Решение по делу № 33-2336/2016 от 06.04.2016

Судья Некрасова О.С. дело № 33-2336/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.,

судей Ауловой Т.С., Ошманкевича Р.А.,

при секретаре Мельниковой А.В.

рассмотрела в судебном заседании 14 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (Министерства) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 января 2016 года, которым

Обязано Агентство Республики Коми по управлению имуществом оборудовать вход в здание ГБУ РК «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля», расположенную по адресу: <Адрес обезличен> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73.

Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., объяснения представителя Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений <Фамилия обезличена>, представителя ГБУ РК «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля» <Фамилия обезличена>, заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Сыктывкара обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности оборудовать вход в здание «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля», расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидом и других маломобильных групп населения.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Установлено, что задание по адресу: <Адрес обезличен> является собственностьюРеспублики Коми. Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> это здание передано ГУ «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля» и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Вход в это здание не соответствует требованиям, предъявляемым СНиП 35-01-2011, что препятствует доступу инвалидов и других маломобильных групп населения.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в своде правил «СП 59.13330.2012. Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.12, 5.1.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», из которых следует, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Как следует из материалов дела, ГУ «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля» осуществляет деятельность в помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем на праве собственности Республике Коми.

Учитывая, что отсутствие возможности беспрепятственного доступа инвалидов в ГУ «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля» является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Возлагая обязанность по приведению входа в ГУ «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля» в соответствие со СНиП 35-01-2011, на ответчика, суд правильно руководствовался положениями ч. 1 ст. 209 и ст. 210 ГК РФ, согласно которым собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом положения статьи 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от вида титульных прав обязанных лиц на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), места отдыха и предоставляемые в них услуги.

Исковые требования предъявлены прокурором именно к уполномоченному органу Республики Коми по управлению имуществом, исполняющему правомочия собственника в отношении здания ГУ «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля» по адресу: <Адрес обезличен>, на которое законодательством возложена обязанность по обеспечению доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соотвесттвующие организации.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по иску прокурора является ГУ «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля», владеющее зданием на праве оперативного управления, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы – необоснованными.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2336/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Сыктывкар
Ответчики
Агентство РК по управлению имуществом
Другие
ГБУ РК Центр правового обеспечения
ГБУ РФ "Специальная библиотека для слепых РК им. Луи Брайля"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Аулова Т.С.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
14.04.2016Судебное заседание
21.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2016Передано в экспедицию
14.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее