Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2257/2019 по административному исковому заявлению Ируцкого С.А. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
с участием представителя Ируцкого С.А. по доверенности Петрушовой Е.Н.,
у с т а н о в и л:
Ируцкий С.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2018 года в размере 4 427 333 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 02 октября 2019 года в размере 2 056 379 рублей.
В обоснование заявленных требований Ируцкий С.А. указал, что является собственником и долевым собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Петрушова Е.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица: Усатов Александр Иванович, Маньковская Елизавета Станиславовна, Васякина Ольга Валериевна, Саврина Оксана Владимировна, Плескацевич Любовь Николаевна, Канивец Андрей Владимирович, Садовина Екатерина Владимировна, Мазин Анатолий Геннадиевич, Лысов Александр Алексеевич, Бурцев Дмитрий Алексеевич, Гончаров Сергей Анатольевич, Зоркальцев Борис Павлович представили суду письменный отзыв, в котором не возражали против удовлетворения заявленных требований, просили рассматривать дело без их участия.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Ируцкому С.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 172,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кроме того, на праве общей долевой собственности Ируцкому С.А. и Усатову А.И., Маньковской Е.С., Васякиной О.В., Савриной О.В., Плескацевич Л.Н., Канивецу А.В,, Садовиной Е.В., Мазину А.Г., Лысову А.А., Бурцеву Д.А., Гончарову С.А., Зоркальцеву Б.П. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 533,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 28 августа 2018 года в размере 14 856 747,33 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 02 октября 2019 года в размере 4 794 475 рублей 06 копеек.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений и считая свои права нарушенными, 06 ноября 2019 года Ируцкий С.А. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 27 октября 2019 года независимым оценщиком ФИО1
Указанным отчетом рыночная стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 28 августа 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 4 427 333 рубля, и по состоянию на 02 октября 2019 года для нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 2 056 379 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 28 августа 2018 года, на 02 октября 2019 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых помещений.
Для оценки оценщик сравнительный и доходный подходы. От применения затратного подхода оценщик мотивированно отказался.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенного в рамках выбранных оценщиком подходов. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2018 года, на 02 октября 2019 года, на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости установленной отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 06 ноября 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Ируцкого С.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 533,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2018 года в размере 4 427 333 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 172,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 02 октября 2019 года в размере 2 056 379 рублей.
Датой обращения Ируцкого С.А. в суд считать 06 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 2 декабря 2019 года.