АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
28 декабря 2010 года
№ дела
А46-10719/2010
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьи Крещановской Любови Александровны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Готовцевой Ю.Е.
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Анисимова Сергея Александровича,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска,
о признании недействительными решения от 30.03.2010 № 10799738,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Мелиховой О.В., действующей на основании доверенности от 31.03.2009 (паспорт);
от налогового органа – Стельмуховой Ю.Н., действующей на основании доверенности от 19.07.2010 № 12361 (служебное удостоверение УР № 640863); Кузнецова В.В., действующего на основании доверенности от 29.01.2009 № 1515 (служебное удостоверение УР № 340100);
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель Анисимов Сергей Александрович (далее по тексту – заявитель, ИП Анисимов С.А., налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска (далее по тексту – налоговый орган, заинтересованное лицо) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2010 № 10799738 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 01.06.2010 № 16-18/01103 ЗГ в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) за неуплату (неполную уплату) земельного налога за 2008 год в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 450 089 руб. 40 коп., начисления пеней по состоянию на 30.03.2010. предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 1 776 404 руб.
В обоснование заявленной позиции заявитель сослался на определение Конституционного Суда Российской Федерации 03.02.2010 № 165-О-О и указал на то обстоятельство, что доначисление земельного налога за 2008 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ИП Анисимову С.А., в размере 357 214 011 руб. 06 коп. неправомерно, в связи с тем, что налоговая база по земельному налогу на 2008 год в установленном действующим законодательством порядке утверждена по состоянию на 01.01.2008 не была. Кроме того, представителем ИП Анисимова С.А. подчеркнуто, что указанное нарушение приводит к тому, что налогоплательщику вменяется в обязанность уплата не установленных действующим законодательством налогов, что противоречит в первую очередь положениям Конституции Российской Федерации.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска в представленном отзыве, возражая против удовлетворения заявленных требований, обосновала свою позицию ссылкой на постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее по тексту – Постановление № 174-П), которым, по мнению налогового органа, утверждены результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость, в том числе, земельного участка, принадлежащего ИП Анисимову С.А. Представитель заинтересованного лица подчеркнул, что указанная характеристика земельного участка утверждена до начала налогового периода, что, соответственно, позволяло налогоплательщику исполнить свою обязанность по расчету и уплате земельного налога сообразно указанному Постановлению № 174-П.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
ИП Анисимову С.А., согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.04.2008 серии 55 АВ № 668498, принадлежит земельный участок площадью 96 753,00 кв.м, с кадастровым номеров 55:36:16 01 03:3005 с разрешенным использованием: для производственных целей относящийся к землям населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 1-этажного здания. имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, улица 1-я Красной Звезды, дом 61. Основанием для регистрации права собственности послужил договор купли-продажи земельного участка от 13.11.2007 № 1643/2007.
ИП Анисимовым С.А. в налоговый орган представлены расчеты по авансовым платежам за 2 и 3 кварталы 2008 года, а также годовая декларация за 2008 год, в которых сумма авансовых платежей и налога исчислена в размере 0 руб.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска проведена выездная налоговая проверка ИП Анисимова С.А. по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты: налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход, налога на доходы физических лиц (налоговый агент), единого социального налога, единого социального налога (работодатель), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (работодатель), страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, транспортного налога, налога на имущество, а также земельного налога за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 05.03.2010 № 18-01-43/4.
Названный акт выездной налоговой проверки послужил основанием для принятия налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2010 № 10799738, которым ИП Анисимов С.А. привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 600 119 руб. 20 коп., по пункту 1 статьи 126 НК РФ в в идее штрафа в размере 50 руб., ему доначислен земельный налог в размере 3 000 596 руб. 00 коп., а также начислены пени по состоянию на 30.03.2010 в размере 610 483 руб. 78 коп. В решении налоговый орган указал, что кадастровая стоимость земельного участка 55:36:16 01 03:3005, указанная налогоплательщиком в представленных документах, не соответствует кадастровой стоимости данного земельного участка по сведениям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П.
Не согласившись с названным решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска налогоплательщик. в порядке предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Омской области решением по апелляционной жалобе от 01.06.2010 № 16-18/01103 ЗГ изменило решение от 30.03.2010 № 10799738 и привлекло заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 450 089 руб. 40 коп., указало размер недоимки по земельному налогу как 2 250 447 руб. 00 коп. и предложило уплатить пени, согласно требованию об уплате.
Требование об уплате в адрес налогоплательщика не выставлялось, поэтому суммой пени, вменяемой к уплате ИП Анисимову С.А. следует считать сумму первоначально указанную в оспариваемом решении от 30.03.2010 № 10799738, то есть 610 483 руб. 78 коп.
Считая, что принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска решение от 30.03.2010 № 10799738 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 01.06.2010 № 16-18/01103 ЗГ не соответствует нормам действующего законодательства, является необоснованным и нарушает его права и законные интересы, ИП Анисимов С.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, в своей совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела документы и доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению частично, исходя из нижеследующего.
На основании статьи 388 НК РФ ИП Анисимов С.А. является плательщиком земельного налога.
Положениями пункта 1 статьи 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При этом, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 1 статьи 390).
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как то установлено пунктом 3 статьи 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Пунктом 10 указанного Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Правительство Омской области, во исполнение соответствующих норм действующего законодательства, приняло Постановление № 174-п, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению, определяющему средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового обозначенного района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
Из указанного следует, что, названным Постановлением № 174-П в редакции от 19.12.2007 утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования. При этом, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С учетом норм Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 (дата вступления в силу 20.02.2008) № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» результаты проведения кадастровой оценки земель подлежат доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта календарного года. При этом, в силу названного Постановления № 52, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в предусмотренном законом порядке. Кроме того, необходимые сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
С учетом положений Постановлением мэра г. Омска «Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г.Омске» информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликована 29.02.2008 в газете «Третья столица» № 10(432).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит обоснованным то обстоятельство, что у налогоплательщика имелась возможность исчислить и уплатить свои налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом, поскольку, учитывая изложенный порядок, процедура доведения необходимых сведений для целей налогообложения прав и законных интересов налогоплательщика не нарушает. Указанное свидетельствует о неосновательности довода ИП Анисимова С.А., заявленного относительно невозможности применения в целях исчисления своей налоговой обязанности в части земельного налога Постановления Правительства Омской области № 174-П.
Обозначенные выводы свидетельствуют о неправомерности применения налогоплательщиком для целей налогообложения за рассматриваемый период кадастровой стоимости, которая определена согласно Указу Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, зарегистрированном в Минюсте Российской Федерации от 26.07.2007 № 9913, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
Пунктами 10 и 11 указанного Административного регламента установлено, что после утверждения результатов кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Учитывая изложенное, ссылка заявителя на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О не является обоснованной в настоящем случае, поскольку как уже указывалось выше, источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, при этом, на начало налогового периода сведения о кадастровой стоимости земельного участка имелись в кадастре и действия по из внесению незаконными признаны не были.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее.
Из материалов дела следует, что при доначислении ИП Анисимову С.А. земельного налога налоговый орган руководствовался информацией, поступившей из Управления Роснедвижимости по Омской области, согласно которой на настоящий момент кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005 составляет 357 214 011 руб. 06 коп.
При этом, как уже было обозначено выше, на основании положений Постановления Правительства Омской области № 174-П (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которое подлежит применению в настоящем случае, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Материалами выездной налоговой проверки, в том числе кадастровым планом земельного участка от 29.05.2007 № 39/07-1632, видом разрешенного использования является «для производственных целей», площадь его составляет 96 753 кв.м, кадастровая стоимость 357 214 011 руб. 06 коп.
Как следует из текста приложения к Постановлению № 174-п к 9-му виду разрешенного использования отнесены «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», в связи с чем принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3005принадлежит к 9-му виду разрешенного использования, и соответственно, в отношении него установлен средний удельный показатель кадастровой стоимости размером 3 503 руб. 43 коп./кв.м
Если произвести расчет кадастровой стоимости, как то предусмотрено нормами Постановления № 174-П, и умножить величину площади рассматриваемого земельного участка на его средний удельный показатель кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования, то получится величина кадастровой стоимости в размере 338 967 362 руб. 80 коп.
Необходимо отметить, что налоговый орган по результатам проверки произвел доначисление земельного налога заявителю из расчета кадастровой стоимости в размере 357 214 011 руб. 06 коп.
Согласно представленному налоговым органом в настоящее судебное заседание расчету, где им произведены необходимые вычисления путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель по виду разрешенного использования в размере 3 503 руб. 43 коп./кв.м и площади земельного участка в размере 96 753 кв.м, получается, что кадастровая стоимость будет равна 338 967 362 руб. 80 коп., то при расчете суммы доначисляемого налога с учетом указанного метода и величины кадастровой стоимости налоговый орган пришел к следующим значениям: налог к уплате за 2008 год в сумме 2 135 494 руб., пени за нарушение срока уплаты налога в сумме 397 321 руб. 76 коп., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 427 098 руб. 80 коп.
Из материалов проверки, в том числе из текста оспариваемого решения от 30.03.2010 № 10799738 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 01.06.2010 № 16-18/01103 ЗГ следует, что налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения и ему доначислены налог, штраф и пени в суммах, превышающих представленный расчет и не соответствующих установленному порядку исчисления кадастровой стоимости, которая является одним из основополагающих элементов, используемых для целей налогообложения в части земельного налога.
Таким образом, поскольку при доначислении налога на землю налоговый орган принял во внимание кадастровую стоимость, которая больше кадастровой стоимости, исчисленной в обозначенном выше формате, то данное обстоятельство повлекло нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Указанное является основанием для частичного удовлетворения требований заявителя, поскольку налоговым органом при проведении расчетов использован неверный показатель кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю.
С учетом сумм, приведенных налоговым органом в решении Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 01.06.2010 № 16-18/01103 ЗГ, а также того обстоятельства, что размер пени не был пересчитан заинтересованным лицом, после изменения оспариваемого решения вышестоящим налоговым органом, суд считает не основанным на законе доначисление налогоплательщику земельного налога за 2008 год в размере 114 953 руб. 00 коп., пени, начисленной за нарушение срока уплаты земельного налога в размере 213 162 руб. 02 коп., а также привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 22 990 руб. 60 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска подлежит признанию недействительным в указанной части. В остальной части оснований для признания оспариваемого решения недействительным суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требования индивидуального предпринимателя Анисимова Сергея Александровича (ИНН 550510081436, ОГРН 305550535700020) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2010 № 10799738 удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска от 30.03.2010 № 10799738 недействительным в части привлечения индивидуального предпринимателя Анисимова Сергея Александровича к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 22 990 рублей 60 копеек, доначисления ему земельного налога за 2008 год в размере 114 953 рубля 00 копеек, а также начисления пени в размере 213 162 рубля 02 копейки, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска, зарегистрированной по адресу: 644020, Омская область, город Омск, улица Ф. Крылова, дом 2а, в пользу индивидуального предпринимателя Анисимова Сергея Александровича, 03.02.1982 года рождения, уроженца города Омска (ИНН 550510081436, ОГРН 305550535700020), зарегистрированного по адресу: 644043, Омская область. город Омск, улица Чайковского, дом 6, квартира 43, государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А. Крещановская