(марка обезличена)
Дело № 2 - 7575/2016
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
город Нижний Новгород (дата)
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Телковой Е.И.,
при секретаре Бариновой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.С. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по ... о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, после уточнения исковых требований, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Истец проходил службу в уголовно - исполнительной системе с (дата) по (дата) в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №... Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...» ГУФСИН России по ....
Приказом ГУФСИН России по ... №...-лс от (дата) истец уволен со службы по статье 58 пункту «б» (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Выслуга лет по состоянию на (дата) составляет в календарном исчислении 22 года 00 месяцев 25 дней, в льготном исчислении - 31 год 10 месяцев 22 дня.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от (дата) № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
(дата), будучи действующим сотрудником, истцом подан рапорт в ГУФСИН России по ... со всеми документами в соответствии с требованиями пункта 5 Постановления Правительства РФ от (дата) №... для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Комиссия ГУФСИН России по ... отказала истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с увольнением со службы (дата) и с отсутствием сведений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г.
Однако в силу п.7 ст.4 Федерального закона от (дата) №... ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Свое волеизъявление на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения выражено истцом в период прохождения службы в ГУ ФСИН России по ....
Истец полагает, что отказ Комиссии ГУФСИН России по ... не законный и необоснованный.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от (дата) №... «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно -исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, комиссия в 3-месячный срок со дня подачи документов принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 года №...-Ф3, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Условия согласно вышеназванной части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 года №...-Ф3 таковы: единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма... и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Других условий законом не предусмотрено.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от (дата) N 283-ФЗ.
В силу ст. 5 Жилищного кодекса РФ нормы кодекса о предоставлении гражданину жилого помещения, подлежат применению при реализации ФЗ от (дата) N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрен один из способов обеспечения жильем отдельной категории граждан.
В частности, частью 1 пунктом 2 статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно договора социального найма №..., заключенного между истцом и ОАО «Коммунтехсервис» от (дата) (ранее Договор социального найма №... от (дата)) истцу и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат в отдельной квартире, общей площадью 55,10 кв.м., в том числе жилой 41,8 кв.м. по адресу: ....
Совместно с нанимателем в жилое помещение в качестве членов семьи вселены: В.А.В. - сын, С.М.В.- сын, С.В.А. - жена, обеспечение жилой площадью менее положенных 15 кв.м. на одного члена семьи. Таким образом, нуждаемость истца в улучшении жилищных условий подтверждена документально.
Другого жилья ни истец, ни члены его семьи в собственности либо по договору социального найма, не имеют.
Согласно статьи 6 ФЗ от (дата) N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до (дата) федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина РФ определяется в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Сотрудникам, гражданам РФ, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть представлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вышеуказанная статья гарантирует сохранение прав сотрудникам, состоящих на учете на улучшение жилищных условий до (дата).
Таким образом, для реализации права на получение единовременной социальной выплаты гражданину РФ, уволенному со службы необходимым условием является принятие в период прохождения службы на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты либо признание нуждающимся в жилых помещениях и состоящих на учете до (дата).
Истец полагает, что комиссия ГУФСИН России по ... незаконно отказала ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. При этом в возражениях ответчик указывает, что данный отказ не препятствует истцу повторно обратиться в комиссию с рапортом.
Учитывая изложенное, руководствуясь Федеральным законом от (дата) №...-Ф3, истец просит суд признать отказ ГУФСИН России по ... от (дата) в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным; обязать ГУФСИН России по ... повторно рассмотреть вопрос о постановке С.В.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать с ГУФСИН России по ... в свою пользу понесенные судебные издержки, связанные с рассмотрением данного гражданского дела: оплата услуг юриста в размере 25 000 рублей, оформление нотариально удостоверенной доверенности на представителя в размере 1 250 рублей, оплата государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец не явился, извещен, сообщил суду о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности К.Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Третье лицо по делу С.В.С. в судебное заседание не явился, извещен, сообщил суду о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает
Третье лицо по делу С.В.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.М.В., привлеченного судом к участию в деле в порядке ч. 3 ст. 37 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, извещена, сообщила суду о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Несовершеннолетний С.М.В., привлеченный судом к участию в деле в порядке ч. 3 ст. 37 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, извещен, сообщил суду о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчиков по доверенности С.Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений.
С учетом изложенного суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу по имеющимся в деле доказательствам при данной явке.
Выслушав представителей, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе разбирательства гражданского дела приходит к следующему.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от (дата) N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из части 1 статьи 1 названного закона (далее - Федеральный закон от (дата))
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от (дата) N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от (дата) N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от (дата) N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от (дата) N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от (дата) N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Как следует из материалов дела, истец (дата) обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по ... и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в ..., и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Комиссия).
Комиссией установлено, что С.В.С., (дата) г.р., старший инструктор - кинолог кинологической группы отдела охраны ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по ..., старший прапорщик внутренней службы, имеет общую продолжительность службы в учреждениях и органах в календарном исчислении более 21 года, состав семьи 4 (четыре) человека: он, супруга, сын 1992 г.р. (документы об обучении по очной форме не предоставлены), сын 2001 г.р.
С. B.C. (дата) поданы: заявление (рапорт), (порядковый номер в книге учета заявлений (рапортов) №...) и документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от (дата) №..., для решения вопроса для постановки (отказе в постановке) его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С. B.C. зарегистрирован вместе с семьей в квартире общей площадью 55,10 кв.м., расположенной по адресу: .... Всего в квартире зарегистрировано 4 человека, на каждого зарегистрированного приходится по 13,78 кв.м. (менее 15 кв.м.). Квартира находится в муниципальной собственности.
Ранее С. B.C. и членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Приказом ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по ... №...-лс от (дата) С. B.C. уволен.
Решением Комиссии (дата) истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ).
Учитывая, что истец был уволен со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (дата), то есть до принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также то, что документов, подтверждающих его постановку до (дата) на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в комиссию ФСИН России представлено не было, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае необходимого условия (принятие заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до (дата) федеральным органом исполнительной власти) для вынесения решения о постановке истца на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с этими обстоятельствами суд не находит оснований для признания незаконным оспариваемого решения комиссии ФСИН России.
При этом суд считает необходимым отметить следующее.
В представленной в материалы дела копии учетного дела отсутствуют документы, необходимые для принятия Комиссией решения, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 369 (Правила).
Согласно п.п. «и» п. 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению в числе прочих прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Однако учетное дело не содержит документов (выписка из ЕГРП, справки БТИ) на совместно проживающего с заявителем сына - В.А.В., (дата) г.р.
Непредставление истцом полного пакета документов, предусмотренного п. 5 Правил, не позволяет комиссии ФСИН сделать вывод о наличии (отсутствии) права заявителя на постановку на учет для получения ЕСВ, в том числе и в части несовершения заявителем и (или) членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления, при этом обязанность предоставления документов возложена на заявителя.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что исковых требований о признании права истца и членов его семьи на получение ЕСВ не заявлено, отсутствие оснований для выхода за пределы заявленных требований суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в части признания отказа ГУФСИН России по ... от (дата) в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, и, как следствие, в части возложения на ГУФСИН России по ... обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке С.В.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Оснований для взыскания с ГУФСИН России по ... в пользу истца понесенных судебных издержек, связанных с рассмотрением данного гражданского дела, не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований С.В.С. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по ... о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Советский районный суд ... в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Телкова Е.И.
(марка обезличена)
(марка обезличена)