Судья Свинкина М.Л. № 33-3558/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2018 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Касянчук Е.С., Галашевой И.Н.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 27 июня 2018 года по иску прокурора (.....), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Медвежьегорского городского поселения, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики К.. о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск предъявлен по тем основаниям, что на территории Медвежьегорского муниципального района в (.....), напротив (.....) выявлена несанкционированная свалка отходов. Полагая, что нахождение несанкционированной свалки на указанной территории нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ просил обязать администрацию Медвежьегорского городского поселения и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать указанную свалку в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом в качестве соответчиков к участию в деле определением от 04.05.2018 были привлечены ООО «УК «Лотос» и ООО «Автоспецтранс».
Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал администрацию Медвежьегорского городского поселения и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории Медвежьегорского городского поселения на (.....) напротив (.....), (...), в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласен ответчик Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, в апелляционной жалобе полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Указывает, что в соответствии с заключенным между Министерством и ООО «Автоспецтранс» соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходми от 19.02.2018 обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора, которым является ООО «Автоспецтранс», а также собственника земельного участка. Также полагает, что Министерство не наделено правом собственности на земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, в судебном заседании не доказан факт образования отходов в процессе деятельности или по завершении определенной деятельности Министерства, в связи с чем оснований для возложения на Министерство обязанности по ликвидации указанной свалки у суда первой инстанции не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Медвежьегорского района и ООО «Автоспецтранс» полагают решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики К.. на основании доверенностей Черепова И.С., Ткачук А.С. апелляционную жалобу поддержали.
Представитель истца прокурор Крылов Д.И. возражал по доводам апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав явившихся в суд апелляционной инстанции лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами и на территории сельских поселений, если иное не установлено законом, субъекта Российской Федерации.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Статьей 6 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 ст. 5 Закона РК от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти РК, уполномоченных Правительством РК в области обращения с отходами.
В соответствии с подп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 № 216-П, указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что в марте 2018 годе в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, прокуратурой Медвежьегорского района на территории Медвежьегорского городского поселения в (.....) напротив (.....) выявлена несанкционированная свалка отходов.
Возлагая обязанность по ликвидации свалки на администрацию Медвежьегорского городского поселения и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, правильно применил нормы материального закона.
Оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на ООО «УК «Лотос», которая является управляющей компанией указанного многоквартирного дома не имеется, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, в отношении него государственный учет не проведен, документы кадастрового учета отсутствуют, в связи с чем земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда российской Федерации от 29.04.2010 №). Более того, несанкционированная свалка мусора расположена за пределами земельного участка, определенного техническим паспортом на указанный жилой дом.
Не является надлежащим ответчиком по делу региональный оператор ООО «Автоспецтранс», поскольку согласно заключенному между Министерством и обществом соглашению от 19.02.2018 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия обеспечивается региональным оператором с 01.05.2018. Вместе с этим, несанкционированная свалка была выявлена в марте 2018 года. Указание в п. 2.1.1 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018 на то, что региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в приложении № к документации об отборе, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 12.11.2016 №, не является основанием для возложения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, поскольку в указанном соглашении не определен источник возмещения затрат на ликвидацию указанных свалок, образовавшихся до выбора регионального оператора. При этом ни Медвежьегорское городское поселение, ни Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия не заключали договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации указанной несанкционированной свалки, как это следует из постановления Правительства от 12.11.2016 №.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что Министерство не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка, а также не является собственником самих отходов, поскольку в силу вышеприведенного нормативного регулирования ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления, направленной на охрану окружающей среды. Также ответчики не представили суду относимых, допустимых и достоверных доказательств, позволяющих установить наличие конкретного собственника свалки.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам и по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда надлежащую оценку.
Оснований к отмене постановленного по делу решения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 27 июня 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи