях полного рабочего дня на полной ставке, палатной медсестрой подтверждается исследованными в судебном заседании трудовой книжкой Магомедовой Х.И. и представленными ее работодателем-ГБУРД«Избербашский межрайонныйпротивотуберкулезный диспансер МЗ РД», справками с места ее работы, и не оспаривается представителем ответчика.
Причинами отказа истцу Магомедовой Х.И. в назначении досрочной трудовой пенсии, согласно решению УОПФ РФ по РД в г.Избербаш и объяснениям представителя ответчика, является лишь то обстоятельство, что в выписке из ИЛС Магомедовой Х.И. нет кодов особых условий труда за период с 08 октября 2004 г. по 30 июня 2012 г. и нет исходных исчисляемого стажа (ИС) за 2008 год.
Между тем, в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. (ред. от 03 декабря 2011 г.) страхователи обязаны предоставлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются также создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 названного Закона на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года N 9-П, невыполнение страхователями требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Конституционным Судом Российской Федерации указанным Постановлением пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания.
Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается названным Федеральным законом на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 25, 26 и 27). Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательно исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: