Дело № 2-580/11
Решение
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 года г. Владивосток
Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края Шевякова Н.В. при секретаре Бурлаковой Е.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Монастыршина А.И. к Военному комиссариату Приморского края о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1.3,
установил:
Монастыршин обратился в суд с иском к Военному комиссариату Приморского края о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3. В обоснование требований указал, что с 06 апреля 1991 года является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации. Пенсионное обеспечение осуществляется Военным комиссариатом Приморского края на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет с учетом районного коэффициента. С 1992 года и впоследствии, с введением в действие закона, пенсия назначалась с применением районного коэффициента 1,3. С января 1999 года Военный комиссар Приморского края без извещения и разъяснения причины, в нарушение Закона снизил районный коэффициент с 1,3 до 1,2. О данном снижении стало известно из расчетных листков в 2010 году. Как стало известно, причиной снижения коэффициента явилось письмо заместителя Министра Обороны РФ от 22.07.1999 № 26/3/737. Считают изменение составляющих пожизненно назначенной пенсии незаконным. Согласно ст.49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии военных пенсионеров подлежат пересмотру в случае повышения стоимости жизни оплаты и труда в соответствии с законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений населения, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости. Других оснований для пересмотра назначенной пенсии данным Законом не установлено. Уменьшение районного коэффициента, установленного на момент выхода на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии. Такие действия ответчика допускают произвольное вмешательство в их права на получение назначенной пенсии в полном объеме, закрепленное в ст.6 Конвенции и ст.1 Протокола к ней, что противоречит приведенным нормам права и ст.17 Конституции. Указанное правонарушение причинило им вред, который согласно ст.1064 ГК РФ подлежит возмещению в полном объеме. Так как в соответствии со ст.58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, просят восстановить их право с 01.01.99 на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3 и взыскать с ответчика сумму долга, а также обязать выплачивать пенсию впредь с учетом районного коэффициента 1,3.
В судебное заседание истец не явились. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в его отсутствие. Руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Представитель ответчика по доверенности Каленская Л.Д. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения. Пояснила, что согласно ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионная надбавка, которую истцы просят пересчитать с районным коэффициентом 1,3 в расчет пенсии не включается и никогда не включалась. Указанная надбавка до 01.07.02 применялась при исчислении денежного довольствия военнослужащих, правила расчета которого к исчислению пенсии не применяются так как регулируются другими нормативно-правовыми актами. Согласно ст.48 указанного Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных ст.45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Статьей 10 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» единый районный коэффициент по производственным и непроизводственным отраслям в отношении отдаленной местности не устанавливается. Для непроизводственных отраслей районный коэффициент установлен постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.11.67 № 512/П-28 в размере 1,2. Так как централизовано единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент не устанавливался, до его утверждения применяются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденные Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец является военными пенсионером, чье пенсионное обеспечение осуществляет Военный комиссариат Приморского края.
С момента назначения пенсии, она начислялась и выплачивалась истцу в применением районного коэффициента 1,3.
Начиная с 01.01.99, пенсия стала выплачиваться с применением районного коэффициента 1,2.
Как следует из ст.39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон).
В соответствии со ст.43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьей 48 Закона предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период их проживания в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1032 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 20.11.67 № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным нормативным актам размер районного коэффициента в Приморском крае составляет 1,2.
Статьей 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям» закреплено, что лицам, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. При этом, данный районный коэффициент и порядок его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений финансируемых соответственно за счет средств бюджетных субъектов РФ и муниципальных бюджетов.
Решением исполкома Приморского краевого совета народных депутатов от 13.09.1991 №263 «О районных коэффициентах» в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 №76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» предоставлено право предприятиям и организациям по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить минимальный размер районного коэффициента в размер 1,3 к заработной плате рабочих и служащих.
Таким образом, в Приморском крае установлен районный коэффициент 1,3 для производственных и непроизводственных отраслей, однако данный размер, во первых не является единым районным коэффициентом, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, во вторых он установлен для учреждений, финансируемых за счет средств бюджетных субъектов РФ.
Поскольку выплата пенсий лицам, уволенным с военной службы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, при начислении пенсий подлежат применению районные коэффициенты, установленные федеральным законодательством.
Так как нормативно-правовой акт, устанавливающий размеры районных коэффициентов до настоящего времени Правительством Российской Федерации не принят, продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, в том числе и Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и президиум ВЦСПС от 28.11.67 № 512/11-28.
Следовательно, исчисление пенсии с 01.01.99 с применением районного коэффициента 1,2 соответствует действующему законодательству. Применение же районного коэффициента 1,3 производилось ошибочно.
С учетом этого требования истцов об исчислении им пенсии с применением районного коэффициента 1,3 и взыскание недоплаченной пенсии за период с 01.01.99 необоснованны.
При этом доводы истцов о том, что применение районного коэффициента в размере 1,2 в нарушение статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола к ней повлекло снижение размера пенсии, признаются судом несостоятельными. В связи с тем, что размер пенсии исчисляется из оклада по должности, воинскому и специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, размер пенсии, начиная с 01.01.99 года, не снизился. Так как районный коэффициент не входит в составляющие пенсии, исчисление ее с 01.01.99 с учетом районного коэффициента 1,2 не является перерасчетом, в том смысле, который заложен в статью 49 Закона.
Кроме того, по смыслу правовых положений Конвенции не допускается возможность лишения или ограничения прав человека, предоставленных ему законом. Произвольное применение к пенсиям истцом районного коэффициента противоречит закону, в связи с чем, приведение их в соответствии с требованиями законодательства не может расцениваться как лишение или ограничение прав человека.
На основании изложенного, исковые требования Монастыршина удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска Монастыршину А.И. о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1.3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Шевякова Н.В.