№ 2-727/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Мишуковой Н.В.,
с участием истца Семихина М.И..,
представителя ответчика - администрации Пудожского муниципального района РК – Коробцовой К.П., по доверенности,
представителя отдела опеки и попечительства администрации Пудожского муниципального района РК Воеводиной О.С., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семихина М.И. к администрации Пудожского муниципального района РК о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
у с т а н о в и л:
Семихин М.И. обратился в суд с иском к Администрации Пудожского муниципального района РК, в обоснование которого указал, что он совместно со своим отцом С., матерью М. и братом С. проживал в д. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ его мать умерла. Решением Пудожского районного суда от 22.12.2000 отца лишили родительских прав, после чего истца с братом определили в Детский дом. Постановлением Куганаволокской сельской администрации от 03.01.2001 за ним и братом закрепили жилую площадь в д. Куганаволок, принадлежащую отцу. Он (истец) находился в ГОУ РК Пудожский детский дом со 02.04.2001 по 02.09.2008. 23.05.2005 отец умер, сгорел при пожаре в своем доме. После этого за ним и братом было закреплено неблагоустроенное жилое помещение в <адрес> <адрес>, в дальнейшем эта квартира была признана непригодной для проживания. В 2008 он выбыл из детского дома на учебу в ГОУ ПУ г.Костомукша. Затем он проходил военную службу по призыву, после которой вернулся в г.Костомукша. После замены паспорта у него не осталось регистрации. Считает, что как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Просит возложить на администрацию Пудожского муниципального района РК обязанность по постановке на учет в качестве сироты, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда и обеспечить его жильем.
Определением суда от 08.11.2018 к участию в деле привлечен орган опеки и попечительства Администрации Пудожского муниципального района РК, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство социальной защиты Республики Карелия.
В отзыве на иск Администрация Пудожского муниципального района РК указала, что постановлением Куганаволокской сельской администрации №3 от 27.06.2005 в связи с пожаром ранее закрепленного помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, С. и Семихину М.И. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В комиссию с заявлением об установлении факта невозможности проживания в данном жилом помещении истец не обращался. Министерство социальной защиты Республики Карелия формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам указанной категории граждан, которые состоят в Списке. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений базируются на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. На учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Семихии М.И. не состоит. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в целях реализации своего права на обеспечения жилым помещением должны встать на учет. По достижению возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом меры государственной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой поддержки. Также, к исковому заявлению не приложен документ, подтверждающий отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о том, что истец не имеет в собственности объектов недвижимости. Ответчик просил отказать в удовлетворении иска.
В отзыве на иск Министерство социальной защиты Республики Карелия сообщило, что в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РК от 25.10.2017 №374-П, Министерство социальной защиты Республики Карелия формирует список детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями. Ранее указанные полномочия осуществляли Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия. В списке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 16.02.2016 №315 «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», списке, утвержденном приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 07.10.2016 №331-П «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», Семихин М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не состоял. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (в том числе и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ меры государственной поддержки, так как они утрачивают одно их установленных законодателем условий получения такой поддержки. На момент обращения в суд с исковым заявлением Семихин М.И. достиг возраста 27 лет, сведениями о том, по какой причине Администрацией Пудожского муниципального района своевременно (до 2014) не были представлены сведения о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения, обращался ли Семихин М.И. в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, установлении факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении до 2014, третье лицо не располагает. Считает, что правовые основания для включения Семихина М.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ отсутствуют, и просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что после обучения в училище в период с 2011 по 2012 проходил военную службу, откуда вновь вернулся в г.Костомукша. От брата узнал, что квартиру в д.Куганавлок «списали» и в 2013 уехал в поисках работы в г.С-Петербург, где находился до 2016. Затем уехал работать в г.Великий Новгород, откуда вновь вернулся в г.Костомукша, где проживает по настоящее время. Живет в съемной квартире, своего жилья не имеет. В качестве причин, по которым он не встал на учет в качестве нуждающегося в жилье, истец назвал то, что он: полагал, что состоит на учете; финансовые трудности и не возможность выехать из г.С-Петербурга, где он работал в секте по договору. Также сообщил, что в г.Пудоже проживать не собирается, но обратился в суд с иском, поскольку других вариантов в получении жилья не имеет. Сможет жить в предоставленной ему квартире летом в период отпуска.
