Дело №2а-2377/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Печковой М.Ю.,
с участием представителя административных ответчиков администрации города Чебоксары, Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары Козлицкой Т.Р., представителя заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Киборовой Н.В. Алексеевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Осипов А.М. к администрации города Чебоксары, Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары о признании незаконными действий по организации и проведении аукциона, обязании отменить решение о проведении аукциона,
установил:
Осипов А.М. обратился в суд с административным иском к Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары (Горкомимущество) о признании незаконными действий по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и отмене решения о проведении аукциона, мотивировав свой иск следующими обстоятельствами.
Административный ответчик на своем сайте в сети интернет разместил информацию о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе под лотом № в отношении земельного участка, имеющего характеристики: местоположение - <адрес> сведения о правах - государственная собственность не разграничена; ограничения прав - <данные изъяты>
На обозначенном земельном участке расположены подходы и подъездные пути к земельным участкам с кадастровыми номерами № и №, правообладателем которых является административный истец, что нарушает его права.
Несоответствие действий административного ответчика требованиям закона при организации аукциона Осипов А.М. также усмотрел в том, что при заданных первым характеристиках вышеназванного земельного участка, размещение на нем объекта недвижимости технически невозможно.
К участию в деле в качестве административного соответчика определением от ДД.ММ.ГГГГ привлечена администрация города Чебоксары.
Административный истец Осипов А.М., с учетом уточнений к административному иску, просил признать незаконными действия административных ответчиков по организации и проведению торгов - по размещению информации о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № (лот №); обязать административных ответчиков внести дополнительную информацию о проведении аукциона в отношении лота № о парковочных местах, необходимых для размещения и строительства объекта, а также точном размере объекта, который может быть построен на выставленном на аукцион земельном участке, и отменить решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №
Административный истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, заявлений и ходатайств не представил, явку своего представителя в суд не обеспечил.
Представитель административных ответчиков по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122, 134) полагала заявленный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по мотивам того, что при организации и проведении оспариваемого аукциона выполнены все юридически значимые действия, и они соответствуют закону (письменный отзыв на иск на л.д. 75-76).
Заинтересованное лицо Дроздова Л.А. в суд не явилась.
Действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представитель заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Киборовой Н.В. Алексеева М.В. просила отказать в удовлетворении административного иска, соглашаясь с позицией административных ответчиков; также указала, что условия и порядок проведения оспариваемых торгов не могут затрагивать права и законные интересы административного истца, поскольку последний не предпринял действий, свидетельствующих о намерении участвовать в оспариваемом аукционе.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям, которые могут быть оспорены в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Административный истец Осипов А.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Осипову А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение магазина с кафетерием, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 32).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № и местоположением: <адрес> с видом разрешенного использования: обслуживание жилой застройки (л.д. 62-66), информация о переходе прав на объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует (л.д. 61).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.03.2016 № 187, земельный участок находится в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5), где размещение магазинов относится к основным разрешенным видам использования земельных участков.
Административный истец, заявляя требования о признании незаконными действий по организации и проведению аукциона в отношении названного земельного участка по мотивам неполной и недостоверной информации о предмете аукциона, указывает на нарушение его прав как смежного землепользователя.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Администрацией города Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 77).
Проведение аукциона и определение его условий названным постановлением возложено на Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ Горокомимуществом опубликован информационный бюллетень № о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе, по лоту № в отношении земельного участка, имеющего следующие характеристики: <данные изъяты>л.д. 78-81).
В информационном бюллетене Горкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ Горокомимуществом была размещена информация о приостановлении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, и в последующем, ДД.ММ.ГГГГ – о возобновлении аукциона с установлением следующих сроков его проведения: определение участников аукциона -ДД.ММ.ГГГГ, проведение аукциона – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-88).
Приведенная информация об условиях, сроках и порядке проведения аукциона также была размещена Горкомимуществом в периодическом печатном издании «Чебоксарские новости» (л.д. 82, 87, 90).
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в редакции закона от 31.12.2017, действовавшего на момент спорных правоотношений), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями Устава Муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 N 40 и «Положением о Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом администрации города Чебоксары», утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары (далее - Комитет) является самостоятельным юридическим лицом, структурным подразделением и функциональным органом администрации города Чебоксары, осуществляющим функции в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере владения, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности города Чебоксары, регулированию земельных отношений, осуществлению иных функций администрации города Чебоксары.
Таким образом, административными ответчиками решение об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, в том числе по лоту №, принято в пределах своих полномочий.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п.п. 19, 20 ст. 39.11 Земельного кодекса).
Как предусмотрено п.21 ст. 39.11 Земельного кодекса, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: 1) об организаторе аукциона; 2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона; 3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона; 4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства); 5) о начальной цене предмета аукциона; 6) о «шаге аукциона»; 7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; 8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка; 9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса; 10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 19 статьи 39.12 Земельного кодекса предусмотрено, что в случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса, уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>. В соответствии с данными проектом планировки и проектом межевания территории на земельном участке с кадастровым номером № предусмотрено строительство и эксплуатация магазина. Названным проектом планировки размещение парковочных мест предусмотрено на территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером № со стороны <адрес>.
Сведений о том, что сформированный земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> препятствует использованию и эксплуатации принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в деле не имеется.
Отсутствие наложения границ земельного участка с кадастровым номером № на принадлежащие административному истцу объекты недвижимости усматривается из представленной самим административным истцом схемы земельного участка, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «Градостроитель» (л.д. 28-29).
При таких обстоятельствах, суд доводы административного иска о нарушении прав Осипова А.М. размещением информации о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № признает необоснованными.
Из представленной переписки Осипова А.М. с администрацией города Чебоксары (письма Осипова А.М. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 41; ответ на письмо, л.д. 125) следует, что на стадии согласования проектной документации «Реконструкция незавершенного строительством нежилого здания по адресу: <адрес> возникли вопросы соблюдения минимальных отступов зданий от границ соседних земельных участков, использования административным истцом земельного участка и, как он указал в своем заявлении, «входных групп к нему».
Между тем, эти обстоятельства недостатками документации по проведению аукциона в отношении спорного лота № не являются.
Не может согласиться суд и с доводами заинтересованного лица Дроздовой Л.А., поддерживаемых административным истцом, в той части, что размещение информации о проведении аукциона в отношении спорного лота № нарушает права первой как собственника водопровода, поскольку ограничения прав - охранные зоны: водопровода – 60 кв.м., относительно земельного участка, выставленного на аукцион, отражены в информации о проведении аукциона.
Доводы административного истца о том, что при заданных на аукционе характеристиках земельного участка, размещение на данном участке объекта недвижимости технически невозможно, не свидетельствуют о незаконности действий по организацию и проведению аукциона, и нарушении прав первого, поскольку, в соответствии с положениями ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, если принятое судом решение, с учетом разумного и фактически возможного восстановления прав истца в сфере административных и иных публичных правоотношений, к восстановлению права не приведет, то оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.
Решением постоянно действующей комиссии по проведению конкурсов и аукционов Горокомимущества от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по лоту № были допущены: индивидуальный предприниматель Киборова Н.В., Аврелькин Г.А., ООО «Евро-Строй», Александрова Т.А., индивидуальный предприниматель Яковлев И.В., Общество с ограниченной ответственностью «Мир золота».
Согласно протоколу об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с единственным предложением индивидуального предпринимателя Киборовой Н.В. о цене размера годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером №, аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с протоколом об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Чебоксары и индивидуальным предпринимателем Киборовой Н.В. заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 137-139).
Таким образом, удовлетворение заявленного иска, при том, что аукцион на момент рассмотрения дела проведен, не приведет к восстановлению, как указывает административный истец, нарушенных его прав.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия административных ответчиков при организации и проведении торгов по размещению информации о проведении аукциона на право на заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № соответствуют положениям действующего законодательства и отказывает в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
Руководствуясь изложенным, на основании ст. 175 КАС РФ,
решил:
Осипов А.М. в удовлетворении административного иска к администрации города Чебоксары, Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары о признании незаконными действий по организации и проведению торгов по размещению информации о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № (лот №), обязании административных ответчиков отменить решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, внести информацию о лоте № о парковочных местах, необходимых для размещения и строительства объекта, а также точном размере объекта, который может быть построен на земельном участке, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Московский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вассияров
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.