Судья Д.З. Фахриев Дело .... Учет ....
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ27 июня 2013 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Г.М. Халитовой, судей Е.А. Чекалкиной, Л.М. Мусиной, при секретаре судебного заседания А.М. Зиятдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.М. Мусиной апелляционную жалобу В.Н. Марисову на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2013 года, которым постановлено: исковые требования С.Н. Марисова к В.Н, Марисову и П.Н, Марисову о признании наследника, фактически принявшим наследство - удовлетворить.
Встречные исковые требования П.Н. Марисова к В.Н, Марисову и С.Н, Марисову о признании наследником, фактически принявшим наследство -удовлетворить.
Признать С.Н. Марисова и П.Н. Марисова наследниками, фактически принявшими наследство, открывшегося после смерти Н.М. Марисова, умершего ....
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения С.Н. Марисова и представителя П.Н. Марисова – В.А. Гильманова, которые считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Н. Марисов обратился в суд с иском к В.Н. Марисову и П.Н. Марисову о признании наследника фактически принявшим наследство, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований было указано на то, что после смерти отца Н.М. Марисова, умершего <дата>, открылось наследство в виде земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
Истец и ответчики являются наследниками Н.М. Марисова первой очереди.
Как следует из иска, после смерти отца, С.Н. Марисов совместно с другими родственниками организовал погребение, поминки. Он сохранил часть вещей, оставшихся после родителей, в том числе документы, фотографии, ухаживает за могилами, за родительским домом, уплачивает налоги, пользуется гаражом.
В установленный законом срок истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Из разъяснений должностного лица С.Н. Марисов понял, что оформить наследственные права можно будет по истечении шести месяцев.
Через шесть месяцев он вновь обратился к нотариусу, который предложил подтвердить факт принятия наследства в судебном порядке.
Истец просил суд признать его наследником, фактически принявшим наследство, признать за ним право собственности в порядке наследования на 1/2 долю жилого дома и земельного участка, расположенных по вышеуказанному адресу.
П.Н. Марисов обратился в суд со встречным иском к В.Н. Марисову и С.Н. Марисову о признании наследника фактически принявшим наследство, признании права собственности в порядке наследования.
В суде первой инстанции С.Н. Марисов просил разрешить только требования о признании его наследником фактически принявшим наследство. В остальной части иск не поддержал, пояснил, что все братья имеют равные наследственные права после смерти своих родителей.
Представитель ответчика В.Н. Марисова - Ж.С. Марисова исковые требования С.Н. Марисова и П.Н. Марисова не признала, указала на то, что имеется решение суда от 27 августа 2002 года, которым установлено, что наследство после смерти родителей принял только В.Н. Марисов.
Ответчик по первому иску П.Н. Марисов, он же истец по встречному иску в судебное заседание не явился, в деле имеется его заявление, в котором он признает исковые требования С.Н.Марисова.
Представитель П.Н. Марисова, адвокат В.А. Гильманов возражений относительно удовлетворения иска С.Н. Марисова не заявил, требования П.Н. Марисова поддержал.
Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований, посчитав, что факт принятия наследства нашел подтверждение в процессе разбирательства дела.
В апелляционной жалобе В.Н. Марисов ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что решением суда от 27 августа 2002 года установлен факт принятия им наследства. Указано на то, что после смерти отца он со своей семьей постоянно проживает в жилом доме.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Статьей 5 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после 1 марта 2002 года. Соответственно к правоотношениям, возникшим по наследствам, открывшимся до этой даты применяются нормы раздела У1 «Наследственное право» Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1964 года.
В случае смерти гражданина принадлежащее ему имущество переходит на праве частной собственности в порядке универсального правопреемства к наследникам по закону (статья 532 Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1964 года) или к наследникам по завещанию (статья 534 ГК Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1964 года).
В соответствии со статьей 532 Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики дети являются наследниками по закону первой очереди (статья 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для приобретения наследства необходимо его принятие наследниками, которые должны совершить одностороннюю сделку, целью которой является принятие наследства.
Статья 546 Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики признавала наследника принявшим наследство, если он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал в нотариальную контору по месту открытия наследства заявление о принятии наследства (аналогичное правило закреплено в настоящее время в статье 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Как следует из статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В статье 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом первой инстанции установлено, что Н.М. Марисов умер <дата>, после его смерти осталось наследственное имущество в виде земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди по закону являются дети умершего Н.М. Марисова: С.Н. Марисов, В.Н. Марисов, П.Н. Марисов.
Из материалов дела следует, что решением Лениногорского городского суда от 27 августа 2002 года были удовлетворены требования Владимира Николаевича Марисова об установлении факта принятия наследства.
После вынесения решения В.Н. Марисов не обратился к нотариусу для оформления имущественных прав. Из содержания вышеупомянутого решения следует, что С.Н. Марисов и П.Н. Марисов не привлекались к участию в деле, В.Н. Марисов указал в качестве заинтересованного лица Финансовое управление Лениногорского района и города Лениногорска. Данный судебный акт преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеет. Кроме того, он не исключает такого обстоятельства, как принятие наследства другими наследниками, кроме В.Н. Марисова.
В ходе разбирательства дела были допрошены свидетели, исследованы письменные доказательства и установлено, что С.Н. Марисов и П.Н. Марисов после смерти отца в течение 6 месяцев фактически приняли наследство: часть вещей родителей взяли себе на память, в том числе фотографии, вышитые картины, документы. С.Н. Марисов пользуется гаражом, расположенным по вышеуказанному адресу.
С учетом всех представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
При этом суд правомерно не принял во внимание доводы ответчика В.Н. Марисова, так как факт принятия им наследства не означает того, что другие наследники первой очереди отказались вступить во владение и пользование имуществом.
Свои доводы в этой части суд мотивировал, Судебная коллегия полностью соглашается с позицией суда первой инстанции, изложенной в судебном решении.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что В.Н. Марисов со своей семьей фактически проживает в наследственном доме, основанием для отказа в иске не является. Кроме этого, это обстоятельство не подтверждено надлежащими доказательствами. В материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что В.Н. Марисов несет бремя по содержанию дома. Из имеющихся в деле документов следует, что В.Н. Марисов зарегистрирован по другому адресу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся фактически к несогласию В.Н. Марисова с той оценкой, которую дал суд первой инстанции исследованным по делу доказательствам, что не может повлечь отмену правильного по существу решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у Судебной коллегии не имеется.
Дело рассмотрено по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в переделах доводов, заявленных в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым апелляционную жалобу отклонить.
Руководствуясь статьями 327.1 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Н. Марисову
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи