ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 07 апреля 2015 г. № 3-22/15

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

при секретаре Куликовой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» от <ДАТА>, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее также ОАО «РЖД») является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 4686 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

<ДАТА> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области осуществлена государственная регистрация права собственности ОАО «РЖД» на указанный земельный участок, о чем выдано свидетельство серии 35-СК №... от <ДАТА>.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.

Приказ вступил в силу со дня официального опубликования, опубликован в официальном печатном издании Вологодской области газете «Красный Север» № 7 от 18 января 2013 года.

Результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов ФИО2 <адрес> внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА>.

Кадастровая стоимость принадлежащего ОАО «РЖД» земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рубля 24 копейки.

ОАО «РЖД», полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, поскольку его кадастровая стоимость, значительно превышающая рыночную, применяется для целей налогообложения, обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В обоснование требований заявитель представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от <ДАТА> №Н-18182/14, выполненный оценщиком ООО «...» А., являющейся членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческого партнерства «...», согласно которому рыночная стоимость на дату кадастровой оценки (02 июня 2012 года) земельного участка с кадастровым номером №... составила ... рублей.

Просило суд пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 4686 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной ... рублей; возместить расходы по уплате государственной пошлины.

Определением судьи от 02 марта 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, муниципальное образование «Город Череповец» в лице мэрии города Череповца Вологодской области.

Представители заявителя ОАО «РЖД» по доверенностям Труш Е.М., Лукинская М.А. в судебном заседании требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поддержали, от требований в части возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины отказались.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Веселова Е.Л. требования не признала. Указала, что Департамент имущественных отношений Вологодской области не является заинтересованным лицом по делу, поскольку законность приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области» заявителем не оспаривается.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности Вдовиченко С.В. требования не признала. Полагала, что оформление и содержание представленного заявителем отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности: в приложении к отчету об оценке отсутствуют копии правоустанавливающих документов; информация, предоставленная заказчиком, не подписана уполномоченным на то лицом и не заверена в установленном порядке; отсутствует информация о социально-экономической ситуации г.Череповца; отсутствует анализ рынка земельных участков г.Череповца на дату оценки. Положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области и мэрии города Череповца Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает категории дел, которые судом рассматриваются в порядке особого производства, то есть в отсутствие спора о праве между заинтересованными лицами.

Основной целью особого производства является установление обстоятельств, имеющих юридическое значение, которые в дальнейшем могут повлиять на возникновение, изменение и прекращение личных и имущественных прав граждан и организаций, а в некоторых случаях - и признание определенных юридических последствий, связанных с установлением этих фактов.

Согласно части 2 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ (далее также Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В абзаце 28 этой же статьи указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный указанной статьей срок.

В соответствии с положениями приведенной нормы закона, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ОАО «РЖД», как налогоплательщика, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности дает ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.

Поскольку целью рассмотрения дел данной категории является установление обстоятельств, имеющих юридическое значение в отсутствие спора о праве, они подлежат рассмотрению в порядке особого производства.

В соответствии с частью 1 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28 - 38 настоящего Кодекса.

Заявитель, не оспаривая достоверности сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости (ГКН) органом кадастрового учета, просит установить его кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 02 июня 2012 года, с целью корректировки своих налоговых обязательств.

Как усматривается из материалов дела, <ДАТА> ОАО «РЖД» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №....

Решением комиссии от <ДАТА> №... заявление ОАО «РЖД» отклонено ввиду того, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от <ДАТА> № Н-18182/14 и положительное экспертное заключение №368-st от <ДАТА> не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно части 5 указанной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, которая в свою очередь устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (часть 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

При этом пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года № 509) установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Именно поэтому статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 3.1.6 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года №871) к полномочиям Департамента отнесено принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков и утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков; решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, и утверждении результатов определения кадастровой стоимости таких объектов недвижимости.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области» кадастровая оценка земель, в том числе земельных участков, принадлежащих заявителю, проведена по состоянию на 02 июня 2012 года.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка заявителем представлен отчет по определению рыночной стоимости земельного участка от <ДАТА> № Н-18182/14, выполненный оценщиком ООО «...» А., являющейся членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческого партнерства «...», на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (02 июня 2012 года).

Оснований ставить под сомнение отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости у суда не имеется, поскольку порядок проведения оценки и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Требования пункта 9 Федерального стандарта оценки №3 «Требования к отчету об оценке» (в приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающих и правоподтверждающих документов) не нарушены, поскольку на странице 50 отчета от <ДАТА> № Н-18182/14 представлена копия свидетельства о праве собственности на объект оценки серии 35-СК №... от <ДАТА>.

В рамках проведения оценки рыночной стоимости земельного участка был реализован сравнительный подход, который определяет стоимость на основании информации о сделках или предложений к продаже. В разделе 8 представленного отчета содержится анализ рынка земельных участков в Вологодской области, включающий в том числе информацию о продаже и ценах земельных участков в г.Череповце по состоянию на дату оценки.

Представленное заявителем кроме того экспертное заключение Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческого партнерства «...» от <ДАТА> №368-st на отчет оценщика ООО «...» А. № Н-18182/14, подтверждает соответствие данного отчета требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также требованиям Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 254.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нем информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости земельного участка, отвечает предъявляемым к нему законодательным требованиям, а потому признает его допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка.

При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость земельного участка может быть пересмотрена и установлена в размере рыночной стоимости на основании отчета оценщика ООО «...» А. от <ДАТА> № Н-18182/14, а потому требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №..., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: 5-10 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 4686 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2015 ░░░░.

3-22/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО "РЖД"
Другие
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Мэрия г. Череповца Вологодской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
13.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2015Передача материалов судье
17.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2015Судебное заседание
10.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2015Дело оформлено
13.10.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.10.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.11.2015Судебное заседание
06.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
07.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее