Решение по делу № 33-3327/2017 от 23.06.2017

Судья Насибулина Н.Л. Дело №33-3327/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Константиновой М.Р.,

судей Коробейниковой Л.Н., Хохлова И.Н.,

при секретаре Корепановой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 19 июля 2017 года гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Старковой Н. В., Старкову К. А. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности по сдаче жилого помещения в установленном порядке по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании;

по апелляционной жалобе представителя истца Министерства обороны Российской Федерации – Петренко В.В., действующего по доверенности, на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 06 апреля 2017 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Старковой Н. В., Старкову К. А. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Старковой Н.В. и Старкову К.А. о прекращении права пользования ответчиков жилым помещением и выселении их без предоставления другого жилого помещения по адресу: <адрес>.

В обосновании своих исковых требований указало, что на основании ордера , выданного ДД.ММ.ГГГГ САА совместно с членами семьи приобрел право на проживание в указанном жилом помещении. Жилое помещение предоставлено САА на время прохождения службы в Вооруженных Силах РФ. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного и оперативного управления и осуществляет правомочия собственника имущества - права владения, пользования и распоряжения имуществом. Служебные жилые помещения предоставляются по договору найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений, прохождения службы. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. САА умер ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик Старкова Н.В. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 55498 на должности бухгалтера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи со смертью САА, которому предоставлялось спорное жилое помещение и прекращением трудовых отношений Старковой Н.В. с Министерством обороны РФ, ответчики подлежат выселению из служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков направлено уведомление об освобождении жилого помещения, которое оставлено без внимания. До настоящего времени ответчики незаконно проживают в служебном жилом помещении. Просит возложить на ответчиков обязанность по сдаче жилого помещения в установленном порядке по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании.

В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без их участия, на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме.

Ответчики Старкова Н.В. и Старков К.А. исковые требования не признали.

Представитель ответчика Старковой Н.В.Куренков Н.Л. просил в удовлетворении иска отказать, полагает, что в данном случае следует руководствоваться нормами статьи 108 ЖК РСФСР, статьи 13 ФЗ №189 «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», в силу которых ответчики не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Просит применить последствия пропуска трехлетнего срока исковой давности, когда истцу стало известно о нарушении своего права.

Представители третьих лиц ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Отделение (территориальное г. Казань) ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ г. Йошкар-Ола, войсковая часть 55498 в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела без участия их представителей, исковые требования истца поддержали в полном объеме.

С согласия участников процесса суд определил провести судебное заседание при имеющейся явке.

Представитель органа опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Кизнерский район» Ларионова О.Н., исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, указывая, что несовершеннолетний Старков К.А. не имеет другого жилья, выселение и снятие несовершеннолетнего с регистрационного учета по месту жительства лишает несовершеннолетнего возможности реализовать свои права, а именно получать социальные пособия и льготы, поступать на учебу, получать медицинскую помощь, связанные с регистрацией по месту жительства. В настоящее время нет возможности куда-либо переселить ребенка.

Помощник прокурора Кизнерского района, участвующий в деле по поручению военного прокурора, исковые требования поддержал, просил отказать в применении срока исковой давности.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, сославшись на доводы, аналогичные содержанию иска и позиции стороны истца в суде первой инстанции. Не согласен с выводом суда о нарушении истцом порядка отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилому фонду. Кроме того, полагает, что данное обстоятельство не влечет возникновение у ответчиков права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма. Считает, что ответчики не могут быть отнесены к лицам, подлежащим выселению с предоставлением жилого помещения в соответствии с пунктом 4 статьи 108 ЖК РФ. Судом не установлены юридически значимые для дела обстоятельства о том, обладали ли ответчики к моменту введения в действие ЖК РФ статусом лиц, названных в данной статье. Судом не учтено, что материалами дела установлено, что САА, которому представлено спорное служебное жилое помещение в связи с прохождением военной службы, в 2007 году был уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, умер в 2009 году не при исполнении обязанностей военной службы, и на него не распространяются положения статьи 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Увольнение САА с военной службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Право пользования специализированным жильем у членов семьи нанимателя производно от прав нанимателя. В доводах жалобы также ссылается на то, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения ходатайства ответчиков о применении последствий пропуска срока исковой давности, поскольку срок исковой давности не истек, считает, что иск подлежит удовлетворению.

