Дело № 2-80/2016
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской ФедерацииПос. Пестяки 18 января 2016 года
Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующей судьи Губиной О.Н.,
при секретаре Баусовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Пестяки Ивановской области 18 января 2016 года дело по иску администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в <адрес>) о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения, прекращении на указанную земельную долю права собственности ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <данные изъяты> муниципального района, в лице главы поселения ФИО2, обратилась в суд с указанными исковыми требованиями.
Заявление мотивировано тем, что земельная доля гражданам выделялась на основании постановления главы администрации <адрес> № 359 от 22.06.1999 года, во исполнение Указа Президента РФ от 27.10.1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Общим собранием СХПК «<данные изъяты>» от 16.12.1992 года были утверждены списки владельцев земельного пая в количестве 305 человек, среди которых значится ФИО1
Администрация <данные изъяты> сельского поселения подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, либо собственник которых умер и никто из наследников не принял наследство. В газете «Ивановская газета» от 30 ноября 2011 года № 219 и газете «Новый путь» от 20 декабря 2011 года № 97, на информационных щитах <данные изъяты> сельского поселения администрацией <данные изъяты> сельского поселения опубликованы списки собственников невостребованных долей с информацией о возможности подачи ими возражений по указанному в объявлениях адресу для исключения из данного списка.
ФИО1, умершая 25 февраля 1993 года вошла в данный список. В районной газете «Новый путь» 18 мая 2012 года № 39 было опубликовано сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности СХПК «<данные изъяты>». Согласно протоколу общего собрания от 28 июня 2012 года собрание было признано неправомочным. На общем собрании присутствовало менее 20% от общего числа участников долевой собственности. 29 октября 2012 года списки невостребованных долей СХПК «<данные изъяты>» утверждены главой администрации. При жизни ФИО1 не передала земельную долю в аренду, не распорядилась ею иным способом. До настоящего времени администрация от ответчика - наследника по закону не получила возражений. Истец, ссылаясь на ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», полагает, что право собственности на невостребованные земельные доли должно быть признано за муниципальным образованием.
В судебное заседание представитель истца - администрации <данные изъяты> сельского поселения не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представил заявление о рассмотрении дела без участия истца. Заявленные требования поддерживает.
Представитель Территориального Управления Росимущества в <адрес> направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований к ТУ Росимущества в <адрес> отказать, поскольку Управление не является надлежащим ответчиком по делу. В представленных истцом документах отсутствуют доказательства, которые бы однозначно и достоверно свидетельствовали об отнесении спорной невостребованной земельной доли к выморочному имуществу. Иск должен быть предъявлен к нынешним собственникам земельных участков - наследникам первоначальных собственников, принявшим наследство путем обращения к нотариусу, к фактически принявшим наследство. Информация, свидетельствующая о выморочности указанного в иске имущества, от налоговых органов не поступала, свидетельство о праве на наследство Российской Федерации не выдавалось. При открытии наследства до 23.07.2013 г. земельные участки в порядке наследования переходят в собственность Российской Федерации. Одновременно просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений суду не представил, об отложении дела не просил.
Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия представителя истца, ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, которые надлежащим образом извещены о судебном заседании и не возражали против рассмотрения дела без их участия.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №708 от 04.09.1992 года "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указом Президента РФ № 323 от 27.12.1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и на основании решения общего собрания колхозников колхоза «<данные изъяты>» от 16.12.1992 года о наделении земельных паёв, членам колхоза «<данные изъяты>» были выделены земельные паи.
ФИО1 приобрела право собственности на земельную долю в размере <данные изъяты> га из земель, переданных СХПК «<данные изъяты>» в коллективно - долевую собственность без выдела доли в натуре, о чем ей было выдано свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №.
Земельному участку, право на долю которого имела ФИО1, присвоен кадастровый №. Данный участок общей площадью 10619542 кв.м. расположен по адресу: <адрес>, Сельскохозяйственный кооператив (колхоз) «<данные изъяты>», что следует из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №. Из этой же кадастровой выписки следует, что ФИО1 является правообладателем земельной доли СПК «<данные изъяты>».
В соответствии со ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ от 24.07.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Федерального закона) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по вышеуказанному основанию. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Из ч.ч. 3-5 ст. 12.1 Федерального Закона следует, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Согласно ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (ч.7 ст.12.1 Федерального закона).
В целях реализации своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», администрация <данные изъяты> муниципального района опубликовала в районной газете «Новый путь» от 20.12.2011 г. в № 97, в областной газете «Ивановская газета» от 30.11.2011 г. в № 219 списки лиц, имеющих невостребованные земельные доли, куда вошла ФИО1, разъяснив возможность представления возражений по указанному в объявлениях адресу для исключения ее из данного списка.
В районной газете «Новый путь» от 18.05.2012 г. № 39 опубликовано сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности СХПК «<данные изъяты>».
Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности от 28 июня 2012 года собрание было признано неправомочным. На общем собрании присутствовало менее 20 процентов от общего числа участников долевой собственности.
29 октября 2012 года список невостребованных земельных долей СХПК «<данные изъяты>», в котором под № числится ФИО1, утвержден главой администрации <данные изъяты> сельского поселения Постановлением № 71.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес> сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз «<данные изъяты>» ликвидирован вследствие банкротства.
В судебном заседании установлено, что земельный участок соразмерно доли в натуре не выделен, границы его не установлены, сведений о распоряжении долей или земельным участком нет.
Судом установлено, что ФИО1 умерла 31 июля 2002 года, что подтверждается выпиской из актовой записи о смерти, представленной <адрес> филиалом <адрес> ЗАГС.
По сообщениям нотариуса ФИО3, обслуживающего <данные изъяты> районы, следует, что наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось. В архиве нотариуса <данные изъяты> нотариального округа <адрес> наследственное дело не значится.
Из справки администрации <данные изъяты> сельского поселения следует, что на день смерти ФИО1 проживала одна, фактически наследство после ее смерти никто не принял, наследников нет. Данная информация представлена на основании похозяйственной книги № лицевой счет №.
Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются указанными выше доказательствами. Суд признает данные доказательства относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения спора по существу и вынесения законного, обоснованного решения.
Исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО1 была обоснованно включена в список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, так как она при жизни не передавала свою земельную долю в аренду и не распорядилась ею иным образом в течение более трех лет подряд, не зарегистрировала свое право на земельную долю в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению. При этом суд, придя к такому выводу, учитывает следующее.
На основании Указа Президента РФ №337 от 7 марта 1996 года «О реализации конституционных прав граждан» и Указа Президента РФ №244 от 10 мая 1993 г. «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса РФ» за гражданами было закреплено право собственности на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения на территории их сельского поселения. Пункт 5 Указа Президента РФ от 27.09.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» предусматривал обязанности собственников земельных долей в определенный срок и определенным образом распорядиться земельной долей, в противном случае наступают последствия в виде признания доли невостребованной.
В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому соответствующими способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п.3 ст.129 ГК РФ).
Как следует из п.1 ст.17 Гражданского кодекса РФ, под гражданской правоспособностью понимается способность лица иметь гражданские права и нести обязанности.
В соответствии с п.2 ст.17 Гражданского кодекса РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Согласно ст.1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Из п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым также относится ответчик - ТУ Росимущества в <адрес>, поскольку указанное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В соответствии с п.3 ст.1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В силу статьи 4 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.
Изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Согласно п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, не находится в противоречии со ст. ст.1151, 1162 ГК РФ, имеет большую юридическую силу по отношению к Инструкции Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года №185, Постановлению Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683.
Учитывая вышеприведенные нормы права и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, суд считает, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (Территориальное управление Росимущества в <адрес>) является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.
Согласно подп.1 п.3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является приоритет сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно п. 8 ст. 12.1 ФЗ № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Таким образом, в данном случае имеет место специальное правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, отличное от общих норм права, дающих основание для наделения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) правом на недвижимое имущество, которое закрепляет возможность признания права собственности на земли сельскохозяйственного назначения за муниципальным образованием.
Указанное положение закрепляет возможность перехода права собственности невостребованной земельной доли в собственность муниципального образования. <данные изъяты> сельское поселение является муниципальным образованием <данные изъяты> муниципального района <адрес>.
Судом установлено, что ФИО1 не распорядилась принадлежащей ей земельной долей при жизни, умерла, после ее смерти в наследство никто не вступил, фактически наследство также никто не принял, на день смерти ФИО1проживала одна, наследников не имела, ввиду чего данная земельная доля является невостребованной. Указанное подтверждается доказательствами, анализ которых дан выше. При таких обстоятельствах довод ответчика об отсутствии доказательств, которые свидетельствовали об отнесении спорной невостребованной земельной доли к выморочному имуществу, суд признает несостоятельным.
<данные изъяты> сельское поселение совершила все действия, указанные в ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для признания за ней права собственности на ранее принадлежащую ФИО1земельную долю в праве общей долевой собственности, а именно: в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем письменного обращения к истцу; со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней; до настоящего времени наследство на имущество ФИО1никто не принял.
В связи с изложенным, суд признаёт доводы истца, изложенные в исковом заявлении, доказанными, доводы ответчика, на которые он сослался в отзыве на исковое заявление, - несостоятельными.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным признать за <данные изъяты> сельским поселением <данные изъяты> муниципального района <адрес> право собственности на невостребованную земельную долю, ранее выданную ФИО1, в праве общей долевой собственности.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации <данные изъяты> сельского поселения удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> на земельную долю площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты>), принадлежащую ФИО1, в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: <адрес>, сельскохозяйственный кооператив (колхоз) «<данные изъяты>», с кадастровым номером №.
Прекратить на указанную земельную долю право собственности ФИО1 по свидетельству на право собственности на землю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.Н. Губина
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2016 года.
Судья: подпись О.Н. Губина