Адм. дело № 03а-47/16 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2016 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Елисеевой К.А.,
с участием представителя административного истца Санкт-Петербургского открытого акционерного общества «Красный Октябрь» Мелкумова А.А.,
представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Зобенковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского открытого акционерного общества «Красный Октябрь» к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Санкт-Петербургское открытое акционерное общество «Красный Октябрь» (далее Общество) обратилось в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее Департамент), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что оно является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м, находящегося по адресу: <...>, на земельном участке расположено административное здание, <...>. Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года установлена в размере <...> копейки, что значительно выше его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит» № 49-15 от 17 февраля 2016 года, подтвержденным положительным экспертным заключением эксперта Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 518/2016 от 25 февраля 2016 года, в размере <...> рублей. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования административного спора 26 мая 2016 года Общество обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Новгородской области, однако решением комиссии от 10 июня 2016 года № 8\15 заявление Общества было отклонено. Поскольку установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и затрагивает его обязанность по уплате земельного налога, Общество просило в судебном порядке установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, равной <...> рублей, по состоянию на 01 января 2012 года.
Определением судьи от 12 сентября 2016 года к участию в административном деле в качестве третьего административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее Управление Росреестра по Новгородской области).
Определениями суда от 29 сентября 2016 года производство по административному делу по административному иску Общества в части требований к Учреждению прекращено в связи с отказом Общества от административного иска в этой части, Учреждение привлечено к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Общества Мелкумов А.А. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года в размере <...> рублей, уточненные требования поддержал по указанным выше мотивам.
Представитель заинтересованного лица Учреждения Зобенкова И.Е. в судебном заседании разрешение вопроса об обоснованности заявленных требований отнесла на усмотрение суда.
В судебное заседание представители административных ответчиков Департамента, Управления Росреестра по Новгородской области, заинтересованного лица Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители Департамента, Управления Росреестра по Новгородской области просили рассмотреть административное дело в их отсутствие, представитель Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В представленных в суд в письменной форме возражениях относительно административного иска представители Департамента, Управления Росреестра по Новгородской области разрешение вопроса обоснованности административного иска отнесли на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (далее Правила).
Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацами 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленные предприятия для ведения производственной деятельности, находящийся по адресу: <...>, на земельном участке расположено административное здание, <...>.
Право собственности Общества на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новгородской области утверждены постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143).
Указанная государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении земельных участков, сформированных по состоянию на 01 января 2012 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка данный земельный участок поставлен на кадастровый учет <...> года.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года утверждена вышеназванным постановлением Департамента (приложение № 1 к постановлению) в размере <...> копейки.
Между тем, как следует из заключения эксперта Новгородской торгово-промышленной палаты Опрятина О.А. № 066 01 01409 от 14 ноября 2016 года, рыночная стоимость земельного участка на ту же дату – 01 января 2012 года составляет <...> рублей, что значительно ниже установленной кадастровой стоимости.
Выводы эксперта представителями Общества и Учреждения не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку заключение составлено специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключение эксперта согласуется с другими доказательствами по делу, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ), в том числе его статьям 8, 25, а также требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, в нем экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости этого объекта недвижимости, им проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость данного объекта.
Также судом установлено, что 26 мая 2016 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, однако решением комиссии от 10 июня 2016 года № 8/15 заявление Общества было отклонено.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются права Общества, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость названного выше земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года подлежит установлению в размере его рыночной стоимости <...> рублей, определенной вышеназванным заключением эксперта.
При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной будет являться внесение органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи Обществом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области 26 мая 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Санкт-Петербургского открытого акционерного общества «Красный Октябрь» к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленные предприятия для ведения производственной деятельности, находящегося по адресу: <...>, на земельном участке расположено административное здание, <...>, по состоянию на 01 января 2012 года в размере рыночной, равном <...> рублей.
Датой подачи Санкт-Петербургским открытым акционерным обществом «Красный Октябрь» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области 26 мая 2016 года.
Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 12 декабря 2016 года.
Председательствующий Л.В.Макарова