Решение по делу № 2-1351/2016 от 14.01.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2016 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Данилове М.В., с участием истицы Бобылевой М.Ю., представителей ответчиков Сулимовой О.Д., Семеновой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобылевой М. Ю. к ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «Улан-Удэнерго» о признании начислений незаконными, признании незаконными действии ответчика, производстве перерасчета, исключении сведений из начислений,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Бобылева М.Ю. просила суд разобраться в сложившейся ситуации по незаконным начислениям общедомовых нужд.

Требования были уточнены. Истица просила признать незаконными начисления по ОДН в сумме 1531 рубль 02 копейки, освободить от указанной задолженности, взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей.

Также истица просила признать незаконными действия ответчика по начислению ОДН, обязать ответчика прекратить начисления ОДН, исключить из финансово - лицевого счета плату за электроэнергию на общедомовые нужды, произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.

По ходатайству истца в качестве соответчика по делу привлечено ОАО «Улан-Удэнерго». Бобылева М.Ю. просила признать действия ОАО «Улан-Удэнерго» по установке общедомового прибора учета незаконными, обязать произвести демонтаж, запретить ОАО «Читаэнергосбыт» использовать показания ОДПУ, обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.

В судебном заседании истица Бобылева М.Ю. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила суду, что в жилом доме, в котором она проживает, расположено всего <данные изъяты> квартир. В доме отсутствует энергоемкое общедомовое оборудование, потребляющее электроэнергию в объеме, предъявляемых платежей. В подъезде дома установлена энергосберегающая лампочка. Полагает, что ответчиками не учитывается реальное потребление электроэнергии жильцами квартир , и , что их потребление распределяется на остальных жильцов. Также полагает, что ее платежи не могут превышать <данные изъяты> в месяц. Просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Сулимова О.Л. исковые требования не признала. Пояснила суду, что согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в домах оборудованных приборами учета применяется формула для расчета оплаты за общедомовые нужды. Каждому собственнику расчет производится индивидуально. Задолженность одной квартиры не начисляется другим. Расчет объема электрической энергии потребленной на общедомовые нужды может производиться только в соответствии с п. 13 приложения к указанным правилам по формуле . Перерасчет возможно произвести только в двух случая: в случае временного отсутствия потребителя и при предоставлении услуги ненадлежащего качества. Также полагает, что истцом избран неверный способ защиты права, так как ст. 12 ГК РФ не предусматривает такие виды защиты права.

Представитель ОАО "Улан-Удэ Энерго" Семеновой Г.А. исковые требования не признала. Пояснила суду, что оплата за потребленную электроэнергию начисляется исходя из показания общедомового (коллективного) прибора учета. У каждого собственника – абонента имеется свой счет, на который вносится оплата за потребленную электроэнергию, в том числе и по общедомовым нуждам. Расчетом оплаты занимается гарантирующий поставщик, в данном случае ОАО «Читаэнергосбыт». АО «Улан-Удэ Энерго» только передает все сведения по потребленной электроэнергии поставщику. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении иска без удовлетворения.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Из пункта 2 Правил следует, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); а под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

В пункте 40 Правил указано, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ и п.п. 2, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно п. 2 Правил, инженерные коммуникации - это составляющая внутридомовых инженерных систем, предназначенная для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бобылева М.Ю. является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу <адрес> Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

С ДД.ММ.ГГГГ в силу требований Правил N 354 жильцы МКД оплачивают коммунальные услуги в соответствии с фактическим потреблением. При этом плата за потребление в жилом помещении и плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды оплачивается раздельно.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Установлено, что на основании приказа Министерства энергетики РФ от 08.05.2014 г. № 252 с 1 июня 2014 г. открытому акционерному обществу "Читаэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".

Основной деятельностью ОАО «Читаэнергосбыт» является оптовая торговля электрической и тепловой энергией. Территориальное подразделение «Энергосбыт Бурятии» является структурным подразделением Общества. Зоной обслуживания ТП являются потребители электрической энергии, подключенные к электрическим сетям сетевых организаций в территориальной границе Республики Бурятия.

ОАО "Читаэнергосбыт" производит расчет оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирных домах, где установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, и где есть помещения, необорудованные индивидуальными приборами учета, по формуле 12, предусмотренной в п. 13 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства России N 354 от 06.05.2011 г.

Так, согласно данному пункту Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:,

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Суду представлен расчет начисления оплаты за общедомовые нужды, исходя из указанной формулы. Расчет является верным, соответственно суд приходит к выводу о правомерности начисления оплаты за общедомовые нужды.

Судом проверены доводы истца в части незаконных начислений по квартирам , и .

Согласно подпункту "б" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.

Расчет платы по указанным квартирам ответчиком произведен верно, при снятии с индивидуальных приборов учета фактических показаний был произведен перерасчет. Материалы дела доказательств того, что потребленная указанными квартирами электроэнергия была распределена на остальных жильцов дома, не содержат. Такие доказательства истец в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представил. Доводы в указанной части, равно как и доводы о предполагаемом размере платы в пределах 30 рублей ежемесячно, голословны, носят характер предположений.

В силу ч. 1 ст. 11 ФЗ № 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ N 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту.

Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии,, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Частью 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Из системного толкования данных норм следует, что собственники многоквартирных домов, введенные в эксплуатацию до 27.11.2009 (день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ) обязаны до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае не выполнения данной обязанности собственниками многоквартирного дома, выполнение указанных действий возлагается в обязательном порядке на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Поскольку обязанность по установке общедомового прибора учета предусмотрена положениями закона, оснований для признания действий ОАО «Улан-Удэнерго» по установке общедомового прибора учета незаконными, обязании произвести демонтаж у суда не имеется.

Также основанием к отказу в иске является, по мнению суда, избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права.

В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В случае нарушения прав лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой права.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, которые предусмотрены данной нормой права и иными законами.

Лицо, право которого нарушено, может избрать способ защиты, регламентированный статьей 12 ГК РФ, либо, хотя и не предусмотренный данной нормой права, но установленный иными нормами действующего законодательства.

Уведомления о наличии задолженности по ОДН в сумме 1531 рубль 02 копейки, 1843 рубля 92 копейки в силу положений ст. 8 Гражданского Кодекса РФ нельзя признать основанием возникновения у истицы Бобылевой М.Ю. гражданских прав и обязанностей.

Признание указанных начислений по ОДН незаконными, освобождение от указанной задолженности, обязание ответчика прекратить начисления ОДН, исключение из финансово - лицевого счета плату за электроэнергию на общедомовые нужды, производство перерасчета за период с июня 2014 г. по январь 2016 г., запрет на использование показаний ОДПУ посредством предъявления самостоятельного иска в суд законом не предусмотрено. В связи с этим суд считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

В случае же возникновения спора об оплате задолженности за потребленную электроэнергию по ОДН, при обращении к ОАО «Читаэнергосбыт» с таким иском в суд, истица вправе оспаривать обоснованность начислений, размер задолженности, возражать относительно достоверности расчета, в том числе в части объемов потребленной энергии, то есть вправе защищать свои права и законные интересы в рамках рассмотрения материально-правового требования.

На данный момент спора материально-правового характера нет, с соответствующим иском ОАО «Читаэнергосбыт» к Бобылевой М.Ю. не обращалось, что сторонами не оспаривалось.

Как производные к основным не подлежат удовлетворению и требования о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бобылевой М. Ю. к ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «Улан-Удэнерго» о признании начислений незаконными, признании действии незаконными, производстве перерасчета, исключении сведений из начислений оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в месячный срок со дня составления принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.Г. Рабданова

2-1351/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бобылева М.Ю.
Ответчики
ОАО "Читаэнергосбыт"
ОАО "Улан-Удэ Энерго"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
14.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2016Передача материалов судье
15.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2016Подготовка дела (собеседование)
28.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2016Судебное заседание
26.02.2016Судебное заседание
16.03.2016Судебное заседание
07.04.2016Судебное заседание
21.04.2016Судебное заседание
26.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее