К делу № 2-2522/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2012 года Адлерский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего - Надрага В.Л.,
при секретаре – Мочаровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Савельевой Л.А., ФИО1, Савельева А.А. к Департаменту городского хозяйства Администрации г.Сочи, Администрации Адлерского района города Сочи об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Савельева Л.А., ФИО1, Савельев А.А. обратились в Адлерский районный суд г. Сочи с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства Администрации г.Сочи, Администрации Адлерского района города Сочи об оспаривании действий.
В обосновании своих требований истица указала, что согласно постановления главы администрации Адлерского района города Сочи № 100/19 от 25 февраля 1987 года, она состоит в списке муниципальной подведомственности граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в Адлерском районе города Сочи. В течение всего периода времени (в течение 26 лет) ее жилищные условия улучшены не были. По настоящее время истица жила в бараке со своими детьми и внуками в условиях не соответствующих санитарным нормам и правилам. Согласно извещения от 13.05.2005 года Савельева Л.А. составом семьи 3 человека (ее сыновья ФИО2, Савельев А.А.) принята на учет для улучшения жилищных условий, согласно которому порядковый номер очереди по общему учету №, по льготному списку одиноких матерей №.
Так в настоящее время семья истицы, состоит из пяти человек: мать- Савельева Л. А., сыновья - Савельев А.А., Савельев А.А., несовершеннолетние внуки- Савельева А.А., ФИО3, и в настоящее время они фактически проживают на улице.
Так согласно ст. 12 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» указано, что каждый гражданин, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязан не реже одного раза в пять лет проходить перерегистрацию какого-либо типа.
Так 28 апреля 2005 года Савельева Л.А. прошла перерегистрацию очередности, согласно которой она состоит в списке муниципальной подведомственности граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в Адлерском районе города Сочи под № - в списке «Одинокие матери», как следует из ответа главы администрации Адлерского района города Сочи от 05.05.2010 года № 1220.
Однако как указано в данном ответе согласно ст. 17 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», не учитывается право на внеочередное (первоочередное, преимущественное, своевременное) предоставление жилых помещений (обеспечение жильем), на обеспечение жильем в установленный срок либо на обеспечение жильем, выделяемым целевым назначением, которое было предусмотрено ранее действовавшими нормативными правовыми актами, при ведении учета таких граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде.
На основании чего распоряжением главы администрации Адлерского района города Сочи от 18.01.2010 года № 2-р упразднены списки очередников «одинокие матери», «многодетные семьи» и «семьи при рождении близнецов».
В связи с чем, право на внеочередное получение жилого помещения как «одинокая мать» истица утратила.
Однако с вышеуказанным распоряжением истцы не согласны, и считают его незаконным и нарушающим их права свободы.
Так в соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Истцы считают, что распоряжение главы администрации Адлерского района города Сочи от 18.01.2010 года № 2-р «Об упразднении списков очередников «одинокие матери», «многодетные семьи» и «семьи при рождении близнецов» не соответствует требованиям жилищного законодательства.
В силу п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
При этом в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым «жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье имелось основание на первоочередное предоставление нуждающимся в улучшении жилищных условий одиноким матерям.
После вступления в силу ЖК РФ и применения его к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г. урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ. ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В связи с чем истица, считает, что Администрацией Адлерского района г. Сочи при издании данного распоряжения в части исключения истицы из списка льготной очереди были нарушены ее права.
В 2010 году истцы обратились в МУП КПС Адлерского района города Сочи по вопросу перерегистрации и внесении изменений в составе семьи с предоставлением необходимых документов. Однако в принятии документов с целью перерегистрации их очередности было отказано, в обосновании своего отказа указали, что отдел, занимающийся данной категорией очередников не сформирован.
При дальнейших обращениях к главе администрации Адлерского района города Сочи стало известно, что данный отдел передан в департамент городского хозяйства администрации города Сочи. Однако до настоящего время по предоставленной документации по вопросу перерегистрации и внесения изменений в состав семьи, Департамент городского хозяйства администрации города Сочи не произвел перерегистрацию и изменения состава семьи, согласно документации, предоставленной за 2010 год. Так согласно справке о составе семьи от 10.08.2010 года истицей были предоставлены сведения для перерегистрации членов ее семьи состоящей из пяти человек: мать - Савельева Л.А., сыновья- Савельев А.А., Савельев А.А. и несовершеннолетние внуки Савельева А.А., ФИО4
Так в настоящее она предоставила документы в отдел по учету граждан категорий муниципальной подведомственности с заявлением «Об изменении состава семьи» с просьбой включить в состав семьи внуков ФИО6, Савельеву А.А., ФИО3 и внести изменения в учетные данные, как состоящей на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Адлерскому району города Сочи.
Согласно ответа Департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 50.07,2012 года, усматривается, что подготовлен проект постановления администрации города Сочи «О внесении изменений в учетные данные ФИО5, состоящей на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещений по Адлерскому району города Сочи, который проходит процедуру согласования.
Однако незаконный отказ Департамента городского хозяйства администрации города Сочи в перерегистрации и внесения изменений в состав семьи за 2010 год нарушает права истцов, а также права малолетнего ребенка ФИО4
Несмотря на наличие проекта постановления, проходящего процедуру согласования, несовершеннолетние Савельева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., должны быть включены в состав семьи и соответственно внесены изменения в учетные данные Савельевой Л.А., как состоящей на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Адлерскому району города Сочи с 2010 года.
Так в соответствии со ст. 11 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655- КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», учет нового члена семьи в качестве нуждающегося в килом помещении в составе семьи малоимущего гражданина, а также в составе семьи, принятой на указанный учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, производится в соответствии с положениями настоящего Закона, с учетом оснований, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.
Кроме того связи с тем, что очередь для улучшения жилищных условий двигается крайне медленно, а семья увеличилась, истица приватизировала свою жилую площадь 29,2 кв.м., из которых 10 кв.м. продала. А остальная жилая площадь была распределена между ней и ее младшим сыном Савельевым А.А., 1984 г.р. Денежные средства, полученные от продажи доли квартиры истица потратила на строительство дома на земельном участке, прилегающем к дому, который впоследствии постановлением административной комиссии Адлерского района города Сочи № 481 от 05.05.2000 года признан самовольным строением. Многолетние попытки узаконить данное домовладение не возымели результата.
Решением Адлерского районного суда города Сочи от 12.12.2011 года по делу № по иску администрации Адлерского района города Сочи к ФИО5 о сносе самовольной постройки - исковые требования по делу № по иску администрации Адлерского района города Сочи к Савельевой Л.А. о сносе самовольной постройки - исковые требования Администрации города Сочи удовлетворены. Савельева Л.А. обязана осуществить снос самовольной постройки - двухэтажного жилого дома литер Ж размерами 10,0X7,0 м по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу 24.01.2012 года. Так признать права собственности на постройки не представилось возможным по вине Департамента имущественных отношений города Сочи, который не исполнил свои обязательства по формированию жильцами многоквартирного жилого дома земельного участка в собственность, которым люди пользовались в течение почти 30 лет.
Так при принятии решения о сносе одноэтажного многоквартирного жилого дома барачного типа <адрес> не был решен вопрос о предоставлении семье истицы другого жилого помещения.
Решением Адлерского районного суда города Сочи от 14.06.2011 года по делу №по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года к Савельеву А.А. об изъятии в собственность РФ недвижимого существа для федеральных нужд путем выкупа исковые требования удовлетворены – объект недвижимого имущества 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру №, общей площадью 48,3 кв.м <адрес> принадлежащего на праве собственности Савельеву А.А. изъят для федеральных нужд в собственность РФ путем предоставлении взамен изымаемого недвижимого имущества квартиры, общей площадью 35,45 кв.м.дома № 27 <адрес>. ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» обязана перечислить Савельеву А.А. денежную сумму в размере 676405 рублей. Также Савельев А.А. данным решением обязан освободить объект недвижимого имущества от движимого имущества и лиц, находящихся по указанному адресу, путем вселения в жилое помещение, предоставленного взамен изъятого. Решение суда вступило в законную силу.
Однако изымая объект недвижимого имущества интересы остальных лиц, зарегистрированных по вышеуказанной квартире - членов семьи истцов, в том числе малолетних детей учтены не были. Финансовой возможности обеспечить себя иным жильем не имеют.
Свой отказ предоставления иным членам семьи жилого помещения в своих ответах Департамент краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года обосновывает тем, что вопрос по предоставлению жилья гражданам в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того в настоящее время истцы вынуждены проживать в пристройке к жилому дому Литер Ж, подлежащего сносу по решению суда.
Также решением Адлерского районного суда города Сочи от 18.07.2012 года по делу № исковые требования ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья» удовлетворены в полном объеме.
В соответствии с данным решением, Савельева Л.А. обязана устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, площадью 4583, путем освобождения помещения в пристройках к одноэтажному многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>.
Истцы считают, что нарушены их права.
Истица Савельева Л.А. в судебное заседание явилась, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель истцов Бородина Н.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель Администрации Адлерского района г.Сочи Кириндась О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации г.Сочи в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи и детства Администрации г.Сочи в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
Представитель третьего лица Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя.
Суд, изучив материалы дела, считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как установлено в судебном заседании согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Администрация города Сочи обеспечивает жилыми помещениями по договорам социального найма малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, состоящих в списке муниципальной подведомственности.
Истцы состоят на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту жительства в Адлерском районе города Сочи с 25.02.1987 года, составом семьи три человека: истица и сыновья - ФИО2, Савельев А.А.. Учетный номер в списке муниципальной подведомственности 856. Право на внеочередное предоставление жилого помещения не имеют.
Муниципальное жилое помещение по договору социального найма будет предоставлено в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
Ранее, с 25.02.1987 года истица состояла в списке очередников «Одинокие матери».
17 декабря 2009 года Главой города Сочи принято распоряжение № 1370-р «Об упразднении списков очередников «Одинокие матери», «Многодетные семьи» и «Семьи при рождении близнецов», состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию внутригородских районов города Сочи, согласно которому главе администрации Адлерского района дано поручение упразднить вышеуказанные списки.
Распоряжением главы администрации Адлерского района города Сочи от 18.01.2010 года № 2-р упразднены списки очередников «Одинокие матери», «Многодетные семьи» и «Семьи при рождении близнецов», состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Адлерского района города Сочи с исключением граждан из вышеуказанных списков.
Согласно части 2 статьи 17 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ не учитывается право на внеочередное (первоочередное, преимущественное, своевременное) предоставление жилых помещений (обеспечение жильем), на обеспечение жильем в установленный срок либо на обеспечение жильем, выделяемым целевым назначением, которое было предусмотрено ранее действовавшими нормативными правовыми актами, приведении учета граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно сведений градостроительной базы данных земельный участок по адресу: <адрес> затрагивает предполагаемые границы земельных участков объекта Программа строительства олимпийских объектов и развития города как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 года № 991 и в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 года № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга-Сочи до границы с Абхазией.
В соответствии с ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно пункта 11 Постановления Главы города Сочи от 27.05.2009 года № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» полномочиями по подготовке проектов постановлений администрации города Сочи по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, занятых многоквартирными жилыми домами наделен департамент имущественных отношений администрации города Сочи.
На оснований вышеизложенного, согласно действующему законодательству, и в связи с тем что испрашиваемый земельный участок является частью придомовой территории <адрес>, оформление прав на него без учета всего земельного участка при многоквартирном доме не представляется возможным.
В соответствии с ч. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд, приходит к выводу о правомерности решения главы администрации Адлерского района г.Сочи об отказе в предоставлении Савельевой Л.А. жилого помещения в целях улучшения жилищных условий по льготному списку очередников «Одинокие матери».
Статьей 258 ГПК РФ определена реализация решения об оспаривании действий, если суд установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены в случае суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Савельевой Л.А., ФИО1, Савельева А.А. к Департаменту городского хозяйства Администрации г.Сочи, Администрации Адлерского района города Сочи об оспаривании действий - отказать.
Решение может быть обжаловано крайсуд через райсуд в течение месяца.
Судья: /подпись/.