Дело № 2-243/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Город Кунгур Пермский край 30 января 2018 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Оборина Л.Г.,
при секретаре Мальцевой У.Н.,
с участием прокурора Федотовой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кунгурского городского прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на странице в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор обратился в суд с заявлением и просит признать информацию, размещенную на сайте http://medpermi.ru/spgai.html в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Кунгурской городской прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства о профилактике правонарушений, и мониторинга информации, размещенной в сети «Интернет», установлено: по
адресу http://medpermi.ru/spgai.html размещена реклама справочных медицинских документов, с возможностью их приобретения. При переходе на данный сайт, открывается страница: http://medpermi.ru/spgai.html, на которой размещена информация о возможности приобретения справочного медицинского документа, необходимого для ГАИ и ГИБДД России, а также дальнейшего получения водительского удостоверения, присутствует возможность заказа необходимого документа, размещена цена.
Указанная на сайте информация предоставлена в свободном доступе,
дополнительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержание сайта может любой интернет-пользователь.
Действующим законодательством предусмотрено обязательное медицинское освидетельствование водителей (кандидатов в водители), включающее в себя проведение осмотров и обследований с личным участием.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Таким образом, доступ к данному сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Данный сайт вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования медицинского документа за плату без прохождения соответствующего освидетельствовании обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
На основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования заявителя поддерживает.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, изучив и оценив представленные доказательства, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.9 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.10 Закона об информации в Российской Федераций распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Судом установлено.
Кунгурской городской прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства о профилактике правонарушений, и мониторинга информации, размещенной в сети «Интернет», установлено: по адресу http://medpermi.ru/spgai.html размещена реклама справочных медицинских документов, с возможностью их приобретения. При переходе на данный сайт, открывается страница: http://medpermi.ru/spgai.html, на которой размещена информация о возможности приобретения справочного медицинского документа, необходимого для ГАИ и ГИБДД России, а также дальнейшего получения водительского удостоверения, присутствует возможность заказа необходимого документа, размещена цена (л.д.8, 9-10).
Данные о собственнике Интернет-ресурса в ходе проверки не установлено.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.2005 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Пунктами 1 и 6 ст.23 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу положений ст.24 Закона о безопасности дорожного движения права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.2 ст.25 Закона о безопасности дорожного движения право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье настоящего Федерального закона.
Условиями получения прав на управление транспортными средствами согласно п.1 ст.26 Закона о безопасности дорожного движения являются достижение определенного возраста, прохождение в установленном порядке соответствующего Профессионального обучения и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами. Для определения наличия или отсутствия у водителей (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами проводится медицинское освидетельствование. По его результатам выдается медицинское заключение (п.п.6, 8 ст.23 Закона о безопасности дорожного движения; п.2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, утв. Приказом Минздрава России от 15.06.2015 № 344н).
Медицинское заключение оформляется по форме № 003-В/у.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обязательное медицинское освидетельствование водителей (кандидатов в водители), включающее в себя проведение осмотров и обследований с личным участием.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Таким образом, доступ к данному сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Данный сайт вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования медицинского документа за плату без прохождения соответствующего освидетельствовании обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
В соответствии с ч.6 ст.10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Закона об информации основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5 ст.15 Закона об информации).
Согласно ч.1 ст.15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно п.2 ч.2 ст.15.1 Закона об информации включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признаний информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещено.
Согласно ч.3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные
материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.
Свободный доступ к данным интернет-страницы фактически способствует совершению гражданами правонарушений, тем самым, создает возможность нарушения публичных интересов Российской Федерации и неопределенного округа лиц.
По мнению суда, настоящее требование прокурора направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать информацию, размещенную на сайте http://medpermi.ru/spgai.html в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Г. Оборин