Дело № 2-563/2015
Р Е Ш ЕН И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 12 февраля 2015 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :
председательствующего судьи Макаровой Е.В.
при секретаре Буряк Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масловой ФИО14 и Маслова ФИО15 к администрации города Тамбова о признании постановления не законным в части и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Маслова Н.П. и Маслов Д.А. обратились в суд с иском к администрации города Тамбова о признании постановления незаконным в части и возложении обязанности, указав в заявлении, что они признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения. Ежегодно срок действия этого статуса Управление ФМС России по Тамбовской области им продлевает в соответствии с положениями п.4 ст.5 ФЗ «О вынужденных переселенцах», потому что до сих пор они не имеют своего жилья.
Являясь вынужденными переселенцами из Таджикистана и не имея жилья на территории России, решением администрации *** они по заявлению были приняты на жилищный учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления, то есть с *** года. В тот период были зарегистрированы по месту пребывания на территории *** у знакомых, поэтому и подали заявление в администрацию ***, где оставались зарегистрированными до *** года. Из-за того, что собственник жилья, где они регистрировались, отказал им в продлении регистрации, и администрация *** отказала им в содействии зарегистрироваться, администрация города Тамбова зарегистрировала их по месту пребывания в маневренном фонде по ***-***, а проживают на частной квартире.
Оставаясь не обустроенными, они обратились в жилищный комитет администрации гор. Тамбова о включении их семьи в список нуждающихся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами».
Постановлением администрации г.Тамбова от *** *** они приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, но их заявление о принятии на учёт по дате подачи первичного заявления, то есть с *** года, отклонено.
Кроме того, на жилищный учет в составе семьи не принята ФИО2, *** года рождения, (дочь истца-ФИО15) по причине отсутствия статуса вынужденного переселенца.
В связи с чем, истцы обратились с иском (с учетом уточнения) к Администрации г. Тамбова и Управлению инвестиций Тамбовской области об обязании администрации города Тамбова включить их семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления с ***; а также обязании администрации города Тамбова включить в состав их семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, несовершеннолетнюю ФИО2, *** года рождения.
Решением Ленинского районного суда гор. Тамбова от *** в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от *** решение Ленинского районного суда от *** в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации г. Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области о возложении обязанности по включению семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления отменено и в этой части принято новое решение, которым постановлено обязать администрацию г. Тамбова признать Маслову Н.П. с составом семьи два человека (она и сын – Маслов Д.А.) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «вынужденные переселенцы» с даты первоначальной постановки на учет – 09 октября 2001 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением администрации города Тамбова от 26.11.2014 г. № 10245 Масловым отказано в изменении состава семьи и в постановке на очередь отдельной семьей по списку «Вынужденные переселенцы» Масловой Н.П. с составом семьи 1 человек и ФИО2 с составом семьи три человека (он, дочь, 2010 г.р., сын 2014 г.р.) с 09.10.2001 г., поскольку по данному списку на очереди состоит ФИО4 с составом семьи 2 человека (она и сын Маслов Д.А.) с 18.11.2013 г.
Истцы, считают постановление администрации г. Тамбова в данной части незаконным, поскольку ФИО2 перестал быть членом семьи ФИО4, создав другую семью. Однако, он не утратил статуса вынужденного переселенца и право состоять на учете в данном качестве с 09.10.2001 года.
Его семья состоит из четырех человек (он, супруга и двое несовершеннолетних детей - ФИО2, *** г.р., и ФИО3, ***
Он, Маслов Д.А., не утратил статус вынужденного переселенца, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ***, с *** по *** Несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу: ***, микрорайон «Южный», ***., квартиронанимателем которой является родственник супруги, в этой квартире зарегистрировано всего шесть человек.
Масловы в исковом заявлении указали, что учитывая порядок формирования по региону сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилищном обустройстве, в соответствии с нормами жилищного законодательства при распределении и выдаче ГЖС должна учитываться дата принятия семьи на жилищный учет, то есть с 09.01.2001 г., независимо от места нахождения муниципального образования в пределах одного региона.
В соответствии с подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы, имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с п.17 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина – участника подпрограммы признаются следующие граждане:
б) в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
В связи с изложенным истцы считают, что семья Маслова Д.А. в составе трех человек (он и двое несовершеннолетних детей) и семья Масловой Н.П. с составом семьи один человек имеют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях как самостоятельные семьи.
