АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело №А48- 1628/07-18
г. Орел
«08» мая 2007 г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А.Жернова, при ведении протокола судебного заседания судьей А.А.Жерновым, рассмотрев в судебном заседании заявление
Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области ФС по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Соловьеву Р.В.
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя– специалист 1 разряда Фомичева И.С. (постоянная доверенность от 17.01.07 г. № 1)
от ответчика – Соловьев Р.В. (паспорт 5402 325207, выдан 27.05.02 г. Урицким РОВД Орловской области),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Соловьеву Р.В. (далее ИП Соловьев Р.В., ответчик) о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Требования заявителя мотивированы тем, что сотрудником заявителя была проведена внеплановая проверка соблюдения ответчиком лицензионных требований и условий, по результатам которой составлен акт от 24.04.07 г. №45; в ходе проверки установлены следующие нарушения: не проведение инструктажа с водителями по безопасности дорожного движения и повышению профессионального мастерства; не прохождение водителями медицинского осмотра; непроведение периодического технического обслуживания автобусов; не проведение стажировки водителей; непрохождение предрейсового технического осмотра транспортного средства.
Ответчик в судебном заседании требование заявителя признал полностью, письменный отзыв на заявление не представил.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Соловьев Р.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автотранспортом по территории РФ от 15.02.04 г., серия ВА №003693.
В соответствии с положениями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 г. №128-ФЗ одним из обязательных лицензионных условий является соблюдение лицензиатом совокупности установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (ст.2 Закона).
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом изложены в «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
Согласно п.4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Согласно п.п. б) п. 5 указанного Положения грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий является использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
В соответствии с п. 2.3.3 Приказа Минтранса РФ от 30.03.94 г. № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения.
В силу п. 2.3.5 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.97 г. № 2 владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно п. 2.2.2 «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 г., техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды (прил. 3); уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.
Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.
В соответствии с п. 3.2.1 Приказа Минтранса РФ от 09.03.95 г. № 27 организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.
Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.
В силу п. 9.8 Приложения № 5 Приказа Минтранса РФ от 30 июня 2000 г. №68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» в строке "Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен" при выезде водителя на линию проставляется подпись лица, отвечающего соответствующим квалификационным требованиям на проведение предрейсового технического осмотра.
Пунктом 4.3 статьи 4 Положения «Об обеспечении дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.95 г. № 27 установлена обязанность организаций и водителей-предпринимателей обеспечивать ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом начальника Управления от 24.04.07 г. № 172, вынесенного на основании рапорта от 10.04.07 г. № 169 государственный инспектор Ковалев А.Ф. провел внеплановую проверку лицензионной деятельности ИП Соловьева Р.В., по итогам которой составлен акт от 24.04.07г. № 45.
В акте нашли отражение допущенные ответчиком нарушения лицензионных требований и условий, в частности: путевые листы оформляются не полностью (не указаны показания спидометра отсутствует подпись и штамп механика); инструктаж водителей не проводится; документы, подтверждающих проведение планового технического обслуживания отсутствуют; отсутствие графиков проведения технического обслуживания; непроведение технического осмотра транспортного средства перед выездом на линию; водители не проходили обучение по безопасности дорожного движения и стажировку на маршрутах.
20.04.07 г. в отношении ИП Соловьева Р.В. составлен протокол об административном правонарушении №000505/170, в котором указаны следующие нарушения, допущенные ответчиком: непроведение контроля технического состояния автобуса перед выездом на линию; непроведение предрейсовых медосмотров водителей; непроведение инструктажа водителей по безопасности дорожного движения; непроведение периодического технического обслуживания автобусов; непроведение обучения водителей по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения; непроведение стажировки водителей на маршруте.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии ИП Соловьева Р.В., подписан последним без каких-либо замечаний.
Довод заявителя о непрохождении ответчиком предрейсового медицинского осмотра опровергается представленным в материалы дела ИП Соловьевым Р.В. договором от 20.02.07 г. № 54, заключенным с ОАО «Орелавтотранс», согласно п. 3.1.11 которого ОАО «Орелавтотранс» организует предрейсовые и междурейсовые медицинские осмотры водителей на автовокзалах и автостанциях.
Прохождение ответчиком предрейсового медицинского осмотра также подтверждается соответствующим штампами на путевых листах от 10.04.07 г. № 101 и от 11.04.07 г. № 102 (л.д. 14, 15).
Факт совершения ответчиком других нарушений, перечисленных заявителем в протоколе об административном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания суд признает в качестве смягчающих обстоятельств: признание ответчиком требований административного органа; совершение индивидуальным предпринимателем административного правонарушения впервые.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
С учетом всех обстоятельств дела арбитражный суд считает необходимым привлечь ИП Соловьева Р.В. к административной ответственности по ч.4ст.14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 минимальных размеров оплаты труда (4 000 руб.)
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Соловьева Романа Викторовича 23.10.1978 года рождения, проживающего по адресу: Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, д. 15, кв. 6 (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 02.02.04 г. серия 57 № 000352705) к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ в виде взыскания в доход бюджета административного штрафа в размере сорока минимальных размеров оплаты труда (4 000 руб.).
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия.