Дело № 2-1383/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2017 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мирошника С.В.,
при секретаре Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шашкина В.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что с <Дата обезличена> является получателем страховой пенсии по старости, он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, в связи с прохождением военной службы по призыву в районах Крайнего Севера <Дата обезличена>, решением ответчика в перерасчете отказано. Истец с указанным отказом не согласен, просит обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии и включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву <Дата обезличена>.
В судебном заседании истец поддержал свои требования по указанным в исковом заявлении основаниям. Пояснил, что в <Дата обезличена> лодка, на которой он проходил службу, пришла на ремонт в <Данные изъяты>, уволился он из <Данные изъяты>, при этом он был приписан к Северному флоту.
Представитель ответчика Школьникова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении. Пояснила, что поддерживает позицию изложенную в отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии. Указала, что истец был уволен с военной службы из <Данные изъяты>, который не относится к районам Крайнего Севера, а также к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Истцом не соблюдено условие трудоустройства не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Город Сортавала, в котором истец после прохождения службы осуществлял свою трудовую деятельность, не относился к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Согласно материалам дела Шашкин В.Н. с <Дата обезличена> является получателем страховой пенсии по старости.
<Дата обезличена> Шашкин В.Н. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решением ответчика от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> заявителю отказано в установлении повышения к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости с учетом работы на Крайнем Севере, в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Ответчик не нашел оснований для включения Шашкину В.Н. периода прохождения военной службы по призыву <Дата обезличена> в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Частью 6 ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Частью 8 ст.18 указанного Федерального закона определено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Период военной службы учтен ответчиком в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из анализа данных норм права следует, что период действительной срочной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение с военной службы должно состояться в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; поступление на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.
Из представленной архивной справки от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» следует, что Шашкин В.Н. проходил действительную срочную военную службу в войсковой части <Номер обезличен> с <Дата обезличена>, которая дислоцировалась: с <Дата обезличена> в <Данные изъяты> Мурманской области; <Дата обезличена> в г. Кронштадте.
Из трудовой книжки истца следует, что <Дата обезличена> он принят на работу <Данные изъяты> в Сортавальскую электросеть.
Согласно ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), утвердившему Перечень районов Крайнего Севера, <Данные изъяты> Мурманской области входил в данный Перечень (где отражена Мурманская область, за исключением г.Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского горсовета). Город Сортавала Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2226). При этом <Данные изъяты> в указанном Перечне не указан.
Истец был уволен с военной службы в <Данные изъяты>, который не включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, спорный период действительной военной службы истца не может быть учтен в стаж его работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере у него отсутствует.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В. Мирошник
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2017.