№ 2-1135/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2017 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Поповой И.С.,
при секретаре судебного заседания Борисенко С.Н.
с участием истца Фиц В.Э.,
представителя ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) Ефремовой М.В., действующей на основании доверенности от 19 апреля 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фиц В.Э., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка,
У С Т А Н О В И Л:
Фиц В.Э., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В обоснование заявленных требований указывает, что Управлением Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбкова (межрайонное) отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка по категории «дети, проживающие в зоне отселения (с правом на отселение) до переселения», в связи с тем, что ее дочь родилась не в зоне радиоактивного загрязнения. Считает действия ответчика незаконными и необоснованными по тем основаниям, что она, как постоянно проживающая в г. Новозыбкове Брянской области, в период беременности наблюдалась и состояла на учете в женской консультации ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» с 31.01.2017 года по 01.07.2017 года. По медицинским показаниям, так как в Новозыбковской женской консультации опасались за благополучные роды, она была направлена на родоразрешение в перинатальный центр г. Брянска, где находилась под наблюдением врачей с 01.07.2017 года по 12.07.2017 года. В перинатальном центре БОБ №1 г. Брянска 02.07.2017 года она родила ребенка - дочь Арину, в свидетельстве о рождении которой, местом рождения указан г. Брянск. Однако, на протяжении всего срока беременности она проживала в г. Новозыбкове Брянской области и наблюдалась в Новозыбковской женской консультации, в перинатальный центр г. Брянска была направлена в целях обеспечений безопасности ее здоровья и здоровья ребенка, что не может являться основанием для отказа в назначении положенных ей выплат.
Просит суд признать за несовершеннолетней ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по категории «дети, проживающие в зоне отселения (с правом на отселение) до переселения» с 25.07.2017 года, т.е. с момента обращения за указанной выплатой.
В судебном заседании истец Фиц В.Э. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное), возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что согласно ст. 4 Федерального закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС», право на указанную выплату имеют дети, родившиеся в зонах радиоактивного загрязнения (независимо от времени проживания в них), а также за пределами зон радиоактивного загрязнения по причине отсутствия в указанных зонах специализированных лечебных учреждений - родильных домов, в г. Новозыбкове Брянской области родильный дом имеется. В силу того, что ребенок родился вне зоны радиоактивного загрязнения, право на ежемесячную денежную выплату он не имеет.
Выслушав истца, доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Понятие социальной поддержки граждан установлены ст. 4 указанного закона, из которой следует, что социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зонах радиоактивного загрязнения, в т.ч. в зоне с правом на отселение (п.9 ч.1). Указанная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (ч. 5,6).
Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27.1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части 1 статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:
1) в зоне отселения - не менее 1 года;
2) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет;
3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Как следует из материалов дела, Фиц В.Э.. с 23.08.1993 года проживает и зарегистрирована в г. Новозыбкове Брянской области, который относится к зоне с правом на отселение на основании Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зона радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 года.
01 июля 2017 года она находилась в г. Брянске, куда прибыла по направлению врача-гинеколога Новозыбковской женской консультации, родила ребенка, в свидетельстве о рождении которого, местом рождения указан г. Брянск. Данные обстоятельства подтверждаются справкой ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» (л.д.9) и свидетельством о рождении несовершеннолетней ФИО2 (л.д.4). Город Брянск не находится в зонах радиоактивного загрязнения.
С 17 июля 2017 года несовершеннолетняя ФИО2 проживает и зарегистрирована в г. Новозыбкове Брянской области по месту жительства матери Фиц В.Э..
ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) 26.07.2017 года отказало в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка по категории «дети, проживающие в зоне отселения (с правом на отселение) до переселения» в силу того, что указанная выплата предоставляется детям, родившимся в зонах радиоактивного загрязнения, а также детям, родившимся за пределами зон радиоактивного загрязнения, по причине отсутствия в указанных зонах специализированных лечебных учреждений - родильных домов.
Указанные действия ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) нельзя признать законными по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, что установлено ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, является конституционной обязанностью Российской Федерации как социального правового государства, что следует из статей 1, 2, 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53.
Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших в связи с катастрофой на ЧАЭС.
Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П установлено, что федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения прав, может избрать различные способы возмещения вреда - единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Все лица, здоровью которых причинен вред в результате одной и той же техногенной катастрофы, как правило, неустранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет и на определение критериев исчисления размера денежных компенсаций.
Согласно ч.3 ст. 4 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 27.1 названного закона, гарантируется детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение не менее 3 лет, однако условие о необходимости проживания - не менее трех лет, не распространяется на детей, родившихся в зоне проживания с правом на отселение.
Указанное правовое регулирование направлено на осуществление социальной защиты детей, подвергшихся непосредственному радиационному воздействию, позволяет учитывать степень риска, обусловленного радиационным воздействием на ребенка, родившегося и проживающего на территории радиоактивного загрязнения в результате чернобыльской катастрофы.
В судебном заседании установлено, что Фиц В.Э., являющаяся матерью несовершеннолетней ФИО2, в период беременности и до рождения ребенка, постоянно проживала на территории радиационной зоны, наблюдалась и состояла на учете в женской консультации ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» с 31.01.2017 года по 01.07.2017 года, что подтверждается справкой ГБУЗ «Новозыбковской ЦРБ» (л.д.9). Направление истца для родоразрешения в ПЦ БОБ №1 г.Брянска по медицинским показаниям по существу означает отсутствие в г. Новозыбкове специализированного лечебного учреждения, достаточно оснащенного для оказания ей медицинской помощи.
Таким образом, суд полагает исковые требования Фиц В.Э. подлежащими удовлетворению, так как факт рождения ребенка истца в г. Брянске, т.е. не в радиационной зоне, не должен являться препятствием к предоставлению мер социальной поддержки новорожденному ребенку, постоянно проживающему на загрязненной территории, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Фиц В.Э., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка, удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на ежемесячную денежную выплату, предусмотреннуюп.9 ч.1 ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с момента обращения, т.е. с 25 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.С.Попова