Дело № 2а-5873/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОФЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2019 года г.Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО5 к Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Селифонов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 02.10.2019 об отказе ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Административный иск мотивирован тем, что 25.09.2019 Селифонов В.М. подал ответчику заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. Призывная комиссия приняла решение об отказе в удовлетворении его заявления, мотивировав отказ нарушением сроков подачи заявления. Истец считает решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его конституционные права при наличии убеждений, противоречащих несению военной службы, что само по себе является основанием для её замены на альтернативную гражданскую службу. Причины пропуска срока подачи заявления являются уважительными и могут быть восстановлены, отсутствует мотивированное и обоснованное решение призывной комиссии, нарушена процедура принятия решения: заявление истца по существу полностью рассмотрено не было, объяснения были заслушаны не до конца, проигнорирована причина пропуска срока. Решение принималось единолично председателем комиссии, без голосования, до него не был доведен состав призывной комиссии.
В судебном заседании административный истец Селифонов В.М. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Суду пояснил, что отказывается от военной службы по своим убеждениям, разделяет <данные изъяты> взгляды, также пояснил, что доводы иска о том, что решение принималось единолично председателем комиссии, без голосования, до него не был доведен состав призывной комиссии он не поддерживает, так как эти требования были соблюдены.
Представитель ответчика Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», одновременно являющийся представителем заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» Ходыкин А.В., действующий на основании доверенностей, просил отказать в удовлетворении административного иска Селифонова В.М., дал пояснения аналогичные изложенному в возражениях на иск. Пояснил, что заявление о замене военной службы на альтернативную было подано призывником Селифоновым В.М. с нарушением установленного Федеральным законом №113-ФЗ от 25.07.2002 г. срока, что явилось основанием для принятия решения призывной комиссией об отказе в удовлетворении его заявления.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, личное дело призывника Селифонова В.М., суд приходит к следующему.
Согласно ч 1. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон №53-ФЗ) порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.28 Закона №53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно ч.5 ст.1 Закона №53-ФЗ граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч.1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч.2). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч.3).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее Закон №113-ФЗ) альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (ч.1).
Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч.2).
Согласно статье 2 Закона №113-ФЗ гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Согласно статье 12 Закона №113-ФЗ заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно (ч.1).
Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией (ч.2).
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения) (ч.3).
Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;
характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Судом установлено и следует из представленных доказательств, пояснений сторон, что решением призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 02.10.2019 Селифонову В.М. на основании п.4 ст.12 Закона № 113-ФЗ отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с нарушением срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемого статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Селифонов В.М. поставлен на учет в качестве призывника отделом военного комиссариата Республики Марий Эл по городу Йошкар-Оле с 01.03.2013 года. При постановке на учет он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (<данные изъяты> - 3).
Решением призывной комиссии от 08.07.2015 Селифонову В.М. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения по программе общего среднего образования до 01.10.2015. Затем решением от 25.10.2018 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2020 на период обучения в ГБПОУ РМЭ «Марийский технологический колледж» до 30.06.2020, но в связи с отчислением из учебного заведения в декабре 2018 года отсрочка была утрачена.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что после утраты предоставленной отсрочки в весенний призыв 2019 года призывник Селифонов В.М. по повесткам в отдел военного комиссариата не являлся, не прошел в полном объеме медицинское освидетельствование, поэтому призван на военную службу не был, материалы направлены в следственные органы.
Постановлением Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 02.09.2019 уголовное дело в отношении Селифонова В.М., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.328 УК РФ прекращено в связи с деятельным раскаянием, он освобожден от уголовной ответственности.
Согласно представленным материалам, пояснениям сторон 25.09.2019 Селифонов В.М. обратился с заявлением на имя председателя призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», Главы Республики Марий Эл с заявлением о замене ему военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. В заявлении указал, что несение военной службы противоречит его убеждениям, <данные изъяты>.
В суде Селифонов В.М. пояснил, что убеждения сформировались у него в октябре 2018 года, срок на обращение с заявлением пропустил, так как сотрудники военного комиссариата не разъясняли ему о праве на альтернативную гражданскую службу, о порядке подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую, положения Закона №113-ФЗ ему были неизвестны.
Данные доводы суд не принимает во внимание, поскольку Селифонов В.М. уже обращался с подобным заявлением в осенний призыв 2018 года.
По результатам рассмотрения заявления Селифонова В.М. призывной комиссией, состоящей из 9 человек, 02.10.2019 единогласно принято оспариваемое решение.
Суд с учетом изложенных выше норм и указанных обстоятельств считает, что призывной комиссией городского округа «Город Йошкар-Ола» принято обоснованное мотивированное решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой ввиду пропуска срока на подачу заявления.
Установленные пунктом 1 статьи 11 Закона №113-ФЗ сроки обращения гражданина в призывную комиссию с соответствующим заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу обусловлены необходимостью заблаговременного планирования уполномоченными органами мероприятий по проведению призывной кампании.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за исключениями, которые не относятся к настоящему спору.
С учетом того, что Селифонов В.М. в очередной раз подлежит призыву на военную службу в период с 1 октября по 31 декабря 2019 года, соответственно, с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой он должен был обратиться в призывную комиссию до 01 апреля 2019 года, однако заявление им было направлено лишь 25 сентября 2019 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Причины пропуска срока обращения в призывную комиссию с заявлением от 25 сентября 2019 года, приведенные Селифоновым В.М. в подтверждение своих доводов, обоснованно признаны неуважительными.
Из материалов личного дела призывника следует, что административный истец Селифонов В.М. с 2015 года проходил мероприятия, связанные с призывом на военную службу и мог заблаговременно оформить и подать обоснованное заявление.
Кроме того, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года №1470-О).
Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий ст. 9 «Свобода мысли, совести и религии» Конвенции о защите прав человека и основных свобод (постановление от 7 июля 2011 года по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении»).
Доказательства, характеризующие соответствующий образ жизни, социальное поведение призывника Селифонова В.М. и подтверждающие достоверность доводов административного истца о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям, последним не представлено.
По представленным материалам видно, что процедура принятия призывной комиссией городского округа «Город Йошкар-Ола» оспариваемого административным истцом решения не нарушена.
При таких обстоятельствах решение призывной комиссии от 02.10.2019 года об отказе Селифонову В.М. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой является законным и обоснованным, оснований для признания его принятым с нарушением норм действующего законодательства не имеется, а, следовательно, не имеется оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░-░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02.10.2019 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.