Судья Шишкин А.Г. адм. дело № 33а–4971/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 14 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Клюева С.Б., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Ивановой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области Клоковой О.И. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 21 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Помещиков А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании решения Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области от 22.09.2015 № 1 являлся председателем данного Собрания представителей.
16.11.2018 Собранием представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области принято решение № 38 «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области», согласно которому, Помещиков А.Ю. с 16.11.2018 освобожден от занимаемой должности председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области.
По мнению административного истца, решение об освобождении от должности председателя Собрания представителей принято с нарушением требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, поскольку в оспариваемом решении не указаны основания, по которым он освобождается от должности, а также неисполнение каких ограничений или обязанностей, предусмотренных законом, им были допущены как председателем Собрания представителей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Помещиков А.Ю. просил суд признать незаконным решение Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.11.2018 № 38 «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области», обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 21 февраля 2019 года административное исковое заявление Помещикова А.Ю. удовлетворено.
Признано незаконным и отменено решение Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.11.2018 № 38 «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области».
В апелляционной жалобе председатель Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области Клокова О.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Помещикова А.Ю. – Дяченко Ю.Б. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель административного ответчика – Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации – часть 3 статьи 34 названного Федерального закона.
В силу статьи 35 (части 1 и 1.1) Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В соответствии с частью 4 статьи 7 названного выше Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 43).
Пунктом 8 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что уставом муниципального образования должны определяться, в том числе и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Помещиков А.Ю. на основании решения № 1 Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области от 22.09.2015 был избран на должность председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области.
Согласно статье 39 Устава сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области председатель Собрания представителей поселения избирается на срок полномочий Собрания представителей поселения.
Пунктом 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определен перечень оснований к досрочному прекращению полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; 9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; 10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом – пункт 10.1 статьи 40.
В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района – пункт 10.2 статьи 40.
Как следует из материалов дела, решением Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области от 16.11.2018 № 38 Помещиков А.Ю. освобожден от должности председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Регламентом Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей от 20.10.2015 № 6, и Уставом сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области.
Между тем, в оспариваемом решении Собрания представителей не указаны основания, по которым административный истец освобождается от должности председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области.
В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Устава сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, председатель Собрания представителей может быть освобожден от должности лишь по основаниям, указанным в п. 10 ст. 40 названного Закона, ч. 10 ст. 39 Устава сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области. Однако таких оснований в оспариваемом решении не указано.
Согласно пункту 10 статьи 39 Устава сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, председатель Собрания представителей может быть досрочно освобожден от должности в случае неисполнения ограничений и запретов и неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Иных оснований освобождения от должности председателя Собрания представителей Устав не предусматривает и расширительному толкованию не подлежит.
Разрешая заявленные административным истцом требования, учитывая положения вышеприведенных норм, принимая во внимание, что в оспариваемом решении не указаны основания, по которым Помещиков А.Ю. освобождается от занимаемой должности председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, а также неисполнение каких ограничений или обязанностей, предусмотренных законом, им были допущены как председателем Собрания представителей, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое решение противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставу сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, нарушает права и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, суд обоснованно удовлетворил требования Помещикова А.Ю. о признании незаконным решения Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области от 16 ноября 2018 г. № 38.
Доводы апелляционной жалобы председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области Клоковой О.И. о том, что освобождение Помещикова А.Ю. от занимаемой должности председателя Собрания представителей принято в результате ненадлежащего выполнения им возложенных на него обязанностей, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку оснований, по которым административный истец освобожден от занимаемой должности, в оспариваемом решении Собрания представителей не указано.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке выводов суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 21 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Собрания представителей сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области Клоковой О.И. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи