РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           09 августа 2016 года                                                                                      г. Тула

Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Курченко И.В.,

при секретаре Гридиной К.В.,

с участием:

представителя истца Яшиной Л.В. по доверенности и по ордеру адвоката Иноземцевой А.М.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Гусевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело по иску Яшиной Л.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения о праве на меры социальной поддержки члена семьи умершего инвалида войны, участника ВОВ и ветерана боевых действий» и обязании выдать удостоверения о праве на меры социальной поддержки вдове инвалида ВОВ,

установил:

Яшина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения о праве на меры социальной поддержки члена семьи умершего инвалида войны, участника ВОВ и ветерана боевых действий» и обязании выдать удостоверение о праве на меры социальной поддержки вдове инвалида ВОВ, обосновывая свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она (Яшина Л.В.) обратилась в Отдел социальной защиты населения по г. Туле за предоставлением ей (Яшиной Л.В.) государственной услуги «Выдача удостоверения о праве на меры социальной поддержки члена семьи умершего инвалида войны». Решением № 2755 от 30.10.2015 начальника отдела социальной защиты населения города Тулы Ланьшиной А.А. ей (Яшиной Л.В.) было отказано в выдаче удостоверения вдовы инвалида ВОВ по тому основанию, что ею (Яшиной Л.В.) не представлены документы, подтверждающие прохождение ее (Яшиной Л.В.) супругом Яшиным Г.П. военной службы в годы ВОВ и его участие в боевых действиях. Указанное решение она (Яшина Л.В.) получила ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте. Данное решение было обжаловано ею (Яшиной Л.В.) в вышестоящий орган Министерство труда и социальной защиты Тульской области и получен ответ за – 01 – 46 /15687 от ДД.ММ.ГГГГ о законности решения, постановленного по ее (Яшиной Л.В.) заявлению. С данным решением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ее (Яшиной Л.В.) заявления, не согласна, считает его незаконным. Просила признать незаконным решение начальника Отдела социальной защиты населения по г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ей (Яшиной Л.В.) государственной услуги «Выдача удостоверения о праве на меры социальной поддержки члена семьи умершего инвалида войны, участника ВОВ и ветерана боевых действий», обязать Отдел социальной защиты населения по г. Туле выдать соответствующее удостоверение.

Истец Яшина Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.

Представитель истца Яшиной Л.В. по доверенности и ордеру адвокат Иноземцева А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала, подтвердив все доводы, изложенные в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, обосновывая свои возражения тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец Яшина Л.В. обратилась с заявлением в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с вопросом выдачи удостоверения о праве на меры социальной поддержки члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий. По результатам рассмотрения заявления принято решение - отказать в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий по следующим основаниям. Согласно Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), удостоверение выдается на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (учетом пункта 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»). Яшину Г.П., ДД.ММ.ГГГГ выдавалось удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, как получившему инвалидность при исполнении обязанностей военной службы. Согласно представленным и полученным по запросам «Управления социальной защиты населения Тульской области» документам Яшин Г.П. не относится ни к одной из льготных категорий, перечисленных в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Просила в удовлетворении требований Яшиной Л.В. в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки члена семьи умершего инвалида войны, участника ВОВ и ветерана боевых действий отказать в полном объеме.

    Выслушав пояснения представителя истца Яшиной Л.В. по доверенности и по ордеру адвоката Иноземцевой А.М., представителя ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Гусевой Т.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной защиты инвалидов войны, участников ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и других категорий граждан.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Яшин Г.П. будучи рядовым ДД.ММ.ГГГГ принял присягу. ДД.ММ.ГГГГ ранен в живот при исполнении служебного долга.

Часть 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется, по смыслу части 4 статьи 32, части 3 статьи 37 и частей 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу по контракту или по призыву, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жёсткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряжённых со значительным риском для жизни и здоровья. Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей - по отношению к государству, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 21 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении военной службы. Выбор правовых средств, направленных на возмещение вреда, причинённого здоровью гражданина в связи с исполнением им обязанностей военной службы, относится к юрисдикции федерального законодателя, который, осуществляя на основании статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м») Конституции Российской Федерации правовое регулирование в данной сфере, обязан предусматривать гарантии реализации военнослужащими соответствующих прав, обусловленные правовой природой и целями возмещения указанного вреда.

Приведённые правовые позиции изложены Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений, в том числе в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П.

На основании части 13 статьи 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы, то есть вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением обязанностей военной службы, назначается и выплачивается ежемесячная денежная компенсация, её целевое назначение - обеспечить государственную поддержку для восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы. Будучи самостоятельным видом социального обеспечения, данная выплата назначается вне связи с продолжительностью военной службы и вне какой - либо зависимости от последующего (до установления инвалидности) прохождения указанными лицами приравненной к военной иной федеральной государственной службы, в размере, обусловленном исключительно группой инвалидности и подлежащем ежегодному увеличению (индексации) с учётом уровня инфляции (потребительских цен).

В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико - социальной экспертизы.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также установлено, что признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико - социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно пунктам 2, 11, 14 данных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально - бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико - социальной экспертизы; в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Пунктами 31 и 32 вышеназванных Правил предусмотрено, что в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро); программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия; после получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

Согласно справке серии 608 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной врачебно – трудовой экспертной комиссией ВТЭК г. Тулы, Яшину Г.П. установлена инвалидность III (третьей) группы бессрочно, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы.

Ст. 21 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» инвалиды из числа указанных лиц в зависимости от причины инвалидности подразделяются на определенные категории. При этом предусмотрено, что обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит конкретно и только на военно - врачебных комиссиях.

Требований об оспаривании заключения ВТЭК сторонами не заявлялось. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при установлении инвалидности вследствие военной травмы (то есть, среди прочего, вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы) инвалиду выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью в размере 2 800 руб. как инвалиду III группы.

Согласно части 14.1 статьи 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, ежемесячная денежная компенсация выплачивается независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 17 данной статьи предусмотрено, что порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частью 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих ипредоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (далее - Правила). Пунктом 2 данного постановления установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 статьи 3 указанного Федерального закона, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом расходов по доставке ежемесячной денежной компенсации, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству обороны Российской Федерации. Пунктом 3 постановления предусмотрено Министерству обороны Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства, необходимые для выплаты ежемесячной денежной компенсации с учетом расходов по её доставке. Пунктом 5 Постановления его действие распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащим, которым в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы установлена инвалидность вследствие военной травмы (далее - инвалиды).

Как уже ранее отмечалось, положениями ст. 8 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Как установлено ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, военно-врачебная экспертиза, в том числе устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов). Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации. Гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, предусмотренном ч. 6 ст.61 настоящих Основ и Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565 утверждено Положение о военно - врачебной экспертизе (далее - Положение).

Из представленных документов следует, что причинно - следственная связь между заболеванием истца, диагностированным в период прохождения им срочной службы, была установлена ВТЭК – указана причина заболевания: «получено при исполнении обязанностей военной службы».

В соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР, утвержденном Приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ (п. 70), действовавшем в момент освидетельствования при наличии у военнослужащего (военного строителя) заболеваний, ранений, контузий, травм, увечий и их последствий, препятствующих прохождению военной службы или ограничивающих хотя бы временно годность к ней, а также при вынесении постановления о нуждаемости в отпуске по болезни военно - врачебная комиссия одновременно с постановлением о степени годности к военной службе или нуждаемости в отпуске по болезни устанавливает причинную связь заболевания, ранения, контузии, травмы, увечья.

Постановление о причинной связи ранения (контузии, травмы, увечья) выносится на основании достоверных данных (акт, утвержденный командиром части, справка командира или врача части, служебно-медицинская характеристика и другие документы) об обстоятельствах, при которых оно получено.

Военно - врачебная комиссия выносит одно из следующих постановлений:

а) При заболеваниях:

1. Заболевание связано с пребыванием на фронте - если оно возникло в период службы в действующей армии (на флоте) или когда заболевание, возникшее до этого, в период службы в действующей армии (на флоте) достигло такой степени, которая ограничивает годность или приводит к негодности к военной службе.

2. Заболевание получено в период прохождения военной службы - если оно возникло в период прохождения военной службы или когда заболевание, возникшее до военной службы, в период службы достигло такой степени, которая ограничивает годность или приводит к негодности к военной службе.

Сюда же относятся и случаи, когда на фоне последствий травмы, имевшей место до призыва, в период прохождения военной службы развились патологические изменения, которые обусловливают ограниченную годность или негодность к военной службе.

