Дело № 2-182/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Шустиковой С.П.,
при секретаре судебного заседания Кудрявцевой К.К.,
с участием истца Фирсовой Г.Н. и ее представителя – адвоката Черниогло С.И.,
представителя ответчика Ромашкина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркута 23 января 2017 года гражданское дело по иску Фирсовой Г.Н. к Министерству обороны Российской Федерации в лице отдела Военного комиссариата Республики Коми по городу Воркута о перерасчете выплаченных сумм, взыскании пособия по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском ответчику с требованиями о перерасчете выплаченных сумм после смерти мужа с ... по ...; обязании выплатить пособие по случаю потери кормильца с ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемой ФЗ « О Федеральном бюджете на очередной финансовый год».
В обоснование требований указано, что истец является вдовой ***, ветерана вооруженных сил РФ, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, умершего .... После смерти мужа, ... отделом Военного комиссариата г. Воркута истцу выдана справка о льготах по оплате ЖКУ за часть жилой площади в размере ... %. Вместе с тем, о выплате, которая полагается истцу по потери кормильца разъяснений не предоставлено. Лишь в ... года истица случайно узнала, что согласно ФЗ-166 от 15.12.2001 она должна получать пенсию по потере кормильца в размере 200 % социальной пенсии. ... истица обратилась в отдел Военного комиссариата за выдачей удостоверения вдовы ликвидатора ЧАЭС, которое ей выдано .... ..., истица, предоставив справку об отказе от пенсии по случаю потери кормильца по линии УПФР, обратилась с заявлением в военный комиссариат по г. Воркуте о назначении пенсии по СПК и вреда здоровью. Пенсия по случаю потери кормильца была ей назначена, однако в выплате за прошлое время с ... года по ... было отказано со ссылкой на заявительный характер.
Определением суда от ... принят заявленный Фирсовой Г.Н. отказ от части исковых требований об обязании Минобороны РФ выплатить пособие по случаю потери кормильца с ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемой ФЗ о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, производство по делу в указанной части прекращено.
Ответчик - Военный комиссариат Республики Коми в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что *** умер .... Истец Фирсова с ... является получателем пенсии по старости в УПФР по г. Воркута. От перехода на выплату пенсии по линии Минобороны РФ истица отказалась, что подтверждается заявлением от .... С ... по ... Фирсовой была назначена и выплачивалась государственная пенсия по случаю потери кормильца в УПФР в г. Воркута. Отделом Военного комиссариата РК в г. Воркута ... даны разъяснения Фирсовой о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца по линии Минобороны с предоставлением необходимых документов. Заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца написано истцом ..., пенсия назначена с ...., то есть с момента прекращения выплаты государственной пенсии УПФР по случаю потери кормильца. По заявлению истца от ... она проинформирована о праве на назначение ежемесячной денежной компенсации на продтовары, единовременной денежной компенсации и ежемесячной компенсации за потерю кормильца. Согласно ответу от ... Фирсовой произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда, дан ответ о заявительном характере назначения денежных выплат. Вместе с тем истец в отдел военного комиссариата по указанному вопросу не обращалась, в связи с чем, по мнению ответчика, отсутствуют правовые основания для перерасчета и индексации социальных выплат с ... г.
Истец и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по письменным доводам.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по письменным доводам.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
В силу статьи 8 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В частности, военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пунктом 2 статьи 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В п. "а" ст. 21 Закона N 4468-1 указаны инвалиды вследствие военной травмы.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой ст. 13 настоящего Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц: супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста или до наступления инвалидности. Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Из ч. 2 ст. 7 Закона N 4468-1 следует, что, супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Из части 1 ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 следует, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Согласно п. п. 2, 4 Положения - военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
В соответствии с пп. 39 п. 17 указанного Положения, основными задачами военных комиссариатов являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Таким образом, разрешение вопроса о назначении пенсии Фирсовой Г.Н. отнесено к компетенции Военного комиссариата Республики Коми в лице отдела по г. Воркута.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Федеральный законодатель установил в Законе РФ от 12.02.1993 № 4468-1 порядок назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 54 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложением необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
При этом статьей 53 данного Закона установлено, что при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Таким образом, по смыслу статьи 53 во взаимосвязи со статьями 51 и 54 указанного Закона, ограничение срока выплаты пенсии 12 месяцами законодатель связывает с поведением заявителя, который несвоевременно обратился по вопросу ее назначения, т.е. не воспользовался своим правом.
Согласно части второй статьи 58 указанного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что назначение и перерасчет пенсии носят заявительный характер. Следовательно, пенсия не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о назначении пенсии и все необходимые документы. Таким образом, назначение пенсии обусловлено наличием права на соответствующую пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Судом установлено, что истица состояла в браке с ***, который умер ....
Решением экспертного совета ... от ... установлено, что имевшееся у *** заболевание связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
... *** посмертно выдано удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
Согласно справке УПФР по г.Воркуте от ..., Фирсова Г.Н., с ... по ... являлась получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 28.п.1 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. С ... истице была назначена пенсия по старости и пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст.3 п.3.5 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Выплата пенсии по случаю потери кормильца УПФР по г.Воркуте прекращена с ....
... истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, приложив к заявлению все необходимые документы, в том числе справку с УПФР о том, что выплата пенсии от указанного ведомства прекращена с ....
На основании письменного заявления, пенсия по случаю потери кормильца Фирсовой назначена со дня возникновения права на данный вид пенсии, а именно с момента прекращения выплаты пенсии УПФР по г.Воркуте, с ..., что соответствует требованиям ст. 53,54 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрена возможность выплаты пенсии по случаю потери кормильца одновременно от разных пенсионных ведомств, как и не предусмотрена возможность выплаты за прошлое время разницы в размере пенсии при переходе на пенсионное обеспечение из одного пенсионного ведомства в другое. В связи с изложенным, пенсия по случаю потери кормильца Фирсовой в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ответчиком не могла быть назначена ранее обращения истца за назначением пенсии и ранее прекращения выплаты пенсии по СПК по линии УПФР по г.Воркуте.
Поскольку действующее пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер назначения пенсии, при этом доказательств обращения истца к ответчику за назначением пенсии до ... не представлено, то суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Фирсовой Г.Н. в части перерасчета размера пенсии по случаю потери кормильца за период с ... по ....
С учетом заявительного характера реализации права на получение единовременных и ежемесячных компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ответчик обоснованно производит истцу ежемесячную компенсацию в возмещение вреда на основании заявления Фирсовой Г.Н. от ... в твердой денежной сумме с ежегодной индексацией указанной выплаты, определяемой Правительством Российской Федерации.
Иных заявлений Фирсовой Г.Н., о назначении каких-либо ежемесячных, либо единовременных компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" материалы выплатного дела не содержат. Истец в исковом заявлении и в судебном процессе не конкретизировал, какие льготы и компенсации имеются им в виду. Из заявления истицы от ..., имеющегося в выплатном деле, следует, что ответчиком разъяснено её право на назначение денежной компенсации на продтовары, единовременной денежной компенсации, предусмотренной ч. 4 ст.39 Закона N 1244-1, ежемесячной компенсации, предусмотренной ч.2 ст. 41 указанного закона, вместе с тем реализовать указанное право истица не может в связи с отсутствием у нее необходимых документов. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для обязания ответчика в судебном порядке произвести перерасчет компенсационных выплат за период с ... по ....
Доводы истицы о том, что она своевременно не обратилась в военный комиссариат с заявлением о назначении выплат в связи с бездействием военного комиссариата по г. Воркута, не оповестившего своевременно истца о ее праве на пенсию по линии министерства обороны, суд полагает несостоятельными, поскольку в материалах выплатного дела имеется письменное заявление истца от ... об отказе от перехода на пенсию по линии данного ведомства. Военный комиссариат по г. Воркуте не обязан без соответствующего заявления, назначать пенсию истцу и собирать документы, подтверждающие право заявителя на получение пенсии. Кроме того, действия (бездействие) указанных органов и их должностных лиц не признаны незаконными в судебном порядке.
Суд находит несостоятельной ссылку истца о нарушении ее право на своевременное получение пенсии по случаю потери кормильца по линии МО РФ в связи с поздним получением удостоверения вдовы ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку указанный документ в перечень документов необходимых при подаче заявления для назначения пенсии пот случаю потери кормильца не входит. Из материалов дела следует, что ответчиком для назначения пенсии по случаю потери кормильца удостоверение вдовы ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС не требовалось.
Учитывая изложенное, суд в иске отказывает в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Фирсовой Г.Н. к Министерству обороны Российской Федерации в лице отдела Военного комиссариата Республики Коми по городу Воркута о перерасчете выплачеваемых после смерти мужа выплат с ... по ... – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 27 января 2017 года.
Председательствующий С.П. Шустикова