Судья: Путилова Н.А. Дело № 33-1102
Докладчик: Пастухов С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 февраля 2016 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Латушкиной С.Б.,
при секретаре: Паниной Т.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе города Новокузнецка Кемеровской области на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 октября 2015 года
по иску Ликстановой Т. Л. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Новокузнецка о неправомерности исключения из специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию, признание решения незаконным и назначении досрочно трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Ликстанова Т.Л. обратилась с иском к Управлению Пенсионного Фонда в Центральном районе г. Новокузнецка о неправомерности исключения из специального стажа работы, дающий право на досрочную пенсию, признание решения незаконным и назначении досрочно трудовой пенсии по старости.
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, и при этом в ее специальный стаж не был засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 3 месяца и 8 дней) в МЛПУ «Центр охраны здоровья матери и ребенка».
В период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности врача-акушера-гинеколога на полную ставку в консультации «Брак и семья», в Центре охраны здоровья матери и ребенка (переименованного ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы г. Новокузнецка в МЛПУ «Центр охраны здоровья матери и ребенка»), а в ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме присоединения в МЛПУ «Зональный перинатальный центр».
Соответственно, отделение, в котором она работала все это время врачом-акушером-гинекологом называлось до ДД.ММ.ГГГГ медико-генетической консультацией Центра охраны здоровья матери и ребенка (ЦОЗМиР), переименованной в последующем в региональную Медико-генетическую консультацию (МГК) Зонального Перинатального Центра, затем, с ДД.ММ.ГГГГ в консультационно-диагностическое отделение Зонального перинатального центра (ЗПЦ), а с ДД.ММ.ГГГГ - в Центр планирования семьи и репродукции Зонального перинатального центра (ЗПЦ).
Работая в одном и том же учреждении, меняющем названия, тем же врачом акушером-гинекологом в период с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени, она осуществляла одну и ту же лечебную деятельность, по охране здоровья населения в рамках своих функциональных обязанностей, которые весь этот период не менялись.
Просила признать незаконным указанное решение ответчика и обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 3 месяца и 8 дней) в МЛПУ «Центр охраны здоровья матери и ребенка», а также назначить ей досрочно страховую пенсию с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Ликстанова Т.Л. не явилась, ее представитель ФИО7, поддержала иск.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе города Новокузнецка Кемеровской области - ФИО8, не признала иск.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30.10.2015 г. постановлено (л.д. 59-66):
Признать незаконным решение комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новокузнецка об отказе в назначении Ликстановой Т. Л. досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новокузнецка включить период работы Ликстановой Т. Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МЛПУ «Центр охраны здоровья матери и ребенка» г. Новокузнецка в должности врача-акушера-гинеколога в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новокузнецка назначить Ликстановой Т. Л. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе города Новокузнецка Кемеровской области - ФИО8, просит отменить решение суда (л.д. 67-68).
Указывает, что суд не принял во внимание, что Списками должностей и учреждений, стаж работы в которых, дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и от 29.01.2002 г. № 781, перечислены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в которых «Центр охраны здоровья матери и ребенка» не предусмотрен, работники данного Центра правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользовались.
Кроме того, в нарушении прямой ссылки в действующем пенсионном законодательстве (п.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (О страховых пенсиях»), суд не учел, что индивидуальные сведения на истца работодателям за период после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета с 20.11.1998 г. по 08.06.1999 г. поданы на общих основаниях.
Представителем Ликстановой Т.Л. - ФИО9, поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д. 72-74).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 4 приведенной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитываемая в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно названному Списку врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно пп. 1 в больницах всех наименований.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 предусматривают, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список).При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старост в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа - 30 лет.Ответчиком засчитано в специальный трудовой стаж Ликстановой Т.Л., как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающему право на досрочную пенсию в порядке пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 23 года 01 месяц 28 дней.Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (08 лет 03 месяца 08 дней) засчитан в трудовой стаж на общих основаниях, т.к. не представлены документы, подтверждающие вид деятельности Центра охраны здоровья матери и ребенка в качестве лечебно-профилактического учреждения.Из трудовой книжки, справки о трудовом стаже Ликстановой Т.Л. видно, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в детскую больницу № детской поликлиники № в должности врача-акушера-гинеколога.ДД.ММ.ГГГГ истец принята переводом в должности врача-акушера-гинеколога детской поликлиники № Детского амбулаторно-поликлинического объединения Центрального района.ДД.ММ.ГГГГ истец переводом была принята на работу врачом-акушером-гинекологом консультации «Брак и семья» в Центр охраны здоровья матери и ребенка.ДД.ММ.ГГГГ Центр охраны здоровья матери и ребенка реорганизовано в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Центр охраны здоровья матери и ребенка» (распоряжение главы администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ №-р).ДД.ММ.ГГГГ МУ «Центр охраны здоровья матери и ребенка» реорганизован в виде присоединения в МУ «Зональный перинатальный Центр» (приказ ГУЗО № от ДД.ММ.ГГГГ).ДД.ММ.ГГГГ консультация «Планирование семьи» переименована в Центр охраны репродуктивного здоровья (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ)ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией МУ «Зональный перинатальный Центр переименован в МЛПУ «Зональный перинатальный центр» (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Новокузнецка).ДД.ММ.ГГГГ отделение охраны репродуктивного здоровья присоединен в медико-генетической консультации (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).ДД.ММ.ГГГГ Ликстанова Т.Л. была уволена.ДД.ММ.ГГГГ МЛПУ «Зональный перинатальный центр» переименовано в МБЛПУ «Зональный перинатальный центр».Ликстанова Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ продолжает работать врачом-акушером-гинекологом в консультативно-диагностическом отделении МБЛПУ «Зональный перинатальный центр».Разрешая спор по существу, проанализировав в совокупности представленные по делу доказательства, суд верно установил, что фактически истица выполняла работу врача-акушера-гинеколога в лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № в части невключения в специальный стаж периода работы Ликстановой Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Центре охраны здоровья матери и ребенка в должности врача-акушера-гинеколога, дающего право на оформление досрочной страховой пенсии и включении указанного периода в специальный стаж истца.Указанные выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной оценке исследованных доказательств и оснований для признания их необоснованными, у судебной коллегии не имеется.Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-11 «О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав гражданина, приобретённых им до 01.01.2002 г., в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, возможна по нормам ранее действующего законодательства.В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывающем в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.Согласно п.1 вышеуказанного списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» это право было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953).Таким образом, до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» стаж работы истицы в Центре охраны здоровья матери и ребёнка подлежал включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.Доводы жалобы о том, что отсутствуют сведения, подтверждающие вид деятельности и статус Центра охраны здоровья матери и ребенка в качестве лечебно-профилактического учреждения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами и материалами дела.Решением N 215 от 06.09.1990 года Новокузнецкого городского Совета народных депутатов "Об организации Новокузнецкого межведомственного центра охраны здоровья матери и ребенка" был организован в межведомственный центр охраны здоровья матери и ребенка.На основании свидетельства о государственной регистрации предприятия № зарегистрировано лечебно-профилактическое учреждение «Центр охраны здоровья матери и ребенка».Согласно Уставу лечебно-профилактического муниципального учреждения «Центр охраны здоровья матери и ребенка» (зарегистрированного 12.01.1994 г.) лечебно-профилактическое муниципальное учреждение «Центр охраны здоровья матери и ребенка» является правопреемником Центра охраны здоровья матери и ребенка г. Новокузнецка и создается для удовлетворения потребности населения города и прилегающих сельских поселений в качественных медицинских услугах: медико-генетической, специализированной стационарной и амбулаторной акушерско-гинекологической помощи и лабораторной диагностики (п. 2.1.).
Предметом деятельности учреждения является процесс оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, проведение профилактических мероприятий и других видов помощи (п. 2.2. Устава).
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что МУ «Центр охраны здоровья матери и ребенка» являлся учреждением здравоохранения.
Доказательств обратного ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Кроме того, судом были обоснованно не приняты доводы ответчика о применении при определении права истца на льготную пенсию Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 г. № 35, поскольку данный приказ имеет название «об оплате труда работников здравоохранения РФ», не определяет порядка предоставления пенсионных льгот, носит ведомственный характер и не может вносить изменения в Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 646.
Предоставление работодателем сведений о стаже работы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях, на что указывается в апелляционной жалобе, не может являться основанием для нарушения ее прав на пенсионное обеспечение.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со ст. 67 ГПК РФ дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 октября 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе города Новокузнецка Кемеровской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: