Дело № 2а-2574/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 марта 2017 года дело по административному исковому заявлению администрации МО ГО «Сыктывкар» к Межрайонному ОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по РК от ** ** ** в размере .... за неисполнение добровольно в срок постановления о возбуждении исполнительного производства № ... от ** ** ** сославшись на невозможность исполнения решения в установленный срок.
Административные ответчики, извещённые о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Представитель административного истца Матюшева К.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица прокурор Жижина А.А. против заявленных требований не возражала.
Административный ответчик- МОСП по ИОВИП УФССП по РК в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено при рассмотрении дела, решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по делу № ... на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанности в срок не позднее ** ** ** обеспечить безопасные условия бесперебойного дорожного движения путем обустройства дорожной инфраструктурой проезда к земельным участкам, расположенным на улицах ..., выделенных администрацией МО ГО «Сыктывкар» для индивидуального жилищного строительства.
Взыскателю был выдан исполнительный лист серии ... от ** ** **, который предъявлен к принудительному исполнению.
** ** ** судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в отношении Администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производства №...
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, Администрация МО ГО «Сыктывкар» предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор.
** ** ** постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником администрацией МО ГО «Сыктывкар».
В течение срока для добровольного исполнения Администрацией МО ГО «Сыктывкар» решение суда не исполнено.
** ** ** судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми ... А.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере ...
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, составляет 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно частям 6, 7 статьи 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 2 резолютивной части названного Постановления максимальный размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Данная мера – исполнительский сбор – является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из представленных суду писем Департамента финансов следует, что администрация МО ГО «Сыктывкар» как бюджетное учреждение не имеет собственных денежных средств, имущество, учитываемое на балансе администрации, находится в оперативном управлении. В Администрации МО ГО «Сыктывкар» на исполнении находится значительное количество исполнительных документов по взысканию денежных средств за счет казны МО ГО «Сыктывкар». В настоящее время имеется значительный дефицит местного бюджета.
Кроме того, благоустройство инфраструктуры проездов к запрашиваемым участка включено в план мероприятий по обустройству инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков.
Учитывая степень вины должника, выразившейся в неисполнении в срок исполнительного документа, сложного финансового положения должника, размер взысканного исполнительского сбора, предпринятые истцом меры для исполнения решения суда, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора в пределах, установленных ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь ст. 185-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Уменьшить до .... размер исполнительского сбора, взысканного с администрации МО ГО «Сыктывкар» постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Коми от ** ** ** по исполнительному производству № ...
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Попов А.В.