Дело № 2-2516/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2014 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретаре Бабкиной Е.А.
с участием прокурора Теремковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Н. к А.А. о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
В.Н. обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным иском. В его обоснование указала, что ответчик причинил по неосторожности <данные изъяты> Истец оценивает причиненный ей моральный вред, вызванный гибелью мужа, в сумме <данные изъяты> и просит взыскать ее с ответчика в качестве компенсации.
Истец В.Н.. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Т.Ю. действующий на основании выданной ему доверенности, иск своего доверителя поддержал в полном объеме, пояснил суду, что супруги В. состояли в зарегистрированном браке свыше <данные изъяты> лет, вместе проживали, вели совместное хозяйство, погибший был для истца поддержкой и опорой во всем, в результате преступления, совершенного ответчиком, истец осталась без близкого ей человека.
Ответчик А.А. в судебном заседании с требованием В.Н. согласился, возражал против заявленного истцом размера компенсации, полагает разумной к взысканию сумму <данные изъяты>.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца.
Выслушав доводы Т.Ю. возражения ответчика, заслушав заключение прокурора Теремковой Е.В., полагавшей, что требование о взыскании компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в размере <данные изъяты>, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статья 1100 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Из положений ст.1101 ГК РФ следует, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно руководящим разъяснениям пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
Из материалов дела суд установил, что <данные изъяты> – В.О., ДД.ММ.ГГГГ рождения, работал в должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ В.О. трагически погиб при следующих обстоятельствах.
<данные изъяты>
В результате допущенной А.А. преступной небрежности, а/м «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> вследствие чего последний получил следующие телесные повреждения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Все вышеперечисленные телесные повреждения причинены в короткий промежуток времени и в совокупности являются опасными для жизни, привели к наступлению смерти и поэтому квалифицируются как телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью.
Смерть В.О. наступила от <данные изъяты>, и находится в прямой причинно-следственной связи с неосторожными действиями А.А.
Все вышеперечисленные обстоятельства смерти супруга истца перечислены в <данные изъяты>.
Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
При таких обстоятельствах суд считает, что смерть В.О. находится в прямой причинно-следственной связи с преступными действиями А.А. нарушившего требования правил по охране труда на автомобильном транспорте, что повлекло смерть человека.
Поэтому с ответчика, в пользу истца – супруги погибшего, подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.
Суд считает, что истец вправе требовать от ответчика указанную компенсацию, поскольку претерпела глубокую психологическую моральную травму, связанную с потерей близкого и дорогого человека.
Гибель близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи, а в случае истца, которая лишилась супруга, являвшегося для нее, исходя из объяснений представителя, дорогим и любимым человеком, осуществлявшим заботу о ней, оказывавшим ей всяческую поддержку в жизни, подобная утрата безусловно является тяжелейшим событием в жизни, неоспоримо причинившим нравственные страдания.
В результате трагедии и связанным с этим эмоциональным потрясением, истец испытывала и продолжает испытывать глубокие нравственные страдания, душевные переживания о случившемся, неизгладимой является её боль утраты близкого человека.
Разрешая вопрос о размере денежной компенсации нравственных страданий, испытываемых В.Н.., суд отмечает, что закон не устанавливает ни минимального, ни максимального размера компенсации морального вреда, стоимость человеческих переживаний не высчитывается. Компенсация предназначена для сглаживания нанесенных человеку моральных травм.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ В.Н. и В.О. состояли в зарегистрированном браке, проживали в одном жилом помещении – в доме <адрес>. В семье были хорошие, теплые отношения. Умерший работал в ООО «<данные изъяты>» и его средняя заработная плата (с учетом НДФЛ) за шесть последних месяцев составила <данные изъяты>, что составляло основной доход его семьи, при этом В.О. являлся также получателем государственной пенсии в сумме <данные изъяты>, а В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ не работает, получает пенсию в сумме <данные изъяты>. Как указала в иске истец, в связи со смертью мужа, помимо причиненных ей нравственных страданий, значительно ухудшилось и ее материальное положение.
Ответчик, возражая против размера компенсации, указал на то, что истец не бедствует, а имеет доход от сдачи в аренду имеющейся у нее квартиры. Данный довод ответчик никакими относимыми и допустимыми доказательствами не подтвердил, поэтому суд считает его голословным. Кроме этого, предметом иска является требование, вытекающее из правоотношений неимущественного характера.
При безусловной доказанности вины ответчика в смерти В.О. отсутствии в случившемся какой-либо грубой неосторожности потерпевшего, суд определяет к взысканию денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
Указанная сумма, по мнению суда, соответствует обстоятельствам трагедии, учитывает тяжесть наступивших последствий в виде смерти человека, соразмерна глубине и длительности нравственных страданий истца по поводу утраты близкого человека.
Довод ответчика об отсутствии у него достаточных денежных средств не является препятствие к удовлетворению иска в сумме, определенной судом, и не влечет уменьшение размера компенсации до того размера, который предложил А.А.
На основании изложенного суд выносит решение о частичном удовлетворении иска.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь положениями ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.