Дело № 2-2839/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дзержинский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Резникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Губановой Ю.В.,
ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Никифоровой ФИО12 ФИО12 к ООО «Сириус», ГУ МВД по <адрес> об обязании совершить действия по государственной регистрации автотранспортного средства, выдаче паспорта транспортного средства,
при участии: представителя истца Плечистовой ФИО12., действующей на основании доверенности, поддержавшей заявленные исковые требования; представителя ответчика ГУ МВД по <адрес> - Косяченко ФИО12., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения заявленных исковых требований; представителя третьего лица ОАО «Промсвязьбанк» - Поповой ФИО12., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения заявленных исковых требований; представителя третьего лица Волгоградской Таможни - Зинченко ФИО12., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения заявленных исковых требований,
УСТАНОВИЛ:
Никифорова ФИО12 обратилась в суд с исковыми требованиями к ООО «Сириус», ГУ МВД по <адрес> об обязании совершить действия по государственной регистрации автотранспортного средства, выдаче паспорта транспортного средства, в обоснование указав, что она является собственником автомашины Porsсhe-Cayenne, 2004 года выпуска, №, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ООО «Сириус». После обращения в МРЭО №, с целью постановки на регистрационный учет данного автомобиля, ей стало известно, что предыдущий собственник действия по снятию с регистрационного учета не совершил, так как произошло аннулирование регистрации и технического паспорта по решению суда, в связи с не оплатой таможенных платежей предыдущим собственником автомобиля. Указанные обстоятельства, препятствуют ей в реализации соответствующего права пользования автомобилем, при этом она не является ответственным лицом за таможенное оформление, в связи с чем, просит обязать ГУ МВД по <адрес> поставить на регистрационный учет автомобиль Porsсhe-Cayenne, 2004 года выпуска, №, а также выдать ей технический паспорт на данное автотранспортное средство.
В судебное заседание представитель ООО «Сириус» не явился, о времени и месте судебного заседание извещен. Согласно ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Каких-либо ходатайств об отложении слушания дела указанные стороны не заявляли, доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.
Положения статей 8, 10 Всеобщей декларации прав человека, п.1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела беспристрастным и компетентным судом, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон, в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" предусмотрено, что согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.
Данные нормы реализуют положения, закрепленные в ст. 46 Конституции РФ и в ст. 9 ГК РФ, согласно которым реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения гражданина и организации.
Как следует из материалов дела и в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Сириус» и Никифоровой ФИО12. был заключен договор купли-продажи автотранспортного средства Porsсhe-CayenneS4.5, 2004 года выпуска, № и подписан Акт приема-передачи транспортного средства согласно которым, последняя стала собственником данного автомобиля.
Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Статьей 458 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: … вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.
Заключенный договор купли-продажи ни кем не оспорен и является действующим.
Как следует из карточки учета транспортных средств, регистрация автомобиля Porsсhe-CayenneS4.5, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, № аннулирована.
Согласно письму ООО «Сириус» направленному в адрес истца, первый не имеет возможности снять автомобиль с регистрационного учета, так как регистрация автомобиля и ПТС аннулированы, в связи с чем, сотрудники МРЭО отказывают совершать регистрационные действия.
Как пояснил в судебном заседании представитель Волгоградской Таможни, представив соответствующее письменное возражения, до настоящего времени таможенными органами в отношении автомобиля не произведено, таможенные платежи не уплачены, в связи с чем, произошло аннулировании соответствующей регистрации и паспорта транспортного средства.
Согласно представленной копии ПТС №<адрес>, первоначальным собственником спорного транспортного средства является Михеева ФИО12
Никифорова ФИО12 указывает, что она не может рассматриваться как ответственное лицо за таможенное оформление соответствующего транспортного средства, включая уплату таможенных платежей, так ей не были и не могли быть известны подробности ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации, а также ссылается на то, что она является добросовестным приобретателем.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 248-О-П "По жалобе гражданина Чижова ФИО12 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 352 Таможенного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 352 Таможенного Кодекса РФ, в системе действующего правового регулирования не предполагает обращение взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей в случаях, когда известен собственник данного транспортного средства и надлежащим образом не подтверждено, что это лицо, приобретшее в собственность незаконно ввезенное транспортное средство, в момент его приобретения знало или должно было знать о незаконности ввоза.
Из этого следует, что лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 320 Таможенного Кодекса Российской Федерации лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.
В соответствии с пунктом 4 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать и незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 202-О «Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 380 Таможенного кодекса Российской Федерации» (далее - Определение КС РФ N 202-О) товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, предусматривающих возможность конфискации, не могут быть конфискованы у лиц, которые приобрели их в ходе оборота на территории Российской Федерации (притом, что такое имущество не подлежит конфискации или обращению в собственность государства иным образом согласно правовым предписаниям в случае запрета федеральным законом или международным договором Российской Федерации ввоза, вывоза или оборота на территории Российской Федерации либо ограничения совершения в отношении него указанных действий), если эти лица не могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенных формальностей, поскольку не были в тот период участниками каких-либо отношений, включая таможенные отношения, по поводу такого имущества, и если, приобретая его, они не знали и не должны были знать о незаконности ввоза. Положение части 1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации не означает, что обязанность выполнять требования по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, в том числе по уплате таможенных платежей, может быть возложена на лиц, которые не могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенных формальностей, поскольку не были в тот период участниками каких-либо отношений, включая таможенные отношения, по поводу такого имущества, и если, приобретая его, не знали и не должны были знать о незаконности ввоза.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 167-О "По жалобе гражданина Кириллова ФИО12. на нарушение его конституционных прав п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса Российской Федерации" (далее - Определение КС РФ N 167-О) установлено, что лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств. Следовательно, для таких лиц действующее таможенное законодательство не исключает возможность осуществления правомочий собственника в отношении приобретенных ими законным образом транспортных средств.
Из части 4 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации, Определения КС РФ N 202-О и Определения КС РФ N 167-О следует, что ответственность за таможенное оформление и за уплату таможенных платежей может быть возложена на лиц, не являющихся участниками таможенных отношений и которые приобрели товары и транспортные средства в ходе оборота на территории Российской Федерации, только в случае доказанности того факта, что они знали или должны были знать о незаконности ввоза товаров или транспортных средств в момент их приобретения.
Таким образом, не уплата таможенных платежей не может приниматься во внимание судом, так как субъектом таможенных правоотношений при перемещении транспортного средства через границу является декларант - Михеева ФИО12 то есть именно на это лицо непосредственно возложена обязанность по прохождению таможенного оформления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В рассматриваемом случае, основания для отрицания добросовестности приобретения автомобиля отсутствуют. Иных сведений о том, что Никифорова ФИО12. на момент приобретения знала, должна была знать об ограничениях, наложенных на пользование автомобилем нет.
Истец полагает, что аннулирование регистрации вышеуказанного транспортного средства и паспорта транспортного средства, ограничивает его правомочия по владению и распоряжению транспортным средством.
Правила дорожного движения в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № содержат определение «транспортного средства» - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Следовательно, транспортное средство, является устройством, основной вид пользования которым предполагает перевозку людей и предметов.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.
В силу пункта 3 статьи 15 названного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Из содержания данной нормы следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (далее - Положение).
В силу пункта 1 указанного Положения Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2 Положения Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
При этом в силу подпункта «в» пункта 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагается, в том числе обязанность по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 1 Основных положений механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 5 суток после их приобретения или таможенного оформления.
На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка (пункт 2 Основных положений).
В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издало Постановление № «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ».
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В силу пункта 4 Постановления Правительства № регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 59 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (далее - Правила регистрации).
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами (пункт 1.1. Правил регистрации).
Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Договоры и иные документы, удостоверяющие приобретение, изменение и прекращение права собственности на транспортные средства, принимаются для совершения регистрационных действий при условии представления паспортов транспортных средств, выданных в установленном порядке (пункт 4 Правил регистрации).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если у одного из прежних собственников было отменено таможенное оформление.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий.
На основании части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
При этом, закон не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, возможному при наличии регистрации и паспорта транспортного средства, в случае, если прежнее таможенное оформление одного из предыдущих собственников или владельцев транспортного средства было отменено.
При таких обстоятельствах, в целях устранения препятствий в пользовании автомобилем, в соответствии с действующим законодательством, и восстановлении нарушенных прав и законных интересов истца, суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования, по возложению обязанности на ГУ МВД по <адрес> по постановке на регистрационный учет автомобиль Porsсhe-Cayenne, 2004 года выпуска, VINWP1ZZZ9PZ4LA49674, а также по выдаче технического паспорта на данное автотранспортное средство.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, на основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Никифоровой ФИО12 к ООО «Сириус», ГУ МВД по <адрес> об обязании совершить действия по государственной регистрации автотранспортного средства, выдаче паспорта транспортного средства - удовлетворить.
Обязать ГУ МВД по <адрес> поставить на регистрационный учет автомобиль Porsсhe-Cayenne, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер № принадлежащий Никифоровой ФИО12.
Обязать ГУ МВД по <адрес> выдать Никифоровой ФИО12 технический паспорт на транспортное средство - автомобиль Porsсhe-Cayenne, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Дзержинский районный суд <адрес> в Волгоградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Резников