Решение по делу № 2а-2373/2019 ~ М-1883/2019 от 07.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2019г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2373/2019 по административному исковому заявлению Малиновича В.В. к Службе по охране объектов культурного наследия <адрес> о признании задания на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия незаконным в части, обязании устранить допущенные нарушения прав,

У С Т А Н О В И Л :

Малинович В.В. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, в котором просит признать Задание № 40/2018 от 16.11.2018г. на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>. незаконным в части: п.п. 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» п.8 выданного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области; обязать Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области исключить п.п. 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» пункта 8 Задания от 16.11.2018г. на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>. в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование требований административный истец указал, что Малинович В.В. является собственником жилого помещения, кадастровый , <адрес>, площадью 41 кв.м.; жилого помещения, кадастровый , <адрес>, площадью 35,2 кв.м.; жилого помещения, кадастровый , <адрес>, площадью 23,2кв.м.; жилого помещения, кадастровый , кв. площадью 13,2 кв.м; и не жилого помещения (подвал ) на праве общей долевой собственности площадью 124 кв.м., кадастровый расположенными в объекте недвижимого имущества, по адресу: <адрес>. Здание, расположенное по адресу <адрес>, является выявленным объектом культурного наследия <данные изъяты>, утверждённым приказом службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 14.02.2017г. -спр. (регистр. ). Здание, расположенное по адресу <адрес>, представляет собой многоквартирный дом, собственниками общего имущества которого, в том числе общих помещений дома, несущих конструкций, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в силу статьи 290 ГК РФ являются собственники квартир. С целью осуществления своих конституционных прав и принятию мер, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранении предмета охраны вновь выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном положениями Закона 73-ФЗ, Малинович В.В. 02.11.2018г. обратился в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия - <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>. По результатам рассмотрения заявления Малиновича В.В. от 02.11.2018г. Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области приняла решение о выдаче задания от 16.11.2018г. на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты> в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области и передала Малиновичу В.В. сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ . Малинович В.В. считает выданное Задание от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>. (далее - Задание ) незаконным в части, а именно: п.п.1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» п. 8 Задания необходимость с указанием сроков в обязательном порядке в составе проекта первоочередных противоаварийных и консервационных работ предусмотреть следующие первоочередные противоаварийные и консервационные мероприятия:    Демонтаж двухуровневой мансарды над вторым этажом здания; Демонтаж двух капитальных пристроек со стороны дворового фасада к зданию, лит. А, А1; Демонтаж пристроенной с левого торца здания; Устройство крайнего правого оконного проема в левом торце здания, вместо дверного проема; Демонтаж облицовочного кирпича с правого торца здания; Демонтаж пристроенного с правого торца здания дверного тамбура; Консервационные мероприятия: устройство временной кровли, устройство временных ограждений, разгрузка и временное и временное укрепление конструкций с фиксацией подвижных элементов, установка дополнительных опор, устройство защитной сетки по деревянному каркасу, организация водоотведения, установка добавочной конструктивной системы, как нарушающий его права и свободы, препятствует в осуществлении его законных интересов по сохранению выявленного объекта культурного наследия и полноценной реализации его гражданских прав собственника. В соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» принятого РОССТАНДАРТ ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен состав разделов научно-проектной документации (пункт 6), которая, является составляющей п.8 Задания от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия. В состав научно-проектной документации п. 6.3. ГОСТ Р № 55528-2013 входят - Раздел «Предварительные работы» включает исходно-разрешительную документацию, раздел «Комплексные научные исследования», Подраздел «Инженерные изыскания», Раздел «Проект реставрации и приспособления», Раздел «Рабочая проектно-сметная документация», Раздел «Научно-реставрационный отчет». Предусмотренный пунктом 7.2 Раздел «Предварительные работы» содержит исходно- разрешительные материалы и результаты предварительного исследования памятника при ознакомлении с памятником и имеющимися о нем материалами, а также следующие материалы: а) программу научно-исследовательских работ; б) план мероприятий, обеспечивающих проведение комплексных научных исследований объекта культурного наследия; в) заключение о возможности приспособления объекта культурного наследия для современного использования. Таким образом, противоаварийные работы проводятся на памятнике на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия. Истец считает, что только при выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия (частей объекта) Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных и консервативных мероприятий, и его мнение согласуется с разъяснениями о ремонтных и противоаварийных работах, изложенных в письме Министерства культуры Российской Федерации -ГП от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, предварительные работы на момент выдачи Задания от 16.11.2018г. не проводились, а ранее выполненные предварительны работы технического обследования выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты>, на сегодняшний день не актуальны, поскольку согласно СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83» в Приложение Д (обязательное) категории технического состояния существующих сооружений Таблица Д.1, Примечание 4: «Результаты технического обследования сооружений допускается использовать при сроке давности выполнения технического обследования, не превышающем: три года для сооружений с категориями технического состояния I - нормативное и II - работоспособное и 1,5 года для сооружений с категориями технического состояния III - ограниченно-работоспособное и IV - аварийное». Таким образом, противоаварийные работы проводятся на объекте культурного наследия на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия. По мнению Истца, оспариваемые обязательные мероприятия в выданном Задании от ДД.ММ.ГГГГ определены службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в нарушение федерального законодательства по разграничению полномочий, предусмотренных статьями 9, 9.1, 9.2 и 9.3 Закона № 73-ФЗ, т.к. относятся к прерогативе проектной организации и не относятся к полномочиям органа охраны памятников. Выполнение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия осуществляется организацией, в том числе являющейся разработчиком проектной документации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Работы проводятся специалистами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 29 статьи 9 Закона N 73-ФЗ. Таким образом, все работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, утверждённого и согласованного с собственником объекта культурного наследия и в соответствии с документацией, разработанной лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Помимо всего оспариваемые требования по проведению в обязательном порядке противоаварийных мероприятий с обязательным демонтажем существующих несущих и ограждающих конструкций с дальнейшим устройством временных конструкций взамен демонтируемых на данном этапе, приведет к негативным последствиям, т.к. не направлены на сохранение состояния объекта культурного наследия без изменения, дошедшего до настоящего времени облика, что предусматривает статья 40 Закона № 73-ФЗ. Так же данные мероприятия приведут к необоснованным и значительным увеличениям затрат и сроков выполнения работ по реставрации и приспособлению выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты> для современного использования. Кроме того, подпункт 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» п.8 Задания включен в Задание от ДД.ММ.ГГГГ с учетом заявленных исковых требований по гражданскому делу по иску Администрации города Иркутска к З,А. и Малиновичу В.В. об обязании привести самовольно реконструированное нежилое здание в первоначальное состояние, существовавшее до проведения реконструкции, т.е. в состояние, зафиксированное в техническом паспорте МУП «БТИ г.Иркутска» на 01.02.1994г. Истец считает необходимым довести до сведения суда, что Определением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, иск по гражданскому делу оставлен без рассмотрения. Свои возражения по разработанному Заданию Малинович В.В. представил в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области письмами от ДД.ММ.ГГГГ вх. , и от ДД.ММ.ГГГГ вх. . Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области настаивает на согласовании Задания в первоначальном варианте (Ответ исх. от 0.12.2018, от ДД.ММ.ГГГГ), что, по мнению Малинович В.В., нарушает его права и свободы как гражданина и незаконно возлагает на него обязанности. Таким образом, оспариваемый подпункт. 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» п.8 Задания от ДД.ММ.ГГГГ противоречит принципам федерального законодательства по сохранении объектов культурного наследия и является следствием злоупотребления полномочиями со стороны Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области.

В судебном заседании административный истец Малинович В.В., его представитель Власова А.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Белая И.П. требования не признала, поддержала доводы письменных возражений на административный иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из материалов дела, Малинович В.В. является собственником жилого помещения, кадастровый , кв. площадью 41 кв.м.; жилого помещения, кадастровый , кв. , площадью 35,2 кв.м.; жилого помещения, кадастровый , кв. , площадью 23,2кв.м.; жилого помещения, кадастровый , кв. площадью 13,2 кв.м; и не жилого помещения (подвал ) на праве общей долевой собственности площадью 124 кв.м., кадастровый расположенными в объекте недвижимого имущества, по адресу: <адрес>., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Здание расположенное по адресу: <адрес>, является выявленным объектом культурного наследия «<данные изъяты>, № ДД.ММ.ГГГГ состоит в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области, утвержденном приказом службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -спр находится в зоне строго регулирования застройки и хозяйственной деятельности (4-ого типа).

02.11.2019г. Малинович В.В. обратился в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия - «<данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>.

16.11.2018г. Служба по охране объектов культурного наследия <адрес> приняла решение о выдаче задания от на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес> литера А. регистрационный № ДД.ММ.ГГГГ в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>.

Полагая, что указанное задание в части п.п. 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» п.8 выданного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Малиновича В.В., как собственника объекта недвижимости, возлагает на него дополнительные затраты и обязанности, административный истец обратился в суд.

В силу статей 6, 33 - 39 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных, в том числе, на предотвращение разрушения объектов культурного наследия, причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Так, в частности, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; 4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия. 12) принятие решения о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр; 13) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом (далее - региональные органы охраны объектов культурного наследия).

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия предусмотрен административным регламентом, утвержденным Приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 года № 811 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия».

Согласно оспариваемому подпункту 1.2.1 пункта 1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» п. 8 Задания , на основании отчета о техническом состоянии (акта технического состояния) и степени утрат первоначального облика памятника, заключения о предварительном инженерном и архитектурном обследовании объекта, с учетом заявленных исковых требований по гражданскому делу об обязании к собственникам здания привести самовольно реконструированное нежилое здание в первоначальное состояние, существовавшее до проведения реконструкции, т.е. в состояние, зафиксированное в техническом паспорте МУП «БТИ г. Иркутска» на 19.02.1994г.), разработать проект первоочередных противоаварийных и консервационных работ, включающий: пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы (см. п. ГОСТ Р 55528-2013). В составе проекта в обязательном порядке предусмотреть следующие мероприятия:

Демонтаж двухуровневой мансарды над вторым этажом здания со следующими характеристиками: крыша многоскатная из профлиста, окна ПВХ, оборудована электроснабжением и приточно-вытяжной вентиляцией. Высота мансарды примерно 4,00м.;

Демонтаж двух капитальных пристроек со стороны дворового фасада к зданию, лит. А, А1 со следующими характеристиками: Лит. А1: фундамент железобетонный, стены бетонные (первый и второй этаж облицованы кирпичом), окна ПВХ, дверь металлическая с рольставнями, оборудована электроснабжением. Наружные размеры пристройки: длина 13,55м., ширина 4,32,высота 6,16м., Лит. А2: стены бетонные, крыша бетонная, совмещенная с перекрытием, дверь металлическая, оборудована электроснабжением, лестница деревянная. Наружные размеры: длина 5,1м., ширина 1,30м., высота 2,54м.;

Демонтаж пристроенной с левого торца здания железобетонной лестницы с навесом, ведущая в подвальное помещение. Наружные размер лестницы: длина 7,30м., ширина 2,25м.;

Устройство крайнего правого оконного проема в левом торце здания, вместо дверного проема с рольставнями и крыльцом;

Устройство крайнего правого оконного проема со стороны главного фасада здания, вместо дверного проема с рольставнями;

Демонтаж облицовочного кирпича с правого торца здания;

Демонтаж пристроенного с правого торца здания дверного тамбура со следующими характеристиками: стены - кирпич, дверь металлическая, длина 3,14м., высота 2,6 м., а также кирпичное крыльцо с площадкой и ступенями из бетона со следующими характеристиками: длина 2,57м., ширина 1,21м., высота 0,8м;

Консервационные мероприятия: устройство временной кровли, устройство временных ограждений, разгрузка и временное укрепление конструкций с фиксацией подвижных элементов, установка дополнительных опор, устройство защитной сетки по деревянному каркасу, организация водоотведения, установка добавочной конструктивной системы - по необходимости (необходимый состав мероприятий определяется проектировщиком). Срок выполнения указанных работ предусмотрен заданием до 01.05.2019г.

Доводы административного истца о том, что противоаварийные работы проводятся на объекте культурного наследия на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, и оспариваемые обязательные мероприятия в выданном Задании от ДД.ММ.ГГГГ определены службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в нарушение федерального законодательства по разграничению полномочий, предусмотренных статьями 9, 9.1, 9.2 и 9.3 Закона № 73-ФЗ, т.к. относятся к прерогативе проектной организации, и не относятся к полномочиям органа охраны памятников, судом отклоняются в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Режим и градостроительный регламент: охранной (объединенной) зоны объекта культурного наследия; зоны строго регулирования застройки и хозяйственной деятельности (1-го типа), установлены Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 г. № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».

Режим и градостроительный регламент зоны строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (1-ого типа), предусматривают:

Комплексное сохранение ОКН. Выполнение ремонтно-реставрационных работ (ремонт, реставрация, консервация, приспособление ОКН для современного использования) при неизменности особенностей, составляющих предметы охраны ОКН.

Выполнение мероприятий по обеспечению сохранности ОКН - пожарной безопасности, защиты от динамических и иных воздействий, гидрогеологических и экологических условий.

Сохранение фасадного фронта уличной застройки. Поддержание исторических красных линий объектами нового строительства, сохранение ценных элементов исторической среды, обеспечение благоприятных условий зрительного восприятия ОКН.

Санация внутриквартальной застройки со сносом малоценных строений, благоустройство территории. Компенсационное новое строительство, композиционно и масштабно подчиненное исторической опорной застройке:

а)    размеры по высоте регламентируются (по уличному фронту застройки) отметками карнизов ОКН, расположенных на смежных земельных участках, (на внутриквартальных земельных участках - по усредненным показателям сложившейся застройки);

б)    максимальная площадь застроенной территории - 70%;

в)    сохранение (учет) сложившегося планировочного масштаба (планировочного модуля участков, определяемого исторической парцелляцией - границами межевания земельных участков).

Ремонт и реконструкция объектов капитального строительства, не являющихся ОКН, ограничивается и допускается при условии приведения их в соответствие регламенту зон охраны ОКН (с регулированием размеров, пропорций, цветового решения, отделки фасадов, благоустройства территории, малых архитектурных форм).

Согласно статье 6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон № 73-ФЗ) под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов    Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно требованиям частей 1, 3, 6, 7 статьи 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:    »

осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

В статье 30 абзац 10 закона № 73-ФЗ указано, что документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия является объектов государственной историко-культурной экспертизы.

Из пункта 4 статьи 40 Закона № 73-ФЗ следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Состав первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий установлен в соответствии с подпунктом 7.2.1 пункта 7.2 ГОСТ Р55528-2013, полный перечень работ определяет проектировщик (в соответствии с ГОСТ Р55528-2013 состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры).

Заслуживающими внимания суда являются доводы административного ответчика о том, что в 2009 году в производстве Кировского районного суда г. Иркутска находилось гражданское дело по иску Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к Малинович В.В. о понуждении восстановит облик выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты>. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем демонтажа входной группы юго-западного фасада, возведенного мансардного этажа, сноса дворового пристроя, восстановить оконный проем, обшивку калеванной доской в подоконной части, профилированный карниз, огибающие филенчатые лопатки северного, южного и западного углов дома и четырехскатную крышу со стороны квартир 1, 1 а, 3 и 4, зашить оконный порем северно - восточного фасада со стороны кв. . По данному гражданскому делу ДД.ММ.ГГГГ было заключено мировое соглашение, по которому, научно - исследовательские, проектные и ремонтно-реставрационные работы должны быть выполнены до 01.10.2011г. До настоящего времени Малиновичем В.В. исправленная научно - проектная документация в адрес службы не предоставлялась, мировое соглашение, утвержденное определением суда от 02.06.2009г., административным истцом не исполнено и Раздел об обеспечении сохранности вышеуказанного выявленного объекта культурного наследия с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы в службу не предоставлялся.

Данные обстоятельства административным истцом не опровергнуты соответствующими доказательствами.

Анализируя вышеуказанные нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу, что предусмотренные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия в подпункте 1.2.1 пункта 1.2. раздела 1 пункта 8 задания от 16.11.2018г., и оспариваемые административным истцом, разработаны с учетом градостроительных норм и норм Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и как указано в оспариваемом пункте, необходимый состав первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий определяется проектировщиком, в связи с чем, доводы административного истца о нарушение административным ответчиком федерального законодательства по разграничению полномочий, предусмотренных статьями 9, 9.1, 9.2 и 9.3 Закона № 73-ФЗ, т.к. относятся к прерогативе проектной организации, и не относятся к полномочиям органа охраны памятников, не состоятельны и основаны на неверном толковании норм права.

Таким образом, оспариваемое задание Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 16.11.2018г. в части п.п. 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» п.8, выдано уполномоченным органом и в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке.

Доводы административного истца, что предварительные работы, предшествующие выдаче задания, а в частности обследование объекта культурного наследия не проводилось, а ранее выполненные работы не актуальны не состоятельны.

Как следует из оспариваемого пункта задания, в нем имеется указание на заключение о предварительном инженерном и архитектурном обследовании облика памятника в материалах гражданского дела 2-3376/2018.

Действительно, исследованные в судебном заседании материалы гражданского дела Кировского районного суда г. Иркутска подтверждают наличие такого заключения МУП БТИ г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об актуальности проведенного обследования на момент выдачи задания.

Доводы, что задание имеет отсылку на гражданское дело не свидетельствует о незаконности оспариваемого пункта задания, поскольку нормами права не предусмотрен запрет на ссылку в задании на определенные документы, которые имеются у сторон. При этом суд учитывает, что задание выдавалось в период рассмотрения гражданского дела и запрета на использование полученных в рамках судебного дела документов закон не содержит.

Кроме того, проектировщик при разработке проектной документации не лишен права обратиться как в Службу, так и к административному истцу, а также в иные организации с запросом необходимых документов.

Доводы административного истца, что мировым соглашением на Малиновича В.В. возложена обязанность по приведению здания в состояние на 2003 год, а в задании указано на приведение здания в состояние на 1994 год правового значения не имеет.

Задание выдано на основании заключения о предварительном инженерном и архитектурном обследовании облика памятника, находящегося в материалах гражданского дела 2-3376/2018, а не на основании мирового соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

По смыслу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административный истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.

В нарушение положений приведенной нормы закона административным истцом не доказано нарушение прав административного истца административным ответчиком, в связи с чем, оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения, у суда не имеется.

Довод административного истца о том, что данным пунктом на него незаконно возложена обязанность проведения работ по демонтажу мансарды и капитальных пристроек к объекту культурного наследия не состоятельны, поскольку законность приведения облика объекта культурного наследия в состояние до его изменений была предметом рассмотрения гражданского дела №2-162/2009 по которому заключено мировое соглашение.

Доводы административного истца о нарушении его прав и свобод, создании препятствий в осуществлении его гражданских прав как собственника объекта культурного наследия не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Административным истцом доказательств того, что он является собственником пристроев, надстроек, произведенных к объекту культурного наследия, не представлено.

По смыслу положений ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Административным истцом судебный акт не исполнен, облик выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>. до настоящего не восстановлен, суду доказательств обратного не представлено.

Не обоснованы доводы административного истца, что государственный орган обязан разрабатывать проектно-сметную документацию и нести расходы в данной части, а в данном случае такие расходы возлагаются на административного истца, поскольку оспариваемым пунктом задания такой обязанности на административного истца не возложено.

Оспариваемое решение государственного органа соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения в связи с чем, совокупности обстоятельств, для признания оспариваемого в части решения незаконным нет.

Поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемой части задания, правовых оснований для возложении на Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области обязанности исключить п.п. 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» пункта 8 Задания от 16.11.2018г. на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес> в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда не имеется, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое в части задание Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 16.11.2018г., как указывает административный истец, получено 29.11.2018г., административное исковое заявление подано в суд 26.02.2019г. по электронной почте, в связи с чем, суд полагает, что срок обращения административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Малиновича В.В. к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области о признании Задания от 16.11.2018г. на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>. незаконным в части: п.п. 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» п.8 выданного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области; обязании Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области исключить п.п. 1.2.1 п.1.2 Раздела 1 «Предварительные работы» пункта 8 Задания от 16.11.2018г. на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес> в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 10.06.2019г.      Н.Н. Исакова

2а-2373/2019 ~ М-1883/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Малинович Владимир Владимирович
Ответчики
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области
Другие
Власова Алена Анатольевна
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Исакова Наталья Николаевна
07.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
08.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2019[Адм.] Судебное заседание
10.06.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее