Судья Елизарова С.А. Дело №21-131 АК-2017 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Р Е Ш Е Н И Е13 июня 2017 года г. Курск
Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Богатикова Ю.А. на решение судьи Обоянского районного суда Курской области от 03 мая 2017 года, вынесенное по жалобе ООО «Курскоблнефтепродукт» на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Богатикова Ю.А. от 07.11.2016г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Общества с ограниченной ответственностью «Курскоблнефтепродукт» (ООО «Курскоблнефтепродукт»), ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>
у с т а н о в и л а:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Богатикова Ю.А. от 07.11.2016г. № юридическое лицо ООО «Курскоблнефтепродукт» (далее - Общество) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды химическими веществами - нефтепродуктами на используемых Обществом территориях Обоянского цеха (земельный участок, площадью <данные изъяты> га), расположенного по адресу: <адрес> и Курского цеха (нефтебазы) (земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м), расположенного по адресу: <адрес>, содержание нефтепродуктов в почве которых превышает нормативы качества окружающей среды, что нарушает требования ст.42 Земельного Кодекса РФ, ч.1 ст.34, ч.ч.1, 2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Решением судьи Обоянского районного суда Курской области от 03 мая 2017г. постановление по делу об административном правонарушении от 07.11.2016г. №311\1-з отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи Обоянского районного суда, старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Курской области Богатиков Ю.А. подал жалобу, в которой просит об отмене решения, как незаконного и возвращении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Богатикова Ю.А., поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя Управления Росприроднадзора по Курской области по доверенности Угрюмовой Е.В., возражения на жалобу защитника ООО «Курскоблнефтепродукт» Дятлова Э.В., судья Курского областного суда приходит к выводу об отмене решения судьи районного суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст.24.1, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья обязан всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом. Событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежат обязательному выяснению (ст. 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны земель (почв).
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, то есть привнесение в землю нехарактерных для нее физических и химических, биологических веществ, соединений, организмов.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 указанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводит мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отменяя постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Богатикова Ю.А. от 07.11.2016г. №-з и прекращая производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, судья районного суда исходила из того, что 05.07.2011г. Общество привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ за порчу земель нефтепродуктами, в том числе на территории промплощадок Курского и Обоянского цехов и 11.07.2011г. ООО «Курскоблнефтепродукт» было выдано предписание в срок до 01.01.2013г. выполнить мероприятия по восстановлению земельных участков от загрязнения нефтепродуктами. Требования данного предписания не были исполнены и 23.11.2015г. Обществу выдано новое предписание о необходимости в срок до 01.12.2016г. выполнить мероприятия по восстановлению от загрязнения нефтепродуктами земельных участков на территориях Обоянского и Курского цехов. Наличие предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, срок исполнения которого не истек, по выводу судьи Обоянского районного суда, исключает возможность привлечения лица к административной ответственности за неисполнение той же обязанности, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении от 07.11.2016г. №-з, вынесенное по результатам проверки ООО «Курскоблнефтепродукт», проведенной в октябре 2016 года, т.е. до истечения срока исполнения предписания, является незаконным.
С таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
Как усматривается из материалов дела, предписание от 23.11.2015г., в соответствии с которым ООО «Курскоблнефтепродукт» обязано в срок до 01.12.2016г. выполнить мероприятия по восстановлению от загрязнения нефтепродуктами земельных участков на территориях Обоянского и Курского цехов, было вынесено на основании акта проверки от 23.11.2015г. №, в котором имеется ссылка на протоколы от 10.11.2015г. №П\77-15 и протокол №П\70-15, которыми установлено загрязнения земельных участков нефтепродуктами в различной степени кратности превышения. При проведении в соответствии с ежегодным планом проведения проверок Управления Росприроднадзора по Курской области плановой выездной проверки ООО «Курскоблнефтепродукт» в октябре 2016 года протоколами результатов анализа проб почвы от 07.10.2016г. №П\76-16 и №П\77-16 установлены новые факты превышения норматива качества окружающей среды в поверхностном слое почвы. Ранее за допущенные в 2011 году факты порчи земель нефтепродуктами, в том числе на территории промплощадок Обоянского и Курского цехов Общество действительно привлекалось к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ на основании постановления старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора от 13.07.2011г. №. Вместе с тем, производственно-хозяйственная деятельность на территориях Обоянского и Курского цехов Обществом не прекращалась. Проверками органа государственного надзора в сфере природопользования и после привлечения Общества к административной ответственности были установлены новые факты загрязнения используемых земельных участков нефтепродуктами, что являлось основаниями для выдачи юридическому лицу предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Курскоблнефтепродукт» для выполнения мероприятий по восстановлению земельных участков от загрязнения химическими продуктами был установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой, проведенной в 2015 году, в деятельности Общества вновь установлены аналогичные нарушения природоохранных требований и выдано новое предписание от 23.11.2015г. о выполнении мероприятий по восстановлению от загрязнения нефтепродуктами земельных участков на территориях Обоянского и Курского цехов со сроком исполнения до 01.12.2016г., что само по себе не освобождает от обязанностей по соблюдению требований законодательства и не относится к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение ООО «Курскоблнефтепродукт» к административной ответственности за аналогичное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в 2011 году и невыполнение Обществом требований предписаний Управления Росприроднадзора по Курской области не имеют правового значения для данного дела.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание изложенное, решение судьи районного суда подлежит отмене, ввиду существенного нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ), что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а дело по жалобе ООО «Курскоблнефтепродукт» на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Богатикова Ю.А. от 07.11.2016г. № о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «Курскоблнефтепродукт» следует возвратить судье на новое рассмотрение, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
Р Е Ш И Л А:
Решение судьи Обоянского районного суда Курской области от 03 мая 2017г. отменить, дело по жалобе ООО «Курскоблнефтепродукт» на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Богатикова Ю.А. от 07.11.2016г. №-з о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО «Курскоблнефтепродукт» возвратить в тот же районный суд на новое рассмотрение.
Судья Курского областного суда И.Н. Переверзева