Докладчик: Агеев О.В. Апелляц. дело № 33-1390/2016
Судья: Матвеева Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2016 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре Поликарповой В.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Березиной М.Б. к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Чувашской Республике-Чувашии об оспаривании приказа о лишении премии, взыскании премиальной выплаты, процентов за ее несвоевременную выплату и компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе истца БерезинойМ.Б. и ее представителя БерезинаЕ.В. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
БерезинаМ.Б. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российский Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее –УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии, Управление) об оспаривании приказа о лишении премии, взыскании премиальной выплаты, процентов за ее несвоевременную выплату и компенсации морального вреда.
Требования истицей мотивированы тем, что с 1 июля 2003 года по 20 января 2015 года она работала в УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии в должности врача амбулатории. В соответствии с п.3 приказа от 30 декабря 2014 года № за невыполнение в полном объеме указания о подготовке документов о заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников она была лишена премии за декабрь 2014 года. Приказ издан на основании: рапорта заместителя начальника управления – начальника следственного отдела от 23 декабря 2014 года; ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе» Российской Федерации от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, приказа ФСКН России от 28 августа 2008 года №265, Положение о выплатах за качество выполняемых работ работникам УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии. Считала приказ в части лишения ее премии незаконным, ссылаясь на то, что в нем отсутствуют сведения об объеме указания о подготовке документов о заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников, по каким конкретно контрактам не выполнено указание, нет формы и реквизитов указания, не указано на нарушение закона, должностной инструкции. Обязанность по подготовке документов о заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников на нее документально не возлагалась. Она была информирована о ситуации с заключением контрактов на медицинское обслуживание сотрудников, возможность оформления контрактов появились только 30 декабря 2014 года, после установления цен поставщиками медицинских услуг и товаров, после чего работа была выполнена. Был нарушен порядок, так как ей не было предложено представить письменные объяснения. Подготовка документов о заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников не была предусмотрена должностной инструкцией врачебного персонала амбулатории – врача амбулатории УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии от 22 сентября 2012 года, действовавшей до 30 декабря 2014 года. Обязанность по закупкам возложена в соответствии с должностной инструкцией, действующей с 30 декабря 2014 года. В приказе № не разграничены зоны ответственности контрактного управляющего УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии и врача амбулатории УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии, как руководителя заинтересованного в осуществлении закупок подразделения, а также руководителей других подразделений, заинтересованных в заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников. Истица полагала, что она не являлась ни руководителем структурного подразделения, ни лицом, замещающим должность, предназначенную для закупочной деятельности. В приказе № использован утративший силу 2 декабря 2014 года приказ ФСКН России от 28 августа 2008 года №256. Подготовка документов для заключения контрактов по военно-врачебной экспертизе и психодиагностическому тестированию зависело от наличия прейскуранта цен ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике». В связи с невыплатой премии подлежат начислению проценты за ее несвоевременную выплату, предусмотренные ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации. Неправомерными действиями ответчика истице причинен моральный вред.
С учетом уточнения исковых требований истица просит признать незаконным и отменить пункт № приказа УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии № от 30 декабря 2014 года в части лишения ее премии за декабрь 2014 года на 100%, взыскать с ответчика премию за декабрь 2014 года в размере 5077 руб. 41 коп., компенсацию за задержку выплаты за период с 21 января 2015 года по 30 апреля 2015 года в размере 131 руб. 60 коп. и далее с 1 мая 2015 года по день фактической выплаты за каждый день просрочки по 1 руб. 40 коп., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.
В судебном заседании истица БерезинаМ.Б. и ее представитель БерезинЕ.В. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии, одновременно являющаяся представителем третьего лица ФСКН России, – ФедороваО.Ю. исковые требования не признала, полагая их необоснованными.
Представитель третьего лица ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике» в судебном заседании не участвовал.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 декабря 2015 года истице отказано в удовлетворении исковых требований.
Указанное решение суда от 22 декабря 2015 года обжаловано истицей на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица БерезинаМ.Б. и ее представитель БерезинЕ.В. просили удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель ответчика УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии, одновременно являющаяся представителем третьего лица ФСКН России, – ФедороваО.Ю. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике» извещено о времени и месте судебного заседания, представитель в суд не явился.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истица работала у ответчика в должности врача амбулатории с 1 июля 2003 года, была уволена 20 января 2015 года по приказу от 20 января 2015 года № по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации. Работа истицы в УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии не связана с правоохранительной службой.
По условиям заключенного сторонами трудового договора №1 от 1 июля 2003 года, с учетом последующих изменений (дополнительное соглашение от 27 ноября 2008 года), система оплаты труда включала должностной оклад и выплаты компенсационного и стимулирующего характера (надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы; оказание материальной помощи); порядок, условия и размеры указанных выплат определяются нормативными правовыми актами ФСКН России.
В ходе оперативного совещания у начальника УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии 11 декабря 2014 года, в котором участвовала истица БерезинаМ.Б., начальником дано указание начальникам подразделений Управления в срок до 20 декабря 2014 года подготовить документы для заключения государственных контрактов на 2015 год и предоставить в отдел материально-технического обеспечения (протокол № от 11 декабря 2014 года).
23 декабря 2014 года заместитель начальника управления –начальник следственного отдела подал исполняющему обязанности начальника УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии рапорт, в котором указал, что врач амбулатории БерезинаМ.Б. в установленный срок не в полном объеме выполнила указания начальника Управления о заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников на 2015 года. На рапорте имеется резолюция «лишить премии за декабрь в размере 100%».
Приказом УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии от 30 декабря 2014 года № в соответствии с ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, приказом ФСКН России от 28 августа 2008 года №265 «Об утверждении Инструкции о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ и оказания материальной помощи работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и Положением о выплатах за качество выполняемых работ работникам УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии БерезинаМ.Б. лишена премии за декабрь 2014 года на 100% за невыполнение в полном объеме указания о подготовке документов о заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников. Основанием указан рапорт заместителя начальника управления -начальника следственного отдела от 23 декабря 2014 года.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что в обязанности истицы входила подготовка документов для заключения государственных контрактов на 2015 год, она не выполнила устное поручение руководства о подготовке данных документов, работодатель обоснованно лишил ее за это премии.
Судебная коллегия считает, что решение суда принято без учета всех обстоятельств по делу.
Инструкция о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ и оказания материальной помощи работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная приказом ФСКН России от 28 августа 2008 года №265, на которую имеется ссылка в оспариваемом приказе от 30 декабря 2014 года №, утратила силу 1 декабря 2014 года в связи с введением в действие Положения о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного приказом ФСКН России от 23 сентября 2014 года №378.
Положением о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным приказом ФСКН России от 23 сентября 2014 года №378, действующим в системе органов наркоконтроля со 2 декабря 2014 года (далее –Положение), предусмотрено, что работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оплата труда которых производится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», в целях усиления материальной заинтересованности в своевременном и качественном исполнении трудовых обязанностей, повышения профессионального уровня и ответственности за порученный участок работы, а также в целях их социальной защиты и поощрения за работу в органах наркоконтроля устанавливается выплата за качество выполняемых работ (далее - премия) и оказывается материальная помощь (пункт 1); для выплаты премии предусматриваются средства из расчета трех месячных фондов заработной платы в год на каждого работника (пункт 2); премирование работников производится ежемесячно, за прошедший месяц, одновременно с выплатой заработной платы. Премия начисляется за фактически отработанное время и выплачивается на основании ежемесячного приказа ФСКН России, территориального органа, организации ФСКН России (пункт 3); руководители подразделений ФСКН России, начальники структурных подразделений территориального органа, организации ФСКН России ежемесячно до 3 числа представляют рапорт на имя руководителя Департамента кадрового обеспечения ФСКН России, начальника территориального органа, организации ФСКН России с предложениями о конкретном размере премии каждому работнику. Размер премии определяется с учетом качества выполняемых работ, степени сложности, оперативности выполнения работы и максимальными размерами не ограничивается. При этом общая сумма выплаченных в течение года премий не должна превышать начисленной в установленном порядке суммы средств на их выплату (пункт 4).
Из приведенного Положения от 23 сентября 2014 года №378 следует, что поскольку премирование работников производится ежемесячно, премия начисляется за фактически отработанное время, для выплаты премии предусматриваются средства из расчета трех месячных фондов заработной платы в год на каждого работника, то премия за качество выполняемых работ является гарантированной частью ежемесячной оплаты за труд истицы, что и предусмотрено трудовым договором, заключенным межу сторонами. Исходя из этого ответчик должен доказать наличие оснований для полного лишения истицы премии за качество выполняемых работ за декабрь 2014 года.
По утверждениям истицы она не могла в полной мере выполнить указание руководителя по причинам, от нее не зависящим, - ввиду отсутствия установленных цен на товары и услуги поставщиками медицинских услуг и товаров.
Из письменных объяснений ответчика по делу следует, что на момент вынесения приказа от 30 декабря 2014 года № истицей не были подготовлены документы для заключения контрактов: на оказание услуг по военно-врачебной комиссии для сотрудников Управления и на оказание услуг по психофизиологическому тестированию сотрудников и лиц, поступающих на службу. Этим самым истицей не была организована работа по направлению поступающих на работу сотрудников на военно-врачебную комиссию, создана угроза приема сотрудников в 2015 году (т. 1 л.д. 72-79).
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для полного лишения истицы премии за качество выполняемых работ за декабрь 2014 года.
Должностной инструкцией врачебного персонала амбулатории –врача амбулатории УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии, утвержденной 22 сентября 2012 года, предусмотрено, что врач амбулатории подчиняется непосредственно заместителю начальника Управления в соответствии с распределением обязанностей (пункт 1.2); врач амбулатории обязан исполнять приказы, распоряжения, поручения и указания руководства ФСКН России и Управления, а также непосредственного начальника (пункт 2.2); осуществлять планирование и предоставлять в установленном порядке отчеты о результатах деятельности по выполнению задач и функций, возложенных на амбулаторию (пункт 2.12); организовывать и осуществлять руководство деятельностью амбулатории (пункт 2.17); организовывать медицинское обеспечение сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, лиц, уволенных со службы в органах наркоконтроля по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья, по болезни или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более (пункт 2.22); организовывать оказание неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи прикрепленному контингенту (пункт 2.23); организовывать в установленном порядке военно-врачебную экспертизу и медицинское освидетельствование граждан, поступающих на службу в органы наркоконтроля, сотрудников органов наркоконтроля, граждан, проходивших службу в органах наркоконтроля, в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСКН России (пункт 2.29).
Приведенные положения должностной инструкции по занимаемой истицей должности указывают на то, что фактически истица БерезинаМ.Б. являлась руководителем медицинского подразделения Управления –амбулатории.
В силу ст.ст. 13, 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимым этапом закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а для выполнения Управлением ФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии возложенных на него функций является планирование закупок, которое осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов-графиков.
Аналогичные положения о планировании закупок закреплены в Инструкции по организации материально-технического обеспечения в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 7 мая 2013 года № 189 дсп (т. 1 л.д. 211-250).
Согласно ст. 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок (часть 1); планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок (часть 2); в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 2 части 3).
Обязанность территориального органа ФСКН – Управления по подготовке и утверждению планов-графиков размещения заказов предусмотрена п.п. 28-43 Инструкции по организации материально-технического обеспечения в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 7 мая 2013 года № 189 дсп.
Согласно п. 33 названной Инструкции подготовку проектов планов-графиков размещения заказов в территориальном органе ФСКН России осуществляют подразделение материально-технического обеспечения и заинтересованные подразделения территориального органа.
Применительно к п. 33 названной Инструкции заинтересованным подразделением Управления ФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии является амбулатория.
В силу п. 36 названной Инструкции в территориальном органе ФСКН России проект плана-графика размещения заказов последовательно согласовывается 1) с финансовым подразделением в части определения кодов экономической классификации, видов и статей расходов, по которым предусмотрено выделение денежных средств, а также сумм, выделенных на планируемые к поставке товары, выполнение работ и оказание услуг, обоснованности их оплаты в течение календарного года; 2) с правовым подразделением в части соответствия его законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам ФСКН России.
В соответствии с п. 37 названной Инструкции подготовленные и согласованные проекты планов - графиков размещения заказов ежегодно до 15 декабря представляются на утверждение должностному лицу, уполномоченному их утверждать.
Утвержденный план-график размещения заказов территориального органа (Заказчика) подшивается и хранится в подразделении материально-технического обеспечения (п. 40 Инструкции).
Копия утвержденного плана-графика размещения заказов в течение одного рабочего дня со дня его утверждения направляются подразделением материально-технического обеспечения в заинтересованные подразделения, в финансовое и правовое подразделения (п. 41 Инструкции).
В силу п. 44 названной Инструкции Заказчик (территориальный орган ФСКН России) организовывает исполнение мероприятий соответствующего плана-графика размещения заказов заинтересованными подразделениями. Исполнение плана-графика размещения заказов в пределах своей компетенции осуществляют заинтересованные организации.
Согласно п. 45 названной Инструкции исполнение плана-графика размещения заказов на очередной календарный год включает в себя: подготовку необходимых документов для размещения заказов; организацию проведения процедур (способов) размещения заказов; заключение государственного контракта (договора); исполнение обязательств по заключенному государственному контракту (договору) и контроль их исполнения; учет поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг; ведение претензионно - исковой работы. Подготовка проекта конкурсной (аукционной) документации, запроса котировок, государственного контракта (договора) и иных необходимых документов для размещения заказа осуществляется заблаговременно с учетом сроков, установленных соответствующим планом-графиком размещения заказов, сроков, необходимых для их согласования, проведения финансово-экономической и правовой экспертиз.
Положением об отделе материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии, утвержденного приказом ответчика от 30 августа 2008 года № 117 (т. 2 л.д. 162-166) одними из основных задач отдела являются организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для нужд Управления (п. 6); организация и координация деятельности структурных подразделений управления по планированию объемов поставок товаров, выполнению работ и оказанию услуг в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг (п. 7). К функциям отдела относятся: осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Управления (п. 16); уточнение лимитов бюджетного финансирования, организация и осуществление подготовки проекта планов закупок товаров, работ и услуг Управления, а также его согласование с заинтересованными подразделениями (п. 18).
Согласно п. 2.2.18, 2.19, 2.20 должностной инструкции младшего специалиста 1-ой категории отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Чувашской Республике – Чувашии от 19 апреля 2014 года (т. 1 л.д. 112-114) младший специалист указанного отдела обязан разрабатывать план закупок, осуществлять подготовку изменений для внесения в план закупок, размещать в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; разрабатывать план-график, осуществлять подготовку изменений для внесения в план-график, размещать в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; осуществлять подготовку и размещение в единой информационной системе конкурсной документации, документации об электронном аукционе, документации по запросу котировок.
Свою обязанность по составлению подготовительной документации о конкурсе подтвердила допрошенная свидетелем ФИО1, занимавшая должность младшего специалиста 1-ой категории отдела материально-технического обеспечения.
Из приведенных норм Инструкции по организации материально-технического обеспечения в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Положения об отделе материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии о функциях отела, должностной инструкции младшего специалиста 1-ой категории отдела материально-технического обеспечения об обязанности по разработке плана-графика следует, что необходимым документом для последующей подготовки документов для размещения заказов является план-график размещения заказов, проект которого должен подготавливаться до 15 декабря текущего года подразделением материально-технического обеспечения. В связи с этим являются обоснованными доводы истицы о том, что ответчиком не разграничена ответственность должностных лиц отдела материально-технического обеспечения и врача амбулатории по неисполнению поручения руководителя Управления ФСКН России по Чувашской Республике – Чувашии о подготовке документов для заключения государственных контрактов на 2015 год.
Установленная форма проекта плана - графика размещения заказов предусмотрена приложением 3 к названной Инструкции, и план-график предусматривает условия контракта, в том числе наименование предмета контракта; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта; единица измерения; количество (объем); начальная (максимальная) цена контракта; сумма контракта и другие условия (т. 1 л.д. 249).
Названный план-график размещения заказов на 2015 год был подготовлен лишь 29 декабря 2014 года (т. 2 л.д. 76-79), что лишало истицу исполнить до 20 декабря 2014 года поручение руководителя о подготовке документов для заключения государственных контрактов на 2015 год.
Вместе с тем истицей признается работа по подготовке документов для заключения государственных контрактов на медицинское обслуживание сотрудников Управления, по проведению военно-врачебной экспертизы, медицинскому освидетельствованию и психодиагностическому тестированию как за предыдущие периоды (в 2014 году – ежеквартально), так и на 2015 год. Однако поскольку за основу должны были браться сведения из плана-графика, то являются также обоснованными доводы истицы о том, что ей не удалось в полной мере подготовить документы из-за отсутствия сведений о начальной (максимальной) цене контракта по причине неизвестности тарифов на услуги на 2015 год Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Чувашской Республике» по проведению военно-врачебной экспертизы, медицинскому освидетельствованию и психодиагностическому тестированию.
