№ 2-1648/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Селивановой И.С.,
при секретаре судебного заседания Будзак М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 24 марта 2015 года по иску прокурора Ленинского АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лыкову В.В. о признании бездействия незаконным в части не проведения аттестации рабочих мест,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Лыкову В.В. о признании бездействия незаконным в части не проведения аттестации рабочих мест, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска в ххх 2015 года проверки соблюдения требований трудового законодательства в части охраны труда в деятельности ИП Лыкова В.В., согласно информации, предоставленной ИП Лыковым В.В. в прокуратуру округа ххх.2015, по состоянию на ххх.2015 не проведена оценка условий труда ххх рабочих мест, на которых работают ххх работников, в том числе: повара, менеджеры, техники. Выявленные нарушения трудового законодательства нарушают права работников, работающих у ответчика настоящее время либо собирающих работать в будущем, на получении информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за указанную работу в указанных условиях. Просит признать обязать ИП Лыкова В.В. обеспечить проведение специальной оценки условий труда ххх рабочих мест; взыскать государственную пошлину с ответчика в установленном законном порядке.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского административного округа г. Омска Лементовская Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям.
Ответчик ИП Лыков В.В. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области Жицкая П.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Представитель истца, третьего лица против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражали.
Выслушав представителя истца, третьего лица изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Статья 209 Кодекса закрепляет, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В силу ч. 1 ст. 3 вышеуказанного закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 8 ФЗ № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 настоящего ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 24.01.2014 № 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда согласно Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов; форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению.
В судебном заседании установлено, что у ИП Лыкова В.В. создано ххх рабочих мест, численность работников составляет ххх человек. Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм ИП Лыковым В.В. аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена (л.д. 17-18).
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить, обязать Лыкова В.В. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, поскольку выявленные нарушения требований трудового законодательства нарушают права лиц, работающих в данной организации в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочих местах вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ххх рублей, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-238 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ленинского административного округа г. Омска удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Лыкова В.В. обеспечить проведение специальной оценки условий труда ххх рабочих мест провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Ответчик вправе подать в Ленинский суд г. Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.С. Селиванова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2015 года.
Судья И.С. Селиванова