Дело № 2-498/2015 ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Торжок 28 апреля 2015 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,
при секретаре Ефимовой Е.В.,
с участием прокурора – помощника Торжокского межрайонного прокурора Лебедева К.А.,
представителя ответчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Торжка Тверской области «Средняя общеобразовательная школа № 3» - Чаусовой И.П.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования город Торжок Тверской области – Нелеп О.А.,
представителя третьего лица – Управления образования администрации муниципального образования город Торжок Тверской области – Солонецкой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Торжка Тверской области «Средняя общеобразовательная школа № 3» и администрации муниципального образования город Торжок Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, регламентирующего отношения в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений,
У С Т А Н О В И Л:
Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Торжка Тверской области «Средняя общеобразовательная школа № 3», к администрации муниципального образования город Торжок Тверской области о возложении обязанности оборудовать здание школы системой технического контроля – видеонаблюдения.
В основании иска указывает, что Торжокской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего отношения в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» (далее по тексту – МБОУ СОШ №3), по результатам которой установлены факты нарушения указанного законодательства, в части не оборудования в учреждении системы технического контроля - видеонаблюдения.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государство – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Закон № 35 – ФЗ) принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.3 ст. 5 Закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участия в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Пунктом 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) определяется как состояние защищенности здания, строение, сооружение, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующего совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за сооружение, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.
На основании п. п. 1, 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту – Закон № 384-ФЗ) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях общеобразовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализаций и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона № 384-ФЗ требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, накладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установление данным Федеральным законом, не принимаются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Закона № 384-ФЗ устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
В целях обеспечения исполнения требований закона №384-ФЗ утвержден «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения», который является актуализированной редакцией СНиП 31-06-2009 (далее по тексту – Свод правил).
Согласно п. 6.48 Свода правил для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
При этом п. 6.44 Свода правил установлено, что указанные меры направлены на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствует минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Утвержденная Президентом Российская Федерации 5 октября 2009 года «Конвенция противодействия терроризму Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяется каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создания необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанности образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющих образовательную деятельность.
В силу п. 7.1. ч. 1 ст. 16 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечения содержания зданий сооружений муниципальных образовательных организации, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, при этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в здании МБОУ СОШ №3, которое является объектом с массовым пребыванием людей, т.е. одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения людей, отсутствует система технического контроля - видеонаблюдения.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательной учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуации на его территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с этим осуществление деятельности МБОУ СОШ № 3 при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может привлечь за собой неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Установка системы видеонаблюдения необходима для обеспечения безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, численность которых невозможно определить заранее ввиду того, что здание МБОУ СОШ № 3 посещают не только несовершеннолетние обучающиеся, но и их родители (законные представители), представители органов государственного (надзора), иные лица.
Кроме того, численность самих обучающихся ежегодно изменяется ввиду приема в образовательное учреждение несовершеннолетних на обучение в 1 классы, а также выпуска лиц, освоивших уровень среднего общего образования.
Пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает осуществление защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии в подведомственностью дел в судебном порядке.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей.
В судебном заседании прокурор Лебедев К.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Торжка Тверской области - Чаусова И.П. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что в школе действительно в нарушении законодательства отсутствует система видеонаблюдения, ими подготовлена смета на устройство системы видеонаблюдения, в случае выделения денежных средств нарушение будет устранено.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Торжок Тверской области – Нелеп О.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» выступает Управление образования администрации муниципального образования город Торжок Тверской области, являющееся самостоятельным юридическим лицом, которое обязано нести ответственность за созданное им учреждение. В свою очередь, администрация муниципального образования город Торжок Тверской области учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» не является, вследствие чего отвечать по обязательствам учреждения не должна. Кроме того, администрация муниципального образования город Торжок Тверской области является казенным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется на основании бюджетной сметы, поэтому администрация не имеет возможности финансировать бюджетное учреждение. Более того, 25 февраля 2014 года в Устав муниципального образования город Торжок Тверской области внесены изменения, и вопросы, связанные с образовательной деятельностью, к вопросам местного значения администрации города Торжка не относятся. Наряду с указанным, отметила, что постановлением администрации муниципального образования город Торжок Тверской области № 598 от 16 октября 2013 года с последующими изменениями от 23 января 2015 года № 17 принята Муниципальная программа развития образования на 2014-2019 годы, касающаяся всех без исключения образовательных учреждений. В соответствии с этой программой образовательное учреждение подает заявку на финансирование в Управление образования. Управление образования составляет программу и отдает на утверждение в Торжокскую городскую думу. Дума утверждает финансирование на каждое мероприятие, а также на комплексную безопасность, куда входят расходы на видеофиксацию в школах, на ограждение территорий образовательных учреждений и т.п. На 2015 год запланированы денежные средства на все образовательные учреждения города в размере 122, 4 тыс.рублей, на 2016 год – 5 929, 9 тыс.рублей, но и эта сумма не окончательно и будет утверждаться Думой. В дальнейшем при поступлении финансирования учредитель образовательного учреждения распределяет выделенные денежные средства в соответствии с нуждами каждого учреждения. Согласна, что в школе должна быть установлена система видеонаблюдения, но требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Из письменного отзыва на исковое заявленное, представленного администрацией города Торжка Тверской области следует, что администрация города Торжка Тверской области с исковыми требованиями не согласна, поскольку в соответствии с Законом об образовании антитеррористическая защищенность образовательного учреждения относится к компетенции соответствующего образовательного учреждения, которое обязано создавать безопасные условия обучения. По мнению администрации города Торжка, ей неясно, в чьем конкретно здании прокурор просит установить систему видеонаблюдения. Собственником имущества бюджетного учреждения, расположенного на территории муниципального образования город Торжок, является муниципальное образование город Торжок. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. От имени собственника функции и полномочия собственника осуществляет комитет по управлению имуществом МО город Торжок, являющийся исполнительным органом местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. Согласно Положению об Управлении образования администрации города Торжка Тверской области, утвержденному решением Торжокской городской Думы от 27.01.2010 №275 (в редакции решения от 20.02.2012 №87), Управление является муниципальным учреждением, осуществляющим функции управления в сфере образования на территории муниципального образования город Торжок. Управление – структурное подразделение администрации города Торжка, наделено статусом юридического лица. Управление осуществляет функции управления в сфере образования и выполняет функции учредителя в сфере образования, в том числе, в отношении МБОУ «СОШ№3». Управление является главным распорядителем бюджетных средств для муниципальных бюджетных образовательных учреждений. К основным задачам Управления относится, в том числе, и осуществление контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений. По мнению администрации города Торжка, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только МБОУ «СОШ №3», но и его учредителя – Управления образования администрации города Торжка Тверской области. Полагают, что при подготовке искового заявления прокурором не выяснены пределы компетенции органа местного самоуправления МО город Торжок – администрации города. Администрация города Торжка по своей организационно-правовой форме – казенное учреждение, не является главным распорядителем бюджетных средств для образовательных учреждений города, вследствие чего требования прокурора к администрации города Торжка необоснованны. Просят в иске отказать.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации муниципального образования город Торжок Тверской области – Солонецкая Т.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что Управление образования действительно является распорядителем бюджетных средств для образовательных учреждений, однако распоряжается только теми средствами, которые выделяются МО «Город Торжок», выделяемого финансирования недостаточно для обеспечения всех нужд образовательных учреждений. Полагает, что Управление не может являться ответчиком по делу, поскольку Управление - структурное подразделение администрации города Торжка Тверской области и не является органом местного самоуправления, хотя в Положении об Управлении образования и написано обратное, но это не соответствует Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (пункт 7 статьи 2, подпункт «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (пункты 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года).
В целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения», который является актуализированной редакцией СНиП 31-06-2009 (далее Свод правил).
Согласно п. 6.48 Свода правил для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
При этом, п. 6.44 Свода правил установлено, что указанные меры направлены на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствует минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Как следует из материалов дела, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Торжка Тверской области является юридическим лицом, несет в установленном законодательством России порядке ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям и интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Учредителем школы является муниципальное образование город Торжок Тверской области в лице Управления образования администрации города Торжка Тверской области. Имущество школы является собственностью муниципального образования город Торжок и закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
Здание, занимаемое школой, системой видеонаблюдения не оборудовано, что не оспаривается ответчиками и подтверждается актом проверочных мероприятий от 23 марта 2015 года.
Отсутствие в МБОУ города Торжка Тверской области «Средняя общеобразовательная школа № 3» системы технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение, безусловно, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Исходя из положений статьи 123.21 ГК РФ учредителем бюджетного учреждения может быть только собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Торжка Тверской области учреждение является муниципальным, бюджетным, учредителем является муниципальное образование город Торжок Тверской области, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования город Торжок Тверской области, отдельные функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации города Торжка Тверской области в соответствии с переданными полномочиями.
Положением об Управлении образования администрации города Торжка Тверской области, утвержденным решением Торжокской городской Думы муниципального образования город Торжок Тверской области от 27.01.2010 N 275, предусмотрено, что Управление образования наделено статусом юридического лица, является распорядителем бюджетных средств между подведомственными ему структурами, имеет самостоятельный баланс. Согласно разделу 2 Положения предметом деятельности Управления является осуществление управленческих функций в сфере образования на территории МО город Торжок Тверской области.
Как усматривается из раздела 3 Положения к функциям Управления как учредителя муниципальных учреждений образования относится, в том числе, контроль исполнения муниципальными образовательными учреждениями законодательства в сфере образования.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 федерального закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В статье 2 Устава муниципального образования город Торжок, принятого решением городского Собрания депутатов от 14.09.2005 г. № 209-1, указано, что муниципальное образование город Торжок имеет статус городского округа.
Согласно пункту 8 ст.8 Устава муниципального образования город Торжок к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;
Статьей 27 Устава МО город Торжок предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют Торжокская городская Дума (представительный орган), Глава города, администрация города (исполнительно-распорядительный орган). Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.
Согласно статье 32 Устава администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области. Структура администрации города утверждается Торжокской городской Думой по представлению Главы города, возглавляющего администрацию города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) органы администрации.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.10.2009 N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму на прокуроров в пределах своей компетенции возложена обязанность на основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
МБОУ города Торжка Тверской области «Средняя общеобразовательная школа № 3» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
При подобном правовом регулировании спорных правоотношений имеются предусмотренные законом основания для возложения на администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области обязанности по оборудованию здания школы МБОУ города Торжка Тверской области «СОШ №3» системой технического контроля – видеонаблюдения, как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, выполняющий, в том числе, функции учредителя образовательного учреждения, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Решение суда не препятствует его исполнению в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, вопросы прохождения бюджетных средств от распорядителей к получателям не являются предметом рассмотрения по данному делу.
Доводы ответной стороны о том, что администрация города Торжка Тверской области - ненадлежащий ответчик не принимаются судом, исходя из указанного выше.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд учитывает характер допущенного нарушения, объем мероприятий, необходимых для его устранения, предложенный прокурором срок – до 01 сентября 2016 года - и полагает разумным установить срок для устранения нарушения до 01 сентября 2016 года.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Торжокского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Торжка Тверской области «Средняя общеобразовательная школа № 3», администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области в срок до 01 сентября 2016 года оборудовать здание школы, расположенное по адресу: Тверская область, город Торжок, улица К.Маркса, дом 25, системой технического контроля – видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева
Решение в окончательной форме принято 04 мая 2015 года.
Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева
***
***
***