Представитель ответчика - Администрации Пудожского муниципального района РК в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы отзыва. Сообщила, что от истца было только одно обращение о предоставлении жилья, которое поступило из прокуратуры в 2018. Обращение было без документов и на него был дан ответ.
Представитель органа опеки и попечительства в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. При этом сообщил, что в 2005 Семихину М.И. и С. была выделена квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В 2008 квартира находилась в хорошем состоянии, в ней проживал Семихин М.И., в 2011 в квартире уже никто не проживал, а в 2017 жилье было признано непригодным для проживания. Семихин М.И. на учет в качестве нуждающегося в жилье не вставал.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Куганаволокского сельского поселения, Министерство социальной защиты Республики Карелия извещены о времени и месте рассмотрения дела. Своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как установлено в судебном заседании, решением Пудожского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ С. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних С. и Семихина М.И.
Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ. С. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти.
Постановлением Главы местного самоуправления Пудожского района РК № от ДД.ММ.ГГГГ Семихин М.И. был определен в детский дом.
Постановлением Куганаволокской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними С. и Семихиным М.И. закреплена жилая площадь, находящаяся в д.<адрес> РК, принадлежащая их отцу С.
Согласно ответа Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Медвежьегорского и Пудожского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы от ДД.ММ.ГГГГ в регистрационном журнале пожаров отделения госпожнадзора Пудожского района имеется запись № от ДД.ММ.ГГГГ о пожаре в частном доме С. по адресу: д<адрес>, <адрес>.
Постановлением Куганаволокской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ С., Семихину М.И. выделена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Приказом №35 от 01.12.2010 Водлозерского филиала <адрес> Национального парка «Водлозерский» списан жилой <адрес>, инвентарный № вследствие недостачи, отнесенной за счет виновных лиц.
В соответствии со справкой ГОУ «Пудожский детский дом» истец воспитывался в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта обследования жилого помещения от 29.02.2008 при участии представителей Администрации и Совета Куганаволокского сельского поселения жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> находилось в удовлетворительном состоянии. В квартире проживал С.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, введенного в действие с 01.03.2005 (в редакции, действующей до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Правоотношения, возникающие в связи с содержанием и реализацией мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей ст.8 Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом дети указанной выше категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, подлежали обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из приведенных норм в действующей ранее редакции (до 01.01.2013) следует, что правом на обеспечение жильем во внеочередном порядке обладали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), которые не имели закрепленного в установленном порядке жилья. Соответственно дети, имевшие такое закрепленное жилье, подлежали по окончании пребывания в образовательных учреждениях, окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, подлежали вселению и проживанию в закрепленном жилье.
С 01.01.2013 законодательством Российской Федерации установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В частности, Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.ст.98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, п.1 ст. 8 Закона (в редакции, действующей с 01.01.2013), п.6 ст.3 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, по смыслу закона социальная гарантия по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа могла быть реализована гражданами указанной категории до 01.01.2013 путем принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а после 01.01.2013 путем включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет.
Пунктом 9 ст.8 Закона предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При этом отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. При наличии к этому уважительных причин такие требования могут быть удовлетворены.
Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года.
Таким образом, как усматривается из материалов дела, истец до достижения возраста 23 лет не обращался с заявлением в орган местного самоуправления о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по основаниям, указанным в поданном иске. Истцом не было представлено доказательств того, что до достижения возраста 23 лет он предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо к этому препятствовали какие-либо объективные обстоятельства. Уважительных причин, которые бы препятствовали в установленном порядке реализовать свои права, истцом не приведено. К времени достижения возраста 23 лет истец не был лишен возможности реализовать свои права на жилое помещение в установленном для этого порядке. Каких-либо обстоятельств, не зависящих от воли истца, препятствующих реализовать право на внеочередное получение жилого помещения с наступлением совершеннолетия и до 23 лет, судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Семихина М.И. к администрации Пудожского муниципального района РК о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Точинов С.В.