В возражениях на жалобу ответчик Старкова Н.В. и ее представитель Куренков Н.Л. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, приведя доводы, аналогичные возражениям на иск в суде первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решение суда соответствует не в полной мере.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом пропущен срок исковой давности, что само по себе является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (на момент обращения истца в суд с настоящим иском прошло более восьми лет с момента увольнения САА из воинской части). Кроме того, ответчики относятся к категориям лиц, перечисленных в статье 108 ЖК РСФСР (члены семьи военнослужащего), и имеют право на дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введение в действие ЖК РФ».

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.

Как следует из материалов гражданского дела, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Сарапульского района Приволжско-Уральского военного округа МО РФ по решению заседания жилищной комиссии войсковой части 55498 от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), прапорщику САА и членам его семьи жене Старковой Н.В. и сыну Старкову Е.А. предоставлена двухкомнатная <адрес> Удмуртской Республики. Согласно копии поквартирной карточки семья Старковых заселилась в квартиру и зарегистрирована в ней с ДД.ММ.ГГГГ, Старкова Н.В. и Старков Е.А. – по настоящее время.

Согласно трудовой книжке и материалам учетного дела военнослужащего САА принят на службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в школе прапорщиков, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прапорщик САА проходил военную службу в войсковой части 55498.

В соответствии с выпиской из приказа начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при федеральном агентстве по промышленности КВ от ДД.ММ.ГГГГ САА досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта); приказом командира войсковой части 55498 от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части.

ДД.ММ.ГГГГ САА умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик Старкова Н.В. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 55498, уволена по собственному желанию, что подтверждается копией трудовой книжки.

Постановлением главы администрации поселка Кизнер Кизнерского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> включена в число "служебных" квартир в закрытом военном городке пос. Кизнер. Поселок Кизнер Кизнерского района Удмуртской Республики имел статус закрытого военного городка с 01 июня 2000 года, входил в Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года №752-р; исключен из указанного перечня распоряжением Правительства РФ №17 только 11 октября 2011 года.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> пос. К. закреплен на праве оперативного управления с ДД.ММ.ГГГГ за Федеральным государственным казенным учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. В муниципальную собственность спорное жилое помещение не передавалось, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится. Сведений о зарегистрированных правах на спорную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам направлено уведомление об освобождении жилого помещения в течение двух недель с момента получения уведомления. Ответчики Старкова Н.В. и ее несовершеннолетний сын продолжают проживать в спорной квартире по настоящее время.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В силу статье 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 ЖК РФ).

На момент представления семье военнослужащего САА спорного жилого помещения действовал Жилищный кодекс РСФСР, статьями 101, 109 которого также, было предусмотрено, что для временного проживания граждан используются служебные жилые помещения и общежития. Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него, а для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.

Статьей 104 Жилищного кодекса РСФСР было определено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Такие категории военнослужащих установлены нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В частности, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 указанного Закона, отдельным категориям военнослужащих служебные жилые помещения или общежития предоставляются на первые пять лет военной службы или на весь срок военной службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 1999 г. N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством Обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В силу пункта 4 данного Положения, жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащим. При окончании срока действия контракта военной службы военнослужащим жилищный договор прекращает свое действие.

Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что жилищный договор расторгается в случае досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.

Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерат или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 13 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеют право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещениях в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разъяснения по применению указанной нормы даны в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", где, в частности, указано, что статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108, 110 ЖК РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при одновременном наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).

Кроме того, по смыслу приведенных нормативных положений и руководящих разъяснений Пленума ВС РФ право на указанные дополнительные гарантии не должно быть утрачено на момент предъявления требований о выселении.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, судебная коллегия полагает, что у ответчиков прекратилось право пользования спорным служебным жилым помещением, поскольку оно было предоставлено военнослужащему САА и членам его семьи на период его службы в войсковой части 55498 как служебное жилое помещение, трудовые отношения с Министерством обороны Российской Федерации у военнослужащего САА прекращены с 2007 году на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (уволен в связи с невыполнением условий контракта, приказ не оспорен), в связи с чем САА утратил статус военнослужащего, а ответчики утратили статус членов семьи военнослужащего; также прекращены трудовые отношения Старковой Н.В. с воинской частью 55498 по трудовому договору в качестве гражданского персонала по собственному желанию в 2006 году, следовательно, увольнение САА со службы является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, при прекращение договора найма ответчики обязаны освободить жилое помещение, основания для проживания ответчиков в спорном жилом помещении отсутствуют.

В настоящее время ответчики в трудовых отношениях с истцом не состоят, спорное жилое помещение, занимаемое ответчиками Старковой Н.В. и ее несовершеннолетним сыном Старковым К.А., отнесено к специализированному жилищному фонду, ответчики не относятся к категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 07 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положения статьи 13 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к спорным правоотношениям не применимы, поскольку ответчики не относятся к категориям граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, указанным в статье 108 ЖК РСФСР (в том числе в пункте 4, с учетом вышеизложенного), части 2 статьи 103 ЖК РФ; истец, как собственник возражает против их дальнейшего проживания в служебном жилом помещении, в связи с чем исковые требования о выселении ответчиков из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения подлежали удовлетворению.

В соответствии со статьей 7 ФЗ РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и подпунктом «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, вступившее в законную силу решение суда о выселении гражданина из занимаемого жилого помещения является основанием снятия такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства органами регистрационного учета.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Министерства обороны Российской Федерации, суд первой инстанции также по заявлению стороны ответчика применил к спорным правоотношениям срок исковой давности.

При этом суд исходил из того, что трехлетний срок исковой давности для предъявления иска о признании ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении исчисляется со дня увольнения САА с военной службы - с 2007 года, а на момент обращения истца в суд с настоящим иском прошло более 8 лет, что свидетельствует о пропуске срока исковой давности и в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции о применении к рассматриваемым правоотношениям срока исковой давности сделаны с существенным нарушением норм материального права.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Применяя по заявлению ответчика исковую давность, суд исходил из того, что права собственника жилого помещения являются нарушенными с даты увольнения САА с военной службы, поскольку с указанного момента договор найма служебного жилья считается прекращенным, а у наймодателя возникает право требовать выселения ответчика и членов его семьи из незаконно занимаемой квартиры.

Между тем данный вывод суда не основан на законе.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после введения Жилищного кодекса Российской Федерации, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

По смыслу положений статей 103 и 104 ЖК РФ, прекращение трудовых отношений с работодателем (увольнение с военной службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника (увольнения военнослужащего). Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а ордер на служебное жилое помещение, на основании которого члены семьи бывшего военнослужащего САА продолжают занимать служебное жилое помещение, не прекратил своего действия, то оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения САА с военной службы, а равно и оснований применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имелось.

Таким образом, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным в части отказа в удовлетворении иска о прекращении права пользования ответчиком спорным жилым помещением, выселении из него без предоставления другого жилого помещения и снятии ответчика с регистрационного учета в связи с неправильным применением норм материального права, в связи с чем в данной части подлежит отмене.

Апелляционная жалоба истца в указанной части содержит обоснованные доводы и подлежит частичному удовлетворению.

Решение суда первой инстанции в остальной части сторонами не оспаривается, в связи с чем его законность и обоснованность в данной части в силу положений части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае суд второй инстанции связан доводами апелляционной жалобы истца. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 06 апреля 2017 года отменить в части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к Старковой Н. В., Старкову К. А. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, принять в данной части новое решение.

Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Старковой Н. В., Старкову К. А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления жилого помещения удовлетворить.

Прекратить право пользования Старковой Н. В., Старкова К. А. служебным жилым помещением по адресу: <адрес>

Выселить Старкову Н. В., Старкова К. А. из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>

Настоящее решение является основанием для снятия Старковой Н. В., Старкова К. А. с регистрационного учета по адресу: <адрес> органами регистрационного учета.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.

Председательствующий:    

Судьи:    

33-3327/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Министерство обороны РФ
Ответчики
Старкова Н.В.
Старков К.А.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Константинова Марина Рафаиловна
19.07.2017Судебное заседание
03.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2017Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее