ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г., №
Судья ФИО2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Августиной И.Д.,
судей Алиевой И.З. и Магадовой А.В.
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы ГО «<адрес>» ФИО7 на решение Избербашского городского суда от <дата>, которым постановлено:
«Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» Республики Дагестан обеспечить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением, не ниже установленных социальных норм, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 в интересах Раджабовой М.Н.обратился в суд с иском к администрации ГО «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить Раджабову М.Н. во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением, не ниже установленных социальных норм, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Раджабова М.Н. с 2012 года состоит на учете для получения жилья под №, включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обращения истицы к ответчику о предоставлении жилья оставлены без удовлетворения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава ГО «<адрес>» ФИО7 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что <дата> истица обратилась в администрацию ГО «<адрес>» с заявлением о постановке на учет для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после чего была включена в список под номером 153. Администрация ГО «<адрес>» письмом от 26.06.2014г. представила в Министерство образования и науки РД сформированный и утвержденный в установленном законодательством РФ порядке список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на получения жилья на 2015 год по ГО «<адрес>» на 130 детей, где Раджабова М.Н. значится под номером 85. Удовлетворив исковые требования Раджабовой М.Н., суд нарушил права 84 детей-сирот, которые состоят на очереди с 2005 года для получения жилья.
В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Администрация ГО «<адрес>» никогда не отказывалась в предоставлении жилья Раджабовой М.Н., как и другим очередникам, и по мере поступления денежных средств из республиканского бюджета приобретает квартиры для очередников.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона от <дата> № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которая вступила в силу 1 января 2013 года в части обеспечения детей-сирот сирот и детей, оставшихся без попечения родителей норма «внеочередное обеспечение жилым помещением», утратила силу.
Действующим законодательством не предусматривается предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма для данной категории граждан.
В соответствии со ст.57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Федеральным законом от <дата> №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в статью 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым изменена форма обеспечения лиц указанных категорий жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от <дата> №15-ФЗ указанные изменения вступили в силу с <дата>.
Согласно ч. 2 ст.4 ФЗ от <дата> №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от <дата> № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессиональною образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на 5 (пять) лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договор) социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом при рассмотрении дела не учтены изменения, внесенные законодателем в порядок и условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что ФИО1 в 2010 году была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под №; по состоянию на 2015 год значится в этих списках под №.
Следовательно, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в МО «<адрес>» имеют 84 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее ФИО1 обратились к ответчику за получением такой меры социальной поддержки.
Как видно из материалов дела, ответчик принял ФИО1 на учет для предоставления указанной меры социальной поддержки.
В апелляционной жалобе Администрация ГО «<адрес>» указывает, что письмом от 26.06.2014г. в Министерство образования и науки РД был представлен сформированный и утвержденный в установленном законодательством РФ порядке список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на получения жилья на 2015 год по ГО «<адрес>» на 130 детей, где Раджабова М.Н. значится под номером 85. Удовлетворив исковые требования Раджабовой М.Н., суд нарушил права 84 детей-сирот, которые состоят на очереди с 2005 года для получения жилья.
Судебная коллегия находит указанные доводы ответчика заслуживающими внимания.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие его нуждаемость в улучшении жилищных условий, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой должны предоставляться жилые помещения в последовательности, определяемой датой регистрации заявления.
Иными словами, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением последовательности принятия на учет согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 686-О).
Кроме того, как видно из материалов дела, нуждаемость в улучшении жилищных условий ФИО1 на момент обращения в суд с иском не подтверждена надлежащими доказательствами.
Имеющиеся в деле справки выданы на имя Раджабовой М.Н., тогда как в связи с вступлением в брак ее фамилия изменена на «Абдуллаева».
Из свидетельства о заключении брака видно, что брак зарегистрирован Отделом ЗАГС администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан (л.д.9).
При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения из специализированного жилищного фонда у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу главы ГО «<адрес>» ФИО7 удовлетворить.
Решение Избербашского городского суда от <дата> отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности на Администрацию городского округа «<адрес>» Республики Дагестан обеспечить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением, не ниже установленных социальных норм, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в шестимесячный срок.
Председательствующий
Судьи: