Дело № 2а-6121/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 мая 2016 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
с участием представителя истца Федосюк А.С.,
представителя УФССП по РК и МОСП по ИОВИП Забалуевой А.С.,
при секретаре Д.Э. Дробот,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по РК от ** ** ** в рамках исполнительного производства №...-ИП, указав в обоснование, что в отношении АМО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство о предоставлении Е.П. благоустроенного жилого помещения в ....
В судебном заседании представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» Федосюк А.С. заявление поддержала.
Представитель МОСП по ИОВИП УФССП по РК и УФССП по РК А.С.с заявлением не согласилась.
Заслушав объяснения явившихся участников, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
На основании исполнительного листа Сыктывкарского городского суда ФС №... от ** ** **, предмет исполнения — возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность предоставить Е.П. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в ... Республики Коми на условиях специализированного найма на состав семьи один человек общей площадью не менее ... кв.м. По определению ... Суда ... от ** ** **. ** ** ** возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ** ** **, что подтверждается отметкой на постановлении.
До настоящего времени жилое помещение Е.П. по решению ... городского суда не предоставлено.
** ** ** вынесено постановление о взыскании с АМО ГО «Сыктывкар» исполнительского сбора в размере ... руб.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП.
Статьей 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав - исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
С 01.01.2013 г. действует Закон Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Республики Коми № 104-РЗ), согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В силу статьи 9 Закона Республики Коми № 104-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий по обеспечению граждан указанной категории жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия) имеют право на своевременное и полное получение средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов), предназначенных для осуществления государственных полномочий (далее - средства республиканского бюджета Республики Коми).
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с Соглашением от ** ** ** №..., заключенным между Администрацией и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, в ** ** ** году бюджету МО ГО «Сыктывкар» будут предоставлены субвенции для обеспечения жилыми помещениями на условиях специализированного найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в размере ... руб. показатель результативности обеспечения жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, приобретенных за счет субвенций ** ** ** года, должен составлять -....
В настоящее время Администрацией проводится работа по подготовке документации для проведения электронных аукционов для приобретения жилых помещений за счет субвенций ** ** ** года.
Уставом МО ГО «Сыктывкар» определено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету городского округа субвенций из соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 28).
В связи с большим количеством судебных решений об обязании предоставить гражданам указанной категории жилые помещения в Администрации ведется список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда.
По состоянию на ** ** ** в отношении Администрации имеется ... неисполненных судебных решений по обеспечению граждан указанной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Е.П. (...) Е.П. значится в указанном списке под №....
За счет средств субвенций, предоставленных бюджету МО ГО «Сыктывкар» в ** ** ** году, в ** ** ** году будет предоставлено ... жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда в соответствии со списком взыскателей.
Таким образом, исходя из объема предоставленных из вышестоящих бюджетов средств субвенций и очередности в списке взыскателей Администрация не имеет возможности предоставить Е.П. (...) Е.П. жилое помещение на условиях специализированного найма за счет средств субвенций, предоставленных бюджету МО ГО «Сыктывкар» в ** ** ** году и планируемых к предоставлению в ** ** ** году.
Таким образом, сроки предоставления жилых помещений на условиях специализированного найма указанной категории граждан определяются необходимостью соблюдения требований законодательства об осуществлении закупок для муниципальных нужд, а также сроками введения в эксплуатацию строящихся жилых домов, что находится вне зоны контроля Администрации.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исполнительский сбор подлежит уменьшению.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 указанного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 2 резолютивной части названного Постановления максимальный размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» неоднократно обращалась в органы исполнительной власти о предоставлении бюджету дополнительных финансовых средств, однако ходатайства администрации МО ГО «Сыктывкар» не удовлетворены. Учитывая изложенное, а также неудовлетворительное финансовое и правовое положение должника, не позволяющее исполнить требования исполнительного документа в установленный срок, степень вины должника, размер взысканного исполнительского сбора, предпринятые истцом меры для получения дополнительного финансирования, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора.
Таким образом, следует снизить исполнительский сбор с ... рублей до ... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 185 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об уменьшении исполнительского сбора - удовлетворить.
Снизить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от ** ** ** по исполнительному производству №...-ИП, на одну четверть, то есть до ... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Колосова