Стороной ответчика УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии не оспаривалось предоставление истицей документации для заключения государственных контрактов на медицинское обслуживание сотрудников Управления на электронном носителе (флешкарте), однако указывалось на необходимость составления документа, а также то, что истицей не заявлялось о невозможности исполнения поручения в срок по причине отсутствия тарифов на услуги ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике» (отзыв от 3 ноября 2015 года).
Поскольку в соответствии с п. 45 Инструкции об организации и осуществлении контроля за исполнением поручений в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 22 июня 2011 года №287, сотрудники, допустившие нарушения установленного порядка исполнения поручения, привлекаются к дисциплинарной ответственности, а БерезинаМ.Б. в установленном порядке к дисциплинарной ответственности за невыполнение в полном объеме указания руководителя территориального органа ФСКН России о подготовке документов о заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников не привлекалась, то не могут быть приняты во внимание ссылки представителя ответчика о нарушении истицей порядка исполнения поручения в связи с тем, что ею не был предоставлен рапорт о ходе исполнения поручения с предложением о продлении срока с указанием причин продления и планируемой даты исполнения.
В своих объяснениях истица БерезинаМ.Б. указывала, что документация, в том числе на электронном носителе (флешкарта), для заключения государственных контрактов по военно-врачебной экспертизе, медицинскому освидетельствованию и психодиагностическому тестированию была ею предоставлена в установленный в задании срок.
По показаниям свидетеля ФИО2, ею совместно с БерезинойМ.Б. были подготовлены документы для заключения государственных контрактов на медицинское обслуживание сотрудников по проведению военно-врачебной экспертизы, медицинскому освидетельствованию и психодиагностическому тестированию на подпись к 15 декабря 2014 года, в электронной форме были предоставлены специалисту отдела материально-технического обеспечения ФИО1 Документация была подготовленная исходя из старых расценок на медицинские услуги по проведению военно-врачебной экспертизы, медосвидетельствования и психофизиологического обследования, так как не были известны новые.
Из показаний свидетеля ЧерновойН.В., занимавше у ответчика должность младшего специалиста отдела материально-технического обеспечения, следует, что информацию для электронного аукциона готовилась ею по тем данным, которые ей принесла ФИО2
Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, представленных документов, третье лицо ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике» является медицинской организацией, проводящей в том числе военно-врачебную экспертизу, медицинское освидетельствование, психофизиологическое исследование сотрудников территориального органа наркоконтроля и лиц, поступающих на службу в органы наркоконтроля.
Прейскурант цен на платные медицинские услуги ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике» по военно-врачебной экспертизе и психофизиологическому исследованию был утвержден приказом от 31 декабря 2014 года №.
При выполнении поручения руководителя территориального органа ФСКН России у БерезинойМ.Б. не было опыта и соответствующих знаний для разрешения такого специфичного вопроса, как определение начальной (максимальной) цены контракта, возникшего при подготовке документации для аукциона, учитывая изменение с 1 января 2015 года стоимости необходимых заказчику (УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии) медицинских услуг ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике», при наличии тарифов на медицинские услуги, действие которых заканчивалось в 2014 году. Данные обстоятельства не могут свидетельствовать о наличии у БерезинойМ.Б. реальной возможности подготовить документацию для заключения государственных контрактов на медицинские услуги по военно-врачебной экспертизе, медосвидетельствованию и психодиагностическому тестированию при наличии у нее не актуальных на 2015 год цен на медицинские услуги, предоставляемые ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике».
Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что БерезинаМ.Б. была поставлена в условия, при которых предоставляемые ею документы для аукциона на медицинские услуги по военно-врачебной экспертизе, медицинскому освидетельствованию, психофизиологическому исследованию (психодиагностическому тестированию), содержащие начальную (максимальную) цену контракта исходя из тарифов на медицинские услуги ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике», действовавших в период 2013-2014 года (на основании приказа от 31 июля 2013 года №46), приводило к необоснованному ограничению числа участников аукциона по оказанию услуг по военно-врачебной экспертизе, медицинскому освидетельствованию, психофизиологическому исследованию (психодиагностическому тестированию) и исключению ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике» из участия в нем. Тогда как позиция руководства Управления заключалась в необходимости участия в аукционе организации, оказывающей необходимые заказчику (УФСКН России по Чувашской Республике-Чувашии) медицинские услуги (военно-врачебной экспертизы, медицинскому освидетельствованию, психофизиологическому исследованию, психодиагностическому тестированию) в полном объеме. Заявленным требованиям отвечало ФКУЗ «МСЧ МВД России по Чувашской Республике».
Таким образом, имеются основания для признания наначисления истице премии за декабрь 2014 года за невыполнение в полном объеме указания о подготовке документов о заключении контрактов на медицинское обслуживание сотрудников незаконным, поскольку указанные документы не могли быть подготовлены в установленный срок 20 декабря 2014 года. Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие в ее работе упущений или же недостатков, которые были указаны в рапорте от 23 декабря 2014 года и которые могли бы послужить основанием для неначисления премии за декабрь 2014 года в соответствии с Положением о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, стороной ответчика представлено не было, истицей же оспаривались доводы стороны ответчика о ненадлежащем исполнении ею трудовых обязанностей. При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не было представлено иных доказательств ненадлежащего исполнения истицей своих служебных обязанностей, оснований для неначисления ежемесячной премии за декабрь 2014 года не имелось.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции, как содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, и принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований о признании приказа в части лишения БерезинойМ.Б. премии незаконным, взыскании с ответчика премиальной выплаты за декабрь 2014 года, процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда.
Как было указано ранее, Положением о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным приказом ФСКН России от 23 сентября 2014 года №378, для выплаты премии за качество выполняемых работ предусматриваются средства из расчета трех месячных фондов заработной платы в год на каждого работника, что в месяц составит 25 процентов заработной платы (3 х100 :12).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердил, что на декабрь 2014 года не был превышен лимит для выплаты истице премии в течение года из расчета трех месячных фондов заработной платы в год на каждого работника.
Размер ежемесячной премии исчисляется из должностного оклада (9531 руб. 60 коп.), надбавки за выслугу лет (3812 руб. 64 коп.), ежемесячной надбавки к должностному окладу (4765 руб. 80 коп.), надбавки медицинским работникам (2199 руб. 60 коп.) и из 25% денежного содержания составит 5077 руб. 41 коп. ((9531,6 + 3812,64 + 4765,8 + 2199,6): 100% х 25%). Приведенный ответчиком расчет, согласно которому премия за декабрь 2014 года составляет 4527 руб. 51 коп., является неверным, поскольку не учитывает при исчислении надбавку медработникам.
Согласно ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Истицей заявлены требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату оспариваемой ежемесячной премиальной выплаты за период с 21 января 2015 года по 30 апреля 2015 года в размере 131 руб. 60 коп. и далее с 1 мая 2015 года по день фактической выплаты. Учитывая размер задолженности по (5077 руб. 41 коп.), проценты за ее несвоевременную выплату составляют: 599 руб. 20 коп. (5077 руб. 41 коп. : 100% х 8,25% : 300 = 1 руб. 40 коп. х 428дн.) за период с 21 января 2015 года по 23 марта 2016 года. Учитывая заявленные истицей требования о взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы до ее фактической выплаты, подлежат взысканию далее с 24 марта 2016 года.
Согласно ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1); в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).
Принимая во внимание характер нарушенных трудовых прав истицы неначислением ежемесячной премии, обстоятельства при которых они были допущены, степень нравственных страданий перенесенных работником, степень вины работодателя, с учетом требований разумности и справедливости, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации считает необходимым вынести в этой части новое решение о взыскании с ответчика в пользу истицы денежной компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 декабря 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
- признать незаконным пункт № приказа Управления ФСКН России по Чувашской Республике от 30 декабря 2014 года № в части лишения Березиной М.Б. премии за декабрь 2014 года на 100 %;
- взыскать с Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российский Федерации по Чувашской Республике - Чувашии в пользу Березиной М.Б. премию за декабрь 2014 года в размере 5077 руб. 41 коп., компенсацию за просрочку выплаты премии за период с 21 января 2015 года по 23 марта 2016 года в сумме 599 рублей 20 копеек и далее с 24 марта 2016 года по день фактической выплаты премии из расчета 1 рубль 40 копеек за каждый день просрочки, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Александрова А.В.