Решение по делу № 33-889/2015 от 06.02.2015

Докладчик Александрова А.В. Апелляционное дело № 33-889/2015

Судья Мальчугин А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2015 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Александровой А.В., Савельевой Г.В.,

при секретаре Казаковой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Петрова Л.П. о признании незаконными действий Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, поступившее по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 декабря 2014 года, которым постановлено:

признать незаконными действия Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в части возврата Петрову Л.П. документов, представленных им для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата, без оформления сертификата.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Петров Л.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в части возврата ему документов, представленных для оформления и выдачи государст­венного жилищного сертификата, без его оформления.

Заявление мотивировано тем, что заявитель принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 26 августа 2013 года он был включен в список граждан-участников подпрограммы «Выпол­нение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, уста­новленных федеральным законодательством» на 2014 год. 22 сентября 2014 года Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики возвратило его докумен­ты в администрацию Сутчевского сельского поселения без оформления государственного жилищного сертификата, в связи с тем, что согласно договору дарения от ... 2011 года истец подарил, принадлежащий ему на праве собственности дом, своему брату. Заявитель не согласен с такими действиями, поскольку Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не предусматривают возврата документов и отказ в выдаче сертификата по таким обстоятельствам. Кроме того, дом, который он подарил брату, является ветхим.

Заявитель Петров Л.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, реализовав свое право на участие в деле через представителя.

В судебном заседании представитель заявителя Будникова С.В. заявление поддержа­ла по изложенным в нем основаниям.

Заинтересованное лицо Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики явку своего представителя в суд не обеспечило. В ранее представленном письменном отзыве его представитель просила в удовлетворении заявления отказать по тем основаниям, что ... 2011 года Петров Л.П. подарил своему брату дом по ул. .... В соответствии с п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в случае отчуждения гражданином жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственно­сти, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера соци­альной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью отчужденного жилого помещения. За­ключение о признании данного дома непригодным для проживания не соответствует дей­ствующему законодательству, поскольку в составе комиссии отсутствовал представитель органа государственного контроля в сфере санитарного благополучия населения.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Не оспаривая нуждаемость Петрова Л.П. в улучшении жилищных условий, апеллянт указывает на невозможность выдачи Петрову Л.П. государственного жилищного сертификата до истечения 5 лет с момента отчуждения жилого помещения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя Петрова Л.П. Будниковой С.В., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплено, что определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Некоторые категории граждан, в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, могут улучшить свои жилищные условия с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правительство РФ, в соответствии с действующими конституционными нормами формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

В целях выполнения возложенных функций Правительство РФ приняло Постановление от 17.12.2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", в которую включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".

Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2002 - 2010 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках аналогичной подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной этим Постановлением, осуществляются в порядке, установленном указанными Правилами.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

В статье 44 Правил, устанавливающих порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы указаны документы, которые представляет гражданин - участник подпрограммы для получения сертификата.

Статьей 44(1) Правил предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п. 44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.

Указанных оснований, для отказа Петрову Л.П. в выдаче сертификата, судебной коллегией и судом первой инстанции не установлено.

Как следует из материалов дела Петров Л.П. постановлением администрации ... от ... признан нуж­дающимся в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

22 сентября 2014г. Министерство здравоохранения и социального развития Чуваш­ской Республики письмом возвратила в администрацию ... документы Пет­рова Л.П. В письме указано, что Петров Л.П. подарил ФИО1 дом по ул. .... Кроме того, в учетном деле Петрова Л.П. отсутствуют: заявление с нотариальной записью, заверяющей подпись заявителя и членов его семьи, выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Суд, разрешая исковые требования, применил Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", постановил решение об удовлетворении требований, при этом указал, что дарение дома Петровым Л.П., не может влиять на его нуждаемость, так как указанный дом признан непригодным для проживания.

Учитывая нормы закона, фактические обстоятельства дела, представленные доказательства, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что дарение жилого дома, принимая во внимание, что он признан непригодным для проживания, не может быть признано фактом, указывающим на обеспечение заявителя жилым помещением.

Юридически значимым по делу обстоятельством является установленная в порядке жилищного законодательства нуждаемость заявителя в жилье, имеющего право претендовать на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Истец признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с указанного учета не снят.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что ответчик считает невозможным выдать Петрову Л.П. жилищный сертификат до истечении 5 лет с момента отчуждения им жилого помещения, являются необоснованными, так как истец намеренное ухудшение своих жилищных условий не совершал. Согласно материалам дела, Петров Л.П. имел на праве собственности жилой дом общей площадью 31,2 кв.м., в котором совместно с ним зарегистрированы его брат ФИО1 с 1982 года и трое детей ФИО1: сын ФИО2 с 2003 года и дочери ФИО3с 1997 г. и ФИО4 с 2003 г. Таким образом Петров Л.П. являлся нуждающимся и до заключения договора дарения, так как на его долю приходилось 6,24 кв.м. общей площади жилого дома. В ноябре 2011 года Петров Л.П., оставаясь зарегистрированным в указанном доме, подарил его своему брату ФИО1. В феврале 2012 года дом был признан непригодным для проживания. Следовательно, истец не совершал действий, которые были направлены на намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нотариальной записи нельзя признать обоснованными, так как в материалах дела имеется заявление истца, датированное 06.02.2012 года, содержащее необходимую нотариальную запись (л.д. 23 -25).

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 30 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-889/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Петров Л.П.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Александрова Анастасия Валерьевна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
02.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Передано в экспедицию
10.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее