Дело № 2-2754/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего судьи Камышановой А.Н.
при секретаре Чепурной Т.В., с участием истца Котолкян Г.Г., его представителя Котолкян Г.Г., представителя ответчиков администрации городского округа город Волжский Волгоградской области и комитета земельных ресурсов администрации городского округа город Волжский Волгоградской области Новожиловой Е.А.
13 июля 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском гражданское дело по исковому заявлению Котолкяна Г.Г. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, комитета земельных ресурсов администрации городского округа город Волжский Волгоградской области о признании незаконными ненормативные акты органа местного самоуправления и восстановлении нарушенного права,
У С Т А Н О В И Л:
Изначально Котолкян Г.Г. обратился в суд с иском к администрации городского округа горд Волжский Волгоградской области (администрации) о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления восстановлении нарушенного права. В обосновании иска указал, что .... обратился в администрацию с заявлением о выделении земельного участка площадью .... кв. метров, расположенного по адресу: .... с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства офисного здания. К заявлению он приложил изготовленную за его счет схему расположения земельного участка. Указанный земельный участок расположен в границах муниципального образованиям г. Волжский, муниципальной собственности, свободен от застроек. В двухнедельный срок администрация в нарушение Земельного кодекса РФ не ответило на его обращение, что, по мнению Котолкян Г.Г., нарушает его права на разумные сроки рассмотрения обращений. Кроме того, указывает, что правовых оснований для отказа в предоставление испрашиваемого земельного участка у администрации не имеется. Просил признать незаконным бездействие администрации, выразившиеся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ему земельного участка площадью .... кв.м. с предварительным согласованием места размещения объекта строительства офисного здания на земельном участке, расположенном по адресу: .... Возложить на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия в соответствии с законом решения о предоставлении ему указанного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства офисного здания.
В последующем истец уточнил исковые требования, просил признать незаконными бездействие комитета земельных ресурсов администрации городского округа города Волжский Волгоградской области в виде издания письма .... от .... о необходимости дополнительного запроса информации, постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от .... .... «О принятии решения о проведении торгов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков» в части принятия решения о проведении торгов по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв. метров по адресу: .... Обязать администрацию городского округа город Волжский Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Котолкяна Г.Г. путем принятия в соответствии с законом решения о предоставлении ему земельного участка ориентировочной площадью .... кв.метров с предварительным согласованием места размещения объекта строительства –офисного здания в районе земельного участка, расположенного по адресу: ....
Определением суда от .... к участию в деле в качестве соответчика был привлечен комитет земельных ресурсов администрации городского округа города Волжский Волгоградской области.
В судебном заседании истец и его представитель Котолкян Г.Г. поддержали уточненные исковые требования, просили их удовлетворить. Пояснив, что у администрации и комитета земельных ресурсов не имеется законных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка и выставление его на торги, так как заявок от иных лиц на земельный участок не поступало.
Представитель ответчиков – администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области и комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области – Новожилова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указывая в возражениях, что земельный участок, испрашиваемый истцом, расположен в зоне общественно-деловой застройки административного центра районного уровня (ОД2), на нем разрешено строительство офисных зданий. Истцу не было отказано в предоставлении земельного участка, но после того как он подал заявку администрацией было принято решение выставить спорный участок на торги. Не отрицала, что заявок от других лиц желающих выделения спорного земельного участка в администрацию не поступало. Пояснила, что администрация не допустила бездействие, выразившиеся в не предоставлении Котолкяну Г.Г. в двухнедельный срок ответа на заявление, так как администрацией проводились ряд подготовительных действий по предварительному согласованию места размещения объекта.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, считает исковые требования Котолкяна Г.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.31 Земельного Кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно ч.4 ст.27 Земельного Кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
ч.5 ст.27 ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 38 Земельного Кодекса РФ: ч.1 предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В судебном заседании установлено, что .... Котолкян Г.Г. обратился к главе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью .... кв.метров, расположенного по .... с предварительным согласованием месте размещения объекта для строительства офисного здания (л.д.6).
.... и.о. председателя комитета земельных ресурсов администрации письмом .... сообщил Котолкяну Г.Г. о том, что он будет дополнительно проинформирован о решении администрации, которая запросила необходимую информацию и материалы для принятия решения по его заявлению (л.д.19).
Как следует из п. 5 ст. 30, п. 8 ст. 31, п. 2 ст. 32 Земельного кодекса, решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается уполномоченным органом на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и заявления заинтересованного лица, поданного с приложением кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок.
Таким образом, бездействие администрации города, не принявшей решение по заявлению Котолкян Г.Г. в установленный законом срок, направившей ему отписку в виде указанного письма является незаконным.
Доводы администрации о том, что бездействие ею не допущено, поскольку на основании заявления истца совершен ряд подготовительных действий по предварительному согласованию места размещения объекта, судом признаются не обоснованными, так как предусмотренное п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение (о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта) принято не было.
Письмом .... от .... за подписью и.о. председателя комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Мирошникова С.В. Котолкяну Г.Г. было отказано в предоставлении указанного земельного участка, так как постановлением администрации от .... .... «О принятии решения о проведении торгов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков» принято решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды заращиваемого земельного участка, расположенного по адресу: ...., ориентировочной площадью .... кв. м (л.д.20). Основанием для издания указанного постановления послужило обращение в администрацию юридических лиц и граждан о предоставлении земельных участков для строительства (л.д.21).
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что кроме Котолкян Г.Г. никто не обращался к администрации с просьбой о выделении указанного спорного земельного участка.
Между тем, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный участок претендует несколько лиц, законодательством не урегулирован, поэтому в случае если бы на спорный земельный участок претендовало бы более одного лица, то право на заключение договора аренды земельного участка подлежало бы выставлению на торги и такой способ отвечал бы принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, но так как Котолкян Г.Г. является единственным претендентом, то выставление указанного права на торги не отвечает интересам общества и нарушает права Котолкян Г.Г.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ суду администрацией не было представлено доказательств того, что принятое администрацией решение о предоставлении земельного участка путем проведения торгов отвечает интересам граждан и основаниям, заявленным в преамбуле постановления.
Исходя из изложенного суд приходить к выводу о необходимости признать незаконными постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от .... .... «О принятии решения о проведении торгов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков» в части принятия решения о проведении торгов по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв. метров по адресу: ....
Согласно Правил землепользования и застройки городского округа – г.Волжский Волгоградской области, введенным Городским Положением от 15 октября 2009г. № 480-ВГД (в редакции Городского Положения от 08.10.2010 № 92-ВГД):
Правила вводятся в целях … создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 1.1.3.4).
Порядок использования земель г.Волжского определяется в соответствии с зонированием городской территории, отображенным на карте градостроительного зонирования. Территория г.Волжского разделена на территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территории, для каждой из которых настоящими Правилами установлен градостроительный регламент (п. 1.2.1 Правил).
В составе рекреационных зон выделена зона «ОД2» - зона общественно- деловой застройки административного центра районного уровня (п 9.2).
Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 1.9. Правил).
В градостроительных регламентах в отношении земельных объектов и объектов капитального строительства указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования (п.1.4.2 Правил).
Отсутствие вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в числе указанных в градостроительном регламенте, означает, что его применение на территории земельных участков, расположенных в соответствующей территориальной зоне, не допускается… (п. 1.4.5 Правил).
Согласно табл.1 (п.2.1) указанных выше Правил, по территориальной зоне ОД 2 к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относятся административные здания для размещения административных помещений и офисов.
Из письма управления архитектуры и градостроительства администрации от .... .... следует, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в рекреационной зоне «ОД2» (л.д.22-24).
Таким образом, судом установлено, что использование спорного земельного участка для строительства офисного здания не противоречит градостроительному регламенту, в связи, с чем отказ в предоставлении истцу земельного участка по указанному основанию является необоснованным.
Исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок к числу земельных участков, изъятых из оборота, не относится, строительство на нём офисного здания с предварительным согласованием места размещения возможно, не противоречит градостроительному регламенту, безопасно, в связи с чем суд считает необходимым на основании ч.1 ст.30 ЗК РФ возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца, обязав администрацию предоставить истцу под строительство офисного здания земельный участок по ул. ...., в течение 10-дневный со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными бездействия администрации городского округа города Волжский Волгоградской области и комитета земельных ресурсов администрации городского округа города Волжский Волгоградской области в виде издания письма .... от .... о необходимости дополнительного запроса информации и постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от .... .... «О принятии решения о проведении торгов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков» в части принятия решения о проведении торгов по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв. метров по адресу: ....
Обязать администрацию городского округа город Волжский Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Котолкяна Г.Г. путем принятия в соответствии с законом решения о предоставлении Котолкяну Г.Г. земельного участка ориентировочной площадью .... кв.метров с предварительным согласованием места размещения объекта строительства –офисного здания в районе земельного участка, расположенного по адресу: .... в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: судья
Справка: мотивированное решение изготовлено 18 июля 2011 года.
Судья: судья
Согласовано 11.08.2011 года
Судья А.Н. Камышанова