Дело № 2-1606/13 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Мелеуз 06 ноября 2013 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Субхангулова А.Н.,
при секретаре Мурдашевой Г.Р.,
с участием помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Абубакировой Э.И.,
представителя ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Паньковой Л.В.,
представителя третьего лица ГБУ Мелеузовская районная и городская ветеринарная станция Николаевой А.П.,
представителя третьего лица Администрации сельского поселения Александровский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ – Тарасова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству РБ, Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества – скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника,
УСТАНОВИЛ:
Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ими установлено, что на территории сельского поселения <адрес обезличен> сельский совет муниципального района Мелеузовский район РБ расположен 1 скотомогильник в <адрес обезличен>, состояние которого не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. Также установлено, что на территории скотомогильника <адрес обезличен>, в нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов №13-7-2/469 от 04.12.1995 г., с внутренней стороны забора по всему периметру скотомогильника не выкопана траншея с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует перекидной мост через траншею, размер люка 95х1,50м., согласно ветеринарно-санитарным правилам размер люка должен составлять 30х30 см, навес над ямой высотой 2,35 м., длиной 3,85м., шириной 3,65м., согласно правил 2,5х6,00х3,00 отсутствует замок на воротах и крышке ямы скотомогильника. В нарушение п.5.8 ветеринарно-санитарных правил на территории скотомогильника отсутствуют помещения, стол для вскрытия трупов, коновязь для животных.
Согласно ч.3 ФЗ РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологических благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
Однако в нарушении указанных требований законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник расположенный на территории сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ отсутствует. Вследствие бесхозяйности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и ветеринарно-санитарных правил невозможно.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Скотомогильник, находящийся на территории Администрации сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ фактически является бесхозяйным, порядок его использования никем не контролируется, ответственных лиц за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил не имеется.
Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан.
Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей.
Таким образом, бездействие Правительства РБ, выразившееся в самоустранении от постановки на учет бесхозяйного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) в силу п.6.10 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469 может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Сложившаяся ситуация на скотомогильнике в <адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ создает прямую угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причинения существенного вреда окружающей среде.
Просит суд признать бесхозяйными скотомогильник в <адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ; обязать Правительство РБ принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного в д<адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ; обязать Правительство РБ обустроить скотомогильник, расположенный в д. <адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ, в соответствие с требованиями Закона РФ «О ветеринарии» и п.п. 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, а именно: установить стол для вскрытия трупов, обустроить в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами навес над ямой скотомогильника, построить помещение для вскрытия трупов, обустроить ворота и крышку скотомогильника замками, внутреннюю сторону забора по всему периметру скотомогильника обустроить траншеей, перекидным мостом через траншею; обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ соблюдать требования ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 г. №13-7-2/469 в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник Мелеузовского межрайонного прокурора Абубакирова Э.И. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Панькова Л.В. иск не признала. Предоставила возражение на исковое заявление, где указала, что согласно ст.5, 6 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст. 2 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают РФ и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает.
К полномочиям органов местного самоуправления отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п.6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Скотомогильник в <адрес обезличен> Мелеузовского района на балансе администрации муниципального района Мелеузовский район РБ не состоит. В этой связи не имеется оснований для возложения на Администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств. На основании вышеизложенного, считают, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Администрации сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ Тарасов А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что обеспечение и обустройство скотомогильников нигде у них не заложено, средств нет к содержанию, нет специалистов.
Представитель третьего лица ГБУ Мелеузовская районная и городская ветеринарная станция РБ Николаева А.П. считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку скотомогильники действительно должны быть признаны бесхозными и постановлены на учет.
Третье лицо - Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства, отзывом на исковое заявление указывает, что по итогам проверок в сфере утилизации и уничтожения биологических отходов установлено, что на территории многих сельских поселений либо отсутствуют скотомогильники (биотермические ямы), либо, что чаще всего, имеющиеся скотомогильники, ранее принадлежавшие колхозам и совхозам, в настоящее время не являются чьей-либо собственностью и не состоят на балансе муниципальных образований. В результате того, что данные объекты фактически бесхозные, в республике не соблюдается порядок их обустройства и эксплуатации, органы местного самоуправления за их состоянием не следят. В связи с этим и населением, и хозяйствующими субъектами допускаются факты ненадлежащего захоронения трупов павших животных и других биологических отходов, вывоза на полигоны твердых бытовых отходов или на территорию заброшенных животноводческих ферм, навозохранилищ, вокруг населенных пунктов, тем самым загрязняется окружающая среда, возникает угроза санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Согласно информации Управления ветеринарии РБ по состоянию на 01.01.2013 г. на территории республики имеются 1275 биотермических ям и скотомогильников. Из них, в собственности хозяйствующих субъектов числятся 5 объектов, а 1270, находящихся на территории различных муниципальных образований, являются бесхозными.
Около 88% скотомогильников не соответствуют санитарным нормам и представляют собой угрозу возникновения и распространения сибирской язвы, бруцеллеза и других опасных заболеваний.
Считает необходимым обратить внимание суда на то, что необходимость надлежащего обустройства и эксплуатации скотомогильников и аналогичных объектов обусловлена потенциальной опасностью биологических отходов для человека, животных и среды их обитания, высокой биологической активностью возбудителей заболеваний, их способностью к циркуляции в окружающей среде и возможностью контакта с ними людей и животных, а также на то, что предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды должны обеспечиваться, в том числе решением проблемы бесхозных скотомогильников, и обязательным строгим соблюдением ветеринарно-санитарных правил, природоохранных требований.
Таким образом, Управление просит удовлетворить исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора РБ о признании бесхозным скотомогильника на территории сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ, возложении на Правительство РБ обязанностей по его надлежащему обустройству и постановке на учет, возложении на администрацию муниципального района Мелеузовский район обязанности соблюдения Ветеринарно-санитарных правил.
Представитель ответчика Правительства РБ, надлежащим образом, извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, причины неявки не известны.Третьи лица - Управление ветеринарии РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного разбирательства, каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В силу ст. 167 ГПК РФ - суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени судебного заседания.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу:
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствие со ст.1 ФЗ от 21.12.1994г. № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена, как обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из этого правового регулирования ФЗ от 21.12.1994г. № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера», не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников Администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильников при указанных в исковом заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст.5 и ст. 6 ФЗ от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством российской Федерации. А осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.
В силу подпункта 49 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий подпунктом «ц» п.2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999г. №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться РФ и субъект РФ.
Согласно ч.1 ст. 35 Закона « Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов с соблюдением приоритетов сохранения благоприятной среды.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает.
В соответствие со ст.1.2 закона «О ветеринарии» от 14.05.1993г. № 4979-ФЗ, основными задачами в ветеринарии в РФ являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства, ветеринарное законодательство РФ состоит из настоящего Закона, и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Ветеринарное законодательство РФ регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированные в Минюсте РФ 05.01.1996г. № 1005, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями, всех форм собственности, занимающимися производством. Транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Согласно п.5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным инспектором РФ 04.12.1995г. № 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п.6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что в мае 2013 г. Мелеузовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ имеется скотомогильник в <адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ.
Проверкой были выявлены нарушения в том, что в нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов №13-7-2/469 от 04.12.1995 г., с внутренней стороны забора по всему периметру скотомогильника не выкопана траншея с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует перекидной мост через траншею, размер люка 95х1,50м., согласно ветеринарно-санитарным правилам размер люка должен составлять 30х30 см, навес над ямой высотой 2,35 м., длиной 3,85м., шириной 3,65м., согласно правил 2,5х6,00х3,00 отсутствует замок на воротах и крышке ямы скотомогильника. В нарушение п.5.8 ветеринарно-санитарных правил на территории скотомогильника отсутствуют помещения, стол для вскрытия трупов, коновязь для животных.
Кроме того, в нарушение ч.3 ФЗ РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологических благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник расположенный на территории сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ отсутствует.
Установлено, что вследствие бесхозности скотомогильников не определён балансодержатель, ответственный за состояние имущества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что необходимость надлежащего обустройства и эксплуатация скотомогильников и аналогичных объектов обусловлена потенциальной опасностью биологических отходов для человека, животных и среды их обитания, высокой биологической активностью возбудителей заболеваний, их способностью к циркуляции в окружающей среде и возможностью контакта с ними людей и животных, а также на то, что предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды должны обеспечиваться, в том числе и решением проблемы бесхозных скотомогильников, и обязательным строгим соблюдением ветеринарно-санитарных правил, природоохранных требований.
Скотомогильник, расположенный в <адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ фактически являются бесхозными, порядок их использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. В связи с чем, ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство РБ. Существование на территории сельского поселения скотомогильников в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само себе представляет угрозу для жизни людей.
Таким образом, бездействие Правительства РБ по не постановке на учет бесхозного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствии с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на защиту от негативного воздействия.
Доводы Администрации МР Мелеузовский район РБ, в том, что местная администрация не имеет полномочий для осуществления переоборудования скотомогильника, суд считает несостоятельными, поскольку ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
При указанных выше обстоятельствах, суд находит требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан и Администрации МР Мелеузовский район РБ. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан и Администрации МР Мелеузовский район РБ о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества – скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника - удовлетворить.
Признать бесхозяйным скотомогильник, расположенный в <адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ.
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – скотомогильник, расположенный в <адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ.
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный в <адрес обезличен> сельского поселения <адрес обезличен> сельсовет МР Мелеузовский район РБ в соответствии с требованиями Закона РФ «О ветеринарии» и п.п. 5.7, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, а именно: установить стол для вскрытия трупов, обустроить в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами навес над ямой скотомогильника, построить помещение для вскрытия трупов, обустроить ворота и крышку скотомогильника замками, внутреннюю сторону забора по всему периметру скотомогильника обустроить траншеей, перекидным мостом через траншею.
Обязать Администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ соблюдать требования ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Н. Субхангулов
...
...