Просят обязать администрацию г. Тамбова семью Масловой Н.П. с составом семьи 1 человек, и семью Маслова Д.А. с составом семьи 3 человека (он, дочь- ФИО2, *** г.р., и сын - ФИО3, *** г.) в списке «Вынужденные переселенцы» нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить в раздельную очередь с включением в список участников программы «Жилище» на получение государственного жилищного сертификата с 09.10.2001 года
15 января 2015 г. истцы исковые требования уточнили и просили признать пункт 6 постановления № 10245 от 26.11.2014 г. об отказе в выделении из состава семьи незаконным, а также обязать администрацию г. Тамбова выделить из состава семьи Масловой Н.П. сына Маслова Д.Н. и сохранить за ним право состоять в списке «Вынужденные переселены», нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельной семьей из трех человек (он, дочь – ФИО2, 2010 г.р., сын – ФИО3, 2014 г.р.) с 09 октября 2001 года.
В судебном заседании ФИО4 исковые требования поддержала по тем же основаниям, пояснив, что её сын Маслов Д.А. живет отдельной семьей и ведет отдельное хозяйство. Она же с мужем проживает по месту пребывания по адресу : ***, кВ. ***
Истец Маслов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по тем же по основаниям с учетом уточнения, и пояснил, что он с женой и детьми фактически проживает в ***, где у детей постоянная регистрация.
Представитель ответчика администрации г. Тамбова Каменева Е.С. в суде уточненные исковые требования не признала не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, и пояснила, что постановлением администрации города Тамбова от 26.11.2014 № 10245 п. 6 Масловой Н.П. отказано в выделении из состава семьи сына Маслова Д.А. и сохранении за ним права состоять отдельной семьей из трех человек (он, дочь, ***.р., сын, *** г.р.) с 09.10.2001, так как разделение очереди не предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании решения Ленинского районного суда города Тамбова от 31.03.2014 Маслова Н.П. признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами с 09.10.2001 с составом семьи 2 человека она, сын - Маслов Д.А.
Маслова Н.П. с сыном Масловым Д.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, собственником которой является сын ФИО10 Жена сына ФИО2 и двое детей зарегистрированы в ***, мкр. «***», ***, которая принадлежит родителям жены.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Тамбовской области от 20.07.2005 N 342-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования, а также иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тамбовской области, и признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Дети истца Маслова Д.А. зарегистрированы и проживают в Тамбовском районе, а не в городе Тамбове, в связи с чем, не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как члены семьи Маслова Д.А. на территории города Тамбова.
Маслов Д.А. и Маслова Н.П. состоят на очереди «вынужденные переселенцы» в администрации г. Тамбова с 08.11.2013, соответственно они не могут быть поставлены на эту очередь раньше, чем были на нее приняты с 09.10.2001г. Кроме того, Маслов Д.А. в 2001 году был несовершеннолетним и согласно действующему законодательству не мог быть самостоятельно поставлен на данную очередь, а только совместно с матерью.
Более того, не могут быть поставлены на учет администрацией г. Тамбова с данного времени, то есть с 09.10.2001г., дети истца Маслова Д.А., поскольку на 2001 года они еще не родились. На основании изложенного просила в иске Масловым отказать.
Представитель третьего лица Управления инвестиций Тамбовской области Урюпин А.В. в суде возражал против удовлетворения иска по тем же основаниям, и пояснил, что первоначально суд признал за Масловой Н.П. и Масловым Д.А. право быть участниками программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории городского округа – г. Тамбов Масловы были признаны лишь в сентябре 2013 года. Сводный список на получение жилищного сертификата формируется в той последовательности, когда граждане были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а не когда стали участниками программы. Кроме того, Маслов Д.А. в 2001 года был несовершеннолетним и согласно действующему законодательству не мог быть поставлен на данную очередь самостоятельно, а только совместно с матерью, поскольку несовершеннолетние дети действуют только через своих законных представителей – родителей.
Кроме того, дети Маслова не могут быть поставлены на учет с 2001г., так как они родились намного позже, поэтому поставить их в очередь с этого момента невозможно. Факт того, что истцы являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, не оспаривал.
Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1,2 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
О праве на жилище говорится и в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 года» (с изменениями и дополнениями), функция обустройства вынужденных переселенцев передана органам местного самоуправления.
На основании списков, полученных из органов местного самоуправления, орган исполнительной власти – Управление инвестиций Тамбовской области формирует сводные списки граждан, изъявивших желание на получение государственных сертификатов на соответствующий год.
В рамках реализации права вынужденных переселенцев на получение государственных жилищных сертификатов, Управлением ведется «Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье)» по установленной форме.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» (ранее действовала федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы) с 2006 г. установлена новая форма государственной поддержки вынужденным переселенцам в обустройстве в виде предоставления им субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.
Иные формы государственной поддержки в обустройстве вынужденных переселенцев (предоставление жилья, безвозмездных субсидий, беспроцентных возвратных ссуд) не финансируется.
В соответствии с подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы, имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В силу подп. "б" п. 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы, членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Согласно разъяснению Минрегионразвития России N ВФ10/8-1565 от 7 декабря 2012 г. членами семьи гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата.
В суде установлено, что истцы с 13.08.2001 года имеют статус вынужденных переселенцев, что подтверждается удостоверениями вынужденного переселенца. Данный статус подтверждается ежегодно. Одним из оснований признания вынужденным переселенцем в соответствии с законом РФ «О вынужденных переселенцах» является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
На основании пп.4 п.1 ст.7 Закона РФ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» вынужденные переселенцы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Как вышеприведенная норма Закона РФ «О вынужденных переселенцах», так и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 ( в редакции постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005г. № 865), а также Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153? к числу условий необходимых для получения вынужденным переселенцем социальной выплаты на приобретение жилья, относят нахождение вынужденного переселенца на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилых помещений.
Администрация г.Тамбова на основании заявления Масловой Н.П. приняла семью Масловой Н.П. в составе: она и сын Маслов Д.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» с 08.11.2013года, то есть с даты обращения, что подтверждается копией постановления администрации города Тамбова от 08.11.2013 № 9356.
Постановлением Администрации г. Тамбова № 10992 от 23.12.2013 года семья Масловой Н.П. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации г.Тамбова от 08.11.2013 года № 9356 они приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, но их заявление о принятии на учёт по дате подачи первичного заявления, то есть с 09.10.2001 года, отклонено.
Кроме того, на жилищный учет в составе семьи не принята ФИО2, *** года рождения, (дочь истца-Маслова ФИО15) по причине отсутствия статуса вынужденного переселенца.
В связи с чем, истцы ранее обращались в суд с иском к администрации г. Тамбова и Управлению инвестиций Тамбовской области об обязании администрации города Тамбова включить их семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления с 09 октября 2001 года; а также обязании администрации города Тамбова включить в состав их семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, несовершеннолетнюю - ФИО2, *** года рождения.
Решением Ленинского районного суда гор. Тамбова от 31.03.2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21.07.2014 г. решение Ленинского районного суда от 31.03.2014 г в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации г. Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области о возложении обязанности по включению семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления отменено и в этой части принято новое решение, которым постановлено обязать администрацию г. Тамбова признать Маслову Н.П. с составом семьи два человека (она, сын – ФИО2) участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории граждан «вынужденные переселенцы» с даты первоначальной постановки на учет – 09 октября 2001 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившие в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же стороны.
Постановлением администрации города Тамбова от 26.11.2014 г. № 10245 Масловым отказано в изменении состава семьи и в постановке на очередь отдельной семьей по списку «Вынужденные переселенцы» Масловой Н.П. с составом семьи 1 человек и Маслова Д.А. с составом семьи три человека (он, дочь, 2010 г.р., сын, 2014 г.р.) с 09.10.2001 г. поскольку по данному списку на очереди состоит Маслова Н.П. с составом семьи 2 человека (она и сын Маслов Д.А.) с 18.11.2013 г.
Маслова Н.П. с сыном Масловым Д.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, собственником которой является сын ФИО10 Жена сына Маслова Д.А. и двое детей постоянно зарегистрированы в ***, мкр. «***», ***, которая принадлежит родителям жены.
ФИО2 просит исключить его из состава семьи матери и поставить его на учет с составом семьи 3 человека (он, дочь, сын) с 09.10.2001. Однако Маслов Д.А. в 2001 году был несовершеннолетним и согласно действующему законодательству не мог быть самостоятельно поставлен на данную очередь, а только совместно с законным представителем, в данном случае с матерью. Дети ФИО13 – ФИО2 и ФИО3, также родились гораздо позже в 2009 и 2014 годах соответственно. Следовательно, оснований для выделения с 09.10.2001г. Маслова Д.А. из состава семьи ФИО4 и сохранении за ним права состоять на учете отдельной семьей из трех человек (он, дочь, 2009г.р. и сын, 2014г.р.) с 09.10.2001г. у администрации г. Тамбова не было. В связи с чем, пункт 6 постановления администрации № 10245 от 26.11.2014г. не может быть признан незаконным и в иске следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Маслов Д.А. в 2001 году был несовершеннолетним и согласно действующему законодательству не мог быть самостоятельно поставлен на данную очередь, а только совместно с матерью.
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Масловой ФИО14 и Маслова ФИО15 к администрации города Тамбова о признании пункта 6 постановления № 10245 от 26.11.2014 г. об отказе в выделении из состава семьи и возложении обязанности выделить из состава семьи Масловой Н.П. сына Маслова Д.Н. и сохранить за ним право состоять в списке «Вынужденные переселены», нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельной семьей из трех человек (он, дочь – ФИО2, сын – ФИО3,) с 09 октября 2001 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Макарова
Решение в окончательной форме принято 17 февраля 2015 года.
Судья Е.В. Макарова