3. Заболевание не связано со службой в Вооруженных Силах СССР - если оно возникло до призыва и когда военная служба не оказала влияния на уже имевшееся заболевание и степень годности к военной службе.

Проверив доводы истца о том, что сведения о заболевании, приведенные справке ВТЭК - "заболевание, полученное в период прохождения службы", соответствуют понятию "военная травма", предусмотренному пп. "а" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565, а не понятию "заболевание получено в период военной службы", данному в пп. "б" п. 94 указанного Положения, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с положениями пп. "а" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" в случаях прямо предусмотренных указанной нормой:

если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;

если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсиииз расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях);

если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинских работников - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;

если у военнослужащего, гражданина, проходящего приравненную службу, возникло поствакцинальное осложнение, вызванное профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям.

б) "заболевание получено в период военной службы":

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу, военные сборы, поступления на военную службу (приравненную службу) по контракту, службу в органы и организации прокуратуры, а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов;

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов в воинских частях, органах или учреждениях, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и военная служба (приравненная служба) в этом государстве не привела к прогрессированию (утяжелению течения) заболевания;

если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов, но на момент освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют;

Представленные истицей Яшиной Л.В., а также имеющиеся в филиале ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» документы не содержат ни одного из оснований, предусмотренных п.п. "а" п. 94 Положения, однако полностью соответствуют описанию, данному в п.п. "б" п. 94 указанного акта – «если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов в воинских частях, органах или учреждениях, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и военная служба (приравненная служба) в этом государстве не привела к прогрессированию (утяжелению течения) заболевания»

Таким образом, понятие «военная травма» - это если увечье (ранение, травма, контузия) получено при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы в период пребывания на фронте, при охране государственной границы в мирное время. Увечье (ранение, травма, контузия) получено при исполнении обязанностей военной службы, а так же результатов поражений, обусловленных воздействием РВ, ИИИ, компонентов реактивного топлива и иных высокотоксичных веществ, источников ЭМП и оптических квантовых генераторов. Нормативными документами по ВВЭ определено, что факт и обстоятельства получения военнослужащим увечья, ранения, контузии, травмы, поражения КРТ, ИИИ, источниками ЭМП должен подтверждаться справкой командира части, составленной не позднее трех месяцев с момента получения увечья (ранения, контузии, травмы). Справка о травме должна храниться в истории болезни или делах ВВК, вынесшей заключение о причинной связи увечья.

Заболевание получено в период прохождения военной службы, если заболевание возникло в период прохождения военной службы (приравненной службы, военных сборов), а также, если заболевание, возникшее до призыва на военную службу (военные сборы) или поступления на военную службу по контракту, в период военной службы достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе и временной) к военной службе.

Заболевание возникло в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях, не входящих в состав действующей армии либо до его убытия за границу в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшиеся заболевание и категорию годности военной службе, увечье (ранение, травма, контузия) получено в результате несчастного случая, не связанного с исполнение обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Заключение о причинной связи увечья, заболевания ВВК выносит на основании справки о травме, выданной командиром воинской части в которой подэкспертный проходил воинскую службу (приравненную службу) или военные сборы в момент получения увечья, заболевания. В случае, если у освидетельствуемого справка о травме отсутствует, ВВК может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения, заболевания: наградные листы, характеристики, выписки из приказов.

В ходе рассмотрения дела по существу суду сторонами не представлено достаточных и допустимых доказательств наличия у Яшина Г.П. военной травмы.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министтров СССР по вопросам труда и заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим на момент выдачи удостоверения Яшину Г.П. соответствующего удостоверения. Утверждена единая форма удостоверения инвалида Отечественной войны, в соответствии с которой утвержден единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий. Пунктом 2 названного Постановления установлено, что удостоверения, выданные членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий до ДД.ММ.ГГГГ, а также удостоверения о праве на льготы, единый образец которых утвержден до ДД.ММ.ГГГГ, действительны для предоставления мер социальной поддержки членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Удостоверение инвалида Отечественной войны является документом, подтверждающим право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.

Удостоверение инвалида Отечественной войны выдается:

Удостоверение инвалида Отечественной войны в последующем тексте настоящей Инструкции именуется "Удостоверение".

- инвалидам Отечественной войны, включая инвалидов из числа партизан Отечественной войны и рабочих и служащих соответствующих категорий, ставших инвалидами в связи с ранением, увечьем или заболеванием, полученными в период Отечественной войны в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно - морских баз и аэродромов, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим согласно специальным постановлениям и распоряжениям Правительства СССР;

- приравненным к инвалидам Отечественной войны другим инвалидам из числа:

военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, и партизан гражданской войны;

граждан, ставших инвалидами в связи с ранением, увечьем или заболеванием, полученными в период пребывания в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа;

лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей.

Примечание. На лицевой стороне обложки удостоверения, выдаваемого инвалидам, приравненным к инвалидам Отечественной войны (абзацы 3 - 6 настоящего пункта), слова: "Отечественной войны" заменяются словами: "о праве на льготы".

Из анализа представленных документов следует, что Яшин Г.П. органами соцзащиты был приравнен к инвалидам Отечественной войны, однако на лицевой стороне удостоверения указано «Удостоверение инвалида Отечественной войны», вместо «Удостоверение о праве на льготы».

Оценивая доводы истца Яшиной Л.В. суд считает необходимым также указать на следующее.

Статьей 4 ФЗ N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеранах" определены лица, которые являются инвалидами Великой Отечественной войны и инвалидами боевых действий (далее также - инвалиды войны), к которым в частности относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно решениям Правительства СССР;

5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

    Анализ п. 2.2. приложения приказа Министерства труда и социальной защиты Тульской области -осн от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения «Инвалид Великой Отечественной Войны»» свидетельствует о том, что изначально заявителями по выдаче вышеуказанных удостоверений являются граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, относящиеся к категории ветеранов, из числа:

военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившихся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизан, членов подпольных организаций, действовавших в период Гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочих и служащих, работавших в районах боевых действий, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в Федеральном законе "О ветеранах";

военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно решениям Правительства СССР;

лиц, привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период (далее - заявители);

лиц, обслуживавших действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

П. 2 ч. 2 ст. 21 вышеуказанного Закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

    Таким образом, Яшина Л.В. является вдовой Яшина Г.П. ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который являлся инвалидом 3-ей группы вследствие увечья, полученного при прохождении срочной службы в 1955 году.

Льготы, предусмотренные ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" для членов семьи инвалида вследствие военной травмы, Яшиной Л.В. предоставляются.

    Анализ законодательства дает суду основания указать, что законодательно определен круг лиц, имеющих статус инвалида Отечественной войны, который не подлежит расширительному толкованию. Яшин Г.П., получивший увечье при прохождении срочной военной службы в 1955 году, не может согласно вышеприведенных норм закона по статусу быть приравнен к категории – инвалид Великой отечественной войны. Факт того, что Яшину Г.П. при жизни были предоставлены льготы и преимущества, предусмотренные ст. 14 ФЗ № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», по мнению суда, означает только предоставление льгот и преимуществ по категории, приравненной к инвалидам в части получения льгот и преимуществ.

    Несмотря на то, что Яшину Г.П. предоставлялись меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны, он не имел статуса инвалида Великой Отечественной войны. Ни к одной из категорий, указанных в ст. 4 ФЗ «О ветеранах» Яшин Г.П. не относился.

Приравнивание инвалидов, получивших травму при исполнении обязанностей военной службы, по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, не дает правовых оснований для присвоения им соответствующего статуса, поскольку законодатель не отождествляет их между собой в полном объеме.

Статьей 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки предусмотрены именно для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки для семей умершего инвалида, получившего травму в связи с исполнением обязанностей военной службы, приравненного по льготам к инвалидам войны.

Такое правое регулирование направлено на повышение социальной защиты граждан, относящихся именно к инвалидам войны, путем предоставления дополнительного обеспечения им, а в случае их смерти членам их семей.

Кроме того, следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, инвалида Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий" утвержден единый образец удостоверения, которое именуется как Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, инвалида Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий. Выдача удостоверения члена семьи (вдовы) инвалида, приравненного к категории инвалид Великой Отечественной войны, о котором фактически заявляет истец Яшина Л.В., законодательством не предусмотрена.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-1812/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Яшина Л.В.
Ответчики
Отдел социальной защиты населения по г.Туле
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Дело на сайте суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
14.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2016Передача материалов судье
16.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2016Судебное заседание
20.07.2016Судебное заседание
02.08.2016Судебное заседание
09.08.2016Судебное заседание